• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Инновации стимулируют социальное предпринимательство»

Илга Достова, студентка 3-го курса факультета экономики ГУ-ВШЭ, стала победителем секции «Экономика» Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010», недавно прошедшей в МГУ им. М.В. Ломоносова. Она рассказывает о своей научной работе, позволившей выиграть в этом конкурсе.

— Илга, расскажите, пожалуйста, о теме вашего доклада на конференции.

— Доклад «Феномен социального предпринимательства: основные детерминанты в межстрановых сопоставлениях», с которым я выступила на конференции в МГУ, касался некоторых результатов моей исследовательской работы под руководством Ольги Образцовой, заместителя заведующего кафедрой статистики ГУ-ВШЭ. Исследование проводится в рамках международного научного проекта GEM — Global Entrepreneurship Monitor — Глобального мониторинга предпринимательства, в котором участвуют более 50-ти стран мира. С российской стороны в проекте участвуют Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский государственный университет. Работа ведется на основе базы данных GEM по результатам опросов взрослого трудоспособного населения о предпринимательской активности. Сначала мы вели исследование только на базе российских данных, а позднее стали анализировать и сопоставлять ситуацию в России с данными других стран.

— А что такое социальное предпринимательство?

— Это непростой вопрос. Дело в том, что сам термин «социальное предпринимательство» практически не рассматривается в современной литературе по теории предпринимательства. Некоторые авторы вообще высказывают сомнения относительно существования социального предпринимательства в странах с развивающейся или переходной экономикой, как у нас в России. Тем не менее, мы исходим из того, что социальным предприятием нужно считать бизнес, созданный для решения или смягчения социальных проблем и функционирующий на условиях самоокупаемости, инновационности и финансовой устойчивости. Например, предоставление каких-то услуг инвалидам и воспитанникам детских домов, строительство детских площадок из экологически чистых материалов, предприятия, которые нанимают на работу людей с ограниченными возможностями. То есть это бизнес, который берет на себя социальную миссию.

— К каким выводам вы пришли в ходе своей работы?

— Мы проводили международные сопоставления по данным 49-ти стран-участниц GEM 2009 года и по нескольким показателям социально-предпринимательской активности выделили лидеров по уровню развития социального предпринимательства. Это Йемен и Королевство Тонга. Также высокий уровень социально предпринимательской активности был зафиксирован в Дании и Норвегии. К странам со средним уровнем развития социального предпринимательства были отнесены, к примеру, Венесуэла, Корея, США, Финляндия.

К сожалению, по нашим оценкам, уровень социально-предпринимательской активности в России низкий.

— Зависит ли уровень социального предпринимательства от социально-экономической ситуации в стране?

— Наш анализ показал, что социальная активность бизнеса совершенно не зависит от доли ВВП, приходящейся на душу населения в том или ином государстве. Исследование продолжается, и пока мы только выделили несколько факторов, которые влияют на социальное предпринимательство. Например, рост безработицы в стране снижает уровень социального предпринимательства, потому что людям необходимо зарабатывать деньги и обеспечивать себе хотя бы прожиточный минимум, поэтому они меньше вовлекаются в предпринимательство. В странах с сельскохозяйственным уклоном социальное предпринимательство выше, чем в государствах с крупной обрабатывающей промышленностью, потому что социально ориентированные предприниматели, как правило, начинают свое дело в рамках малого бизнеса, а не крупных корпораций. Высокий уровень бедности тоже положительно влияет на развитие социального предпринимательства, потому что оно направлено как раз на решение острых проблем там, где государство не может в полной мере выполнять свои функции.

Кроме того, развитие инноваций в стране стимулирует активный рост социального предпринимательства, поскольку инновации — это необходимый элемент любого социального предприятия.

— Как вы думаете, чем ваш доклад заинтересовал участников конференции? Почему его так высоко оценили?

— Я думаю, что, во-первых, свою роль сыграла новизна предмета исследования, поскольку эмпирических работ по социальному предпринимательству в России практически нет. Во-вторых, на заседаниях подсекции «Экономическая теория» большинство докладов были посвящены теоретическим исследованиям, и моя практическая работа, вероятно, выделялась на общем фоне. Кроме того, сейчас, в условиях экономического кризиса, особое внимание уделяется проектам, исследующим социальную ориентированность бизнеса.

— У вас очень необычное имя, Илга. Вы — москвичка?

— Я люблю Москву, но не считаю себя москвичкой. Я родилась в Казахстане, в городе Павлодаре. Моя семья переехала в Москву, когда мне было 6 лет.

— Когда и почему вы выбрали экономический факультет Вышки для поступления?

— До 10-го класса я училась в маленькой гимназии и знала там не только всех ребят, но и их родителей, бабушек и дедушек. Там не велась профессиональная ориентация старшеклассников и было скучновато, поэтому я перешла в большую общеобразовательную школу, которая оказалась базовой школой Вышки. По результатам тестирования я попала в класс, в котором шла подготовка к поступлению в Высшую школу экономики. А в выпускном классе я участвовала в многопрофильной олимпиаде для школьников и по ее результатам стала студенткой Вышки.

— Вы уже сделали свой выбор специализации на следующем курсе?

— Да, я бы хотела заниматься математическими методами анализа экономики.

— У вас есть хобби? Как вы проводите свободное время?

— В школе я занималась в театральной и спортивной студиях, а сейчас свободного времени у меня немного. Иногда удается пойти в театр. Комедии и мюзиклы мне не очень нравятся, а на драматические спектакли я хожу с удовольствием. Люблю путешествовать, но это возможно только летом, в каникулы. Еще я люблю читать русскую классику и французские детективы.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Как заниматься благотворительностью, продавая питьевую воду

Проект студента МИЭФ Евгения Паснюка начинался как не самая удачная попытка собрать деньги на благотворительность, а теперь его воду под маркой «Простое добро» можно купить в магазинах, кафе и на маркетах еды в Москве. Евгений уверен, что социальное предпринимательство в России только начинается развиваться, но пройдет немного времени — и станет легче.

Для спасения мира нужна привычка к рутинной работе

Какие формы имеет социальное предпринимательство в России и США? Чем определяется успешность социальных проектов и как добиться их долговременной устойчивости? Эти вопросы обсуждались на очередной «Неформатной встрече на ВысШЭм уровне», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Американский студент выбрал ВШЭ для начала научной карьеры

Студент магистерской программы «Население и развитие» Томас Эспи родился в Алабаме, но всегда интересовался русским языком и культурой. Со временем он выучил русский язык и приехал в Москву учиться. Томас рассказал новостной службе ВШЭ о своих научных исследованиях, впечатлениях от учебы и от Москвы.

НИРС-2015: Шерлок Холмс против пиратов

Накануне Нового года были подведены итоги очередного конкурса научно-исследовательских работ студентов ВШЭ. Из почти тысячи работ по 17 направлениям жюри отобрало 94 призера. А мы выбрали несколько работ, показывающих, насколько широки и нетривиальны исследовательские интересы студентов Вышки.

Школа, где учили вести бизнес с пользой для общества

Социальный бизнес не перестает быть бизнесом из-за того, что он социальный — модное название не должно прикрывать неумение вести дела. В этом уверены организаторы завершившейся Летней школы ВШЭ «Выбор молодых — предпринимательство в социальной сфере», которая стала по сути конкурсом стартапов.

НИРС-2013: студентов-победителей наградили поездкой в Нидерланды

25 декабря в Высшей школе экономики состоялась церемония награждения победителей и лауреатов Конкурса научно-исследовательских работ студентов 2013 года.

Конкурс НИРС – 2013: итоги подведены

Подведены итоги ежегодного Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) ВШЭ. Публикуем список победителей и лауреатов конкурса.

Предпринимательство становится социальным

Социальное предпринимательство в России набирает обороты, но чиновники и традиционный бизнес мало об этом знают. В конце июля под Санкт-Петербургом Высшая школа экономики провела международную летнюю школу «Социальное предпринимательство и социальные инновации».

Социальный бизнес привлекает молодых

Социальное предпринимательство — явление пока еще не достаточно широко известное в России. Тем не менее, интерес к нему растет. И более всего со стороны молодых людей, чье детство пришлось на постсоветские времена. «Социальное предпринимательство молодых: мода, идеализм или новый здравый смысл» — эта тема стала предметом обсуждения на круглом столе в НИУ ВШЭ.

В социальном бизнесе Россия ближе к США, чем к Европе

Социальная миссия, финансовая устойчивость, независимость от внешних источников, коллектив до 250 человек — такая модель социального предпринимательства формируется сейчас в России. Исследование Алены Албутовой в свежем номере журнала «Экономическая социология».