• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование ребенка с первого года жизни зависит от его семьи

Образование ребенка с первого года жизни зависит от его семьи

Преодоление неравенства в образовании — это ключевой вызов, который сегодня стоит перед образовательными системами разных стран, и Россия не исключение. Этой теме был посвящен доклад научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина на Московском международном салоне образования. Тема также будет обсуждаться на XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Считается, что развитие цивилизации определяется креативными людьми — успешными инженерами или предпринимателями, на подготовке которых должны концентрировать усилия школы и вузы. Но остальные люди, которые занимаются так называемой нетворческой работой, тоже должны быть счастливы и успешны. Караван идет со скоростью самого медленного верблюда, и уровень жизни, уровень культуры общества в огромной степени определяется тем, как живет подавляющее большинство. Не может быть счастливым и успешным общество, в котором есть дети, лишенные права на образование, считает Исак Фрумин.

Равенство или многообразие?

Можно по-разному относиться к устройству советского общества и советской системы образования, но надо признать, что определенный уровень равенства образовательных возможностей был достигнут, пусть даже с помощью в том числе очень жестких мер. В условиях советского равенства в образовании не допускалось многообразие.

В последние 25 лет в нашей стране развивалось многообразие, вариативность образования, расширялся спектр образовательных услуг, что привело к образовательному неравенству. Само по себе неравенство не является злом, подчеркнул Исак Фрумин, но проблема заключается в формировании очагов бедности, где дети становятся заложниками социального и культурного статуса своих семей, а в обществе складывается такая стратификация, при которой образование не помогает человеку перейти с одного уровня на другой. В 2015 году в рамках опроса, проводимого исследователями Института образования ВШЭ, 62% респондентов заявили, что не верят в образование как механизм социальной мобильности.

Два мальчика и девочка

Научный руководитель Института образования предложил слушателям рассмотреть возможные образовательные траектории трех условных детей: мальчика, у которого оба родителя — с высшим образованием, девочки, у которой оба родителя — без высшего образования, и мальчика из неполной семьи, живущей в бедности (бедных в России сейчас 18%). Какая судьба их ждет? Какое образование они смогут получить?

Современные исследования показывают, что семейные ресурсы уже с первого года жизни начинают играть критически важную роль в том, как сложится судьба ребенка, отметил Исак Фрумин. По их результатам можно нарисовать примерно такую картину: первому мальчику родители читают сказки, смотрят с ним фильмы, обсуждают прочитанное и увиденное. Девочке предлагают писать и заучивать буквы, без чтения и обсуждения. Со вторым мальчиком никто не занимается. Несмотря на любые усилия детского сада и школы, первый мальчик к окончанию четвертого класса будет успешнее двоих других детей. Их дальнейшие образовательные траектории предопределены.

От детского сада до вуза

Безусловным достижением современного российского общества является общедоступное дошкольное образование — все дети независимо от материального достатка семей имеют возможность прийти в одни и те же детские сады. Не случайно многие зарубежные исследователи считают российское дошкольное образование одним из лучших в мире.

Но как только дети расходятся по школам, ситуация меняется. На сегодняшний день 99% учеников, которые в 11 классе заваливают ЕГЭ, учатся в 20% школ страны. Если ребенок оказался в такой школе, к нему там относятся по принципу «лишь бы в тюрьму не попал», о серьезном образовании речи нет. Конечно, в этих школах находятся дети, которые «прорываются», преодолевая свое социальное наследие, — исследователи называют их резильентными (сопротивляющимися). Но в большинстве случаев их траектория определена, и даже те родители, которые хотят помочь своему ребенку, мало что могут сделать. А система поддержки родителей в России отсутствует.

Дети слабо подготовленные, из семей с низким достатком, с низким социальным и культурным статусом, идут к репетиторам подешевле, и эти репетиторы им почти не помогают

В появлении резильентных детей огромную роль играет дополнительное образование: если ребенок чем-то заинтересован, занимаясь дополнительно вне школы, велик шанс, что он выйдет за рамки уготованной ему колеи. Но в системе дополнительного образования есть «люксовый» сегмент, куда простые дети не попадают: например, почти все семьи детей, входящих в молодежную команду России по горным лыжам, по уровню дохода относятся к верхним 10% общества. То есть дополнительное образование также не гарантирует обеспечение социальной мобильности.

Доля детей, которые после 9 класса уходят из школ в техникумы, за последние 5 лет увеличилась примерно с 22 до 44%. Известно, что в техникумах программа общего образования преподается плохо, на нее не обращают внимания, и среднее профессиональное образование в значительной степени становится тупиковой веткой. Часть детей пытается после техникумов поступить в вузы, в том числе, на заочные программы, но сейчас обсуждается идея о закрытии части таких программ. Хотя даже при низком качестве для выпускников техникумов это хорошая возможность дальнейшей социализации.

Из тех, кто доучивается в школах до 11 класса, практически все, кто принадлежит к обеспеченным семьям из верхних 40% общества, занимаются с репетиторами, и им репетиторы помогают. А дети слабо подготовленные, из семей с низким достатком, с низким социальным и культурным статусом, идут к репетиторам подешевле, и эти репетиторы им почти не помогают. По результатам ЕГЭ в вузы, где дают хорошее образование, поступают их изначально более успешные сверстники.

Чем виноваты дети?

До недавнего времени наша система образования обеспечивала равенство и более широкие возможности, чем системы образования в других странах, где имущественное и социальное разделение давно стало фактом, подчеркнул Исак Фрумин. Но сейчас, несмотря на обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования, что является несомненным благом, в России формируются барьеры социальной мобильности и очаги суровой, тяжелой бедности. Российское общество критично относится к бедным, считая, что бедные — это те, кто не хочет работать, алкоголики и наркоманы. Порой так и есть, но чем виноваты дети, которые растут в этих семьях?

Институт образования ВШЭ будет продолжать исследования в этой области — они вызывают интерес и у политиков, и ученых. Проблему неравенства в российском образовании необходимо решать их совместными усилиями.

С 19 по 21 апреля в рамках XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества Институт образования ВШЭ проведет симпозиум на тему «Образование и социальная дифференциация». Им заинтересовались ученые из США, Великобритании, Китая, Италии, которые много работают с этой проблемой. Это первое крупное научное мероприятие в нашей стране, посвященное неравенству в образовании.

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.