• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исторический опыт благотворительности в России может быть применим и сегодня

Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора провел научный семинар по теме «Влияние государственных институтов на развитие благотворительности, XVIII век – 1917 год». С докладом выступила Галина Ульянова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, автор двух книг и нескольких десятков статей об истории благотворительности.

Галина Ульянова начала изучать тему филантропии в начале 1990-х годов, когда падение уровня жизни населения и разрушение советских институтов социальной защиты вызвали необходимость осмысления опыта помощи малоимущим в России до 1917 года и в западноевропейских странах в XIX и XX веков.

Семинар в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора посетили студенты, преподаватели и научные сотрудники НИУ ВШЭ, ученые из институтов РАН, представители благотворительных фондов и других некоммерческих организаций. В докладе была рассмотрена роль государства в развитии благотворительности в исторический промежуток времени с петровских реформ до Октябрьской революции. Рассказывая о взаимодействии власти и гражданского общества в урегулировании социальных проблем и отношении к филантропии, Галина Ульянова отметила, что помощь бедным и нуждающимся является сферой, в которой противоречия между народом и правительством практически отсутствуют, поскольку совпадают цели и выгоды всех заинтересованных сторон.

Основные положения доклада излагались в проблемно-хронологическом ключе.

Организованная благотворительность началась с Петра I

До XVIII века благотворительность была делом церковным, а мотивация ее религиозной. Государство осознало контроль за благотворительностью как свою обязанность впервые в царствование Петра I, то есть в первой четверти XVIII века. Это время стало переходным периодом от неорганизованной подачи милостыни к созданию заведений общественного призрения по единому плану, регламентированному общероссийскими узаконениями.

Правление Петра I (1689-1725) справедливо считать отправным пунктом в возникновении государственной политики поощрения благотворительности. Идея изыскивать средства для устройства госпиталей и детских заведений не из казенных сумм, а от подаяния зажиточных людей была высказана Петром I после того, как он побывал в Западной Европе. После этого были сделаны первые шаги к созданию законодательства и приняты практические меры  в этой сфере. В частности, были созданы единичные благотворительные заведения – богадельни для престарелых и приютов для «подкидных» младенцев в губернских городах.

Таким образом, в XVIII веке матрица благотворительного поведения задавалась первым лицом в государстве, и, повторяя его благочестивые поступки, придворные демонстрировали свою лояльность. Например, известно об устройстве только в 1698-1710 годах пяти благотворительных больниц, детского приюта и гостиницы для странников в Новгороде митрополитом Иовом, которому были переданы денежные пожертвования от самого Петра I и его сподвижников – военачальника, позже губернатора и сенатора Петра Матвеевича Апраксина и крупного чиновника Якова Никитича Римского-Корсакова.

Справка от священника

Наступившая после смерти Петра эпоха дворцовых переворотов почти не сказалась на курсе развития благотворительности. В послепетровский период (1730-1750-е годы) число благотворительных заведений, главным образом, богаделен, постепенно увеличивалось.На содержание большинства благотворительных заведений выделялись средства из казны. Четверть их была создана на деньги и при участии частных лиц (в Москве – 22 богадельни из 88).

Прием в богадельни регулировался административными и полицейскими органами, поскольку ч исло мест было ограничено и всех принять не могли. Предпочтение отдавалось престарелым лицам а) не имевшим семьи, б) из беднейших семей, которые не могли прокормить старика, в) дряхлым родителям, сын которых по приговору мирского схода был отдан в рекруты, являясь до ухода в армию на 25 лет «единственным кормильцем при дряхлом и немощном отце или матери». Таким образом, позиция государства заключалась в том, чтоб не допустить окончательного обнищания семей, не имевших бюджета для достаточного пропитания.

Круг бедных, имевших право на получение призрения или благотворительных выдач, определялся и контролировался на уровне церковных приходов, основным документом, удостоверяющим бедность, была справка от священника, поскольку священники знали положение своих прихожан.

Таким образом, несмотря на отсутствие законодательно прописанного морального поощрения государством частных жертвователей, благотворительность развивалась. В области практического воплощения ее поддерживали губернские власти, обязанные не допускать возмущения горожан и валяющихся на улицах нищих.

Благотворительность вместо памятника

Системное законодательство в области благотворительности стало создаваться в годы правления Екатерины II. При ней были проведены административные реформы, обеспечившие стимулы для развития светской филантропии на местном и губернском уровне, и сформировались институты самоуправления. В правительственной политике в сфере благотворительности сочеталось рациональное начало (законодательная регуляция) с провозглашением положительных моральных принципов.Фактически в эпоху Екатерины II началась история светской благотворительности.

Императрица отказалась от памятника, который хотели воздвигнуть в её честь, повелев употребить предназначенные для него средства на строительство благотворительных заведений

Историк В.О. Ключевский писал, что Екатерина II избрала следующее политическое направление – «показать силу империи и удовлетворить национальное чувство; <…> проявить блеск власти, упрочить положение ее носительницы и согласить враждующие общественные интересы».

Екатерина выбрала для себя образ заботливой матери, для которой интересы страны и подданных важнее личной выгоды. Широко известен случай, когда в 1767 году императрица отказалась от памятника, который хотели воздвигнуть в её честь, повелев употребить предназначенные для него средства на строительство благотворительных заведений. Она заявила: «Я лучше желаю воздвигнуть монумент в сердцах подданных, нежели на мраморе», и, добавив к 52 тыс. рублей, собранным дворянством и купечеством, 150 тыс. руб. от себя, предназначила деньги на устройство училищ, сиротских домов, богаделен, больниц. Вместе с пожертвованиями вельмож, последовавших примеру императрицы, общая сумма составила 500 тыс. руб.

Впоследствии её жесты повторял Николай II, с 1897 года не принимая подношения в ходе своих путешествий по стране и призывая подданных тратить деньги не на подарки государю, а на местные нужды.

За 34 года царствования Екатерины сложилось несколько важных благотворительных практик. Устоялась традиция образца  морального поощрения щедрых благотворителей высшей властью. Крупные филантропы удостаивались личной благодарности монарха, а их портреты устанавливались на всеобщее обозрение в залах заседаний городских дум и благотворительных заведений.

В рамках своего политического кредо – «проявить блеск власти», «согласить враждующие общественные интересы» – императрица пошла на осторожное разрешение возникновения негосударственных институтов. По законам «Учреждения для управления губерний» (1775) и «Жалованной грамоте городам» (1785) в Российской империи вводились начала местного самоуправления. «Учреждение о губерниях» стало отправной точкой для правового регулирования частных пожертвований, поскольку содержало дозволение использовать «доброхотные подаяния». Также оно разрешало создавать благотворительные заведения: «Частным людям, обществам и селениям не возбраняется учреждать от себя благотворительные заведения».

В соответствии с «Учреждением о губерниях», в 1775 году были созданы Приказы общественного призрения – институты под председательством губернатора, куда выбирались заседатели из местного общества, а также приглашались выборные главы купеческого и дворянского сословий. Совет Приказа из 6-7 человек решал вопросы о местных заведениях Приказов: народных школах, сиротских домах, больницах, богадельнях и смирительных домах, которые могли создаваться как на средства местного бюджета, так и на благотворительные пожертвования. При создании каждого губернского Приказа на образование основного капитала выделялось 15 тыс. рублей из доходов губернии для образования основного капитала. К 1830 году было по стране создано 57 таких Приказов.

Налог на карты шел в благотворительность

Первая половина XIX века была ознаменована крупными законодательными реформами, проводимыми тремя сменившими друг друга на престоле императорами – Павлом I и двумя его сыновьями – Александром I и Николаем I. К началу столетия чётко определились правила принятия пожертвований. Во-первых, в благотворительности по закону от 4 января 1816 года «О непринятии от порочных людей пожертвований и о ненаграждении их за оные» провозглашался принцип участия в благотворительности только лиц, уважаемых согражданами за добропорядочность и благочестие, незапятнанных нахождением под судом и следствием. Во-вторых, во избежание коррупции накладывался запрет на пожертвования частных лиц на предметы, на которые ассигнованы суммы из казны. Немного позже в законодательстве закрепилась классификация пожертвований, подразделившихся на четыре вида: 1) пожертвование в виде недвижимости, 2) капитал на устройство заведения, 3) капитал расходный; 4) капитал «неприкосновенный», т.е. целевой капитал (говоря современным языком, эндаумент).

Провозглашался принцип участия в благотворительности только лиц, уважаемых согражданами за добропорядочность и благочестие, незапятнанных нахождением под судом и следствием

Важным событием в истории благотворительности стало появление Ведомства учреждений Императрицы Марии и Императорского Человеколюбивого общества. Ведомству учреждений Императрицы Марии передавался ряд взимаемых государством пошлин, в частности сборы с публичных зрелищ и увеселений и карточная монополия, то есть обложение сбором каждой колоды игральных карт. Таким образом, достигались две цели: взимался своеобразный «налог на развлечения» и создавался образ власти – защитника интересов слабых и неимущих.

Законодательство закрепляло существующие реалии

В период Великих Реформ (с 1856 по 1874 год) изменил весь строй жизни. Были проведены реформы, среди которых важнейшими стали Крестьянская реформа 1861 года и реформа местного самоуправления (1864 – введение земства и 1870 – введение муниципальной власти в городах), депутатов отныне избирало население, давно проживающее в данной местности и владеющее недвижимостью.

После отмены крепостного права в 1861 году 23 млн чел. крестьян, составлявшие треть населения, получили личную свободу и право выкупа своих земельных наделов у помещиков. Эти важные экономические изменения вызвали массовое переселение из деревни в города в поисках работы, и как последствие люмпенизацию малообеспеченного населения. Низкий уровень адаптации мигрантов из деревни в город породил безработицу, грозил опасностью криминализации безработных. Кроме того, имелись значительные группы нуждающихся в городах и деревне. Все это ставило новые задачи перед благотворительностью.

Российское общество Красного Креста, на 26,4% финансировалось за счет сборов с заграничных паспортов и с проезжающих по железным дорогам пассажиров.

После отмены крепостного права и других реформ 1860-1870-х годов, среди которых наибольшую значимость для развития благотворительности имели земская и городская реформы, был дан толчок проявлению общественной активности в сфере благотворительности.

Говоря об эволюции законодательства, Галина Ульянова отметила, что оно не опережает события, а закрепляет уже существующие реалии. Принятие новых юридических актов означает, что государство решалось официально признать происходящие в обществе процессы.

В последние десятилетия существования монархии сформировалась широкая сеть благотворительных заведений, включавшая такие крупные организации как, например, Попечительство о трудовой помощи и Российское общество Красного Креста, основанное в 1867 году и финансировавшееся на 26,4% за счет сборов с заграничных паспортов и с проезжающих по железным дорогам пассажиров.

Согласно данным за 1902 год в Российской империи насчитывалось свыше 19 тыс. филантропических учреждений. К ХХ веку государственная власть придерживалась позиции всемерной поддержки филантропии, что отразилось на трансформации правовых норм. Упростились бюрократическая система, механизм передачи пожертвований и порядок открытия благотворительных организаций, деятельность которых с 1897 года регулировалась «Примерным уставом общества пособия бедным».

В своем докладе Галина Ульянова показала, что исторический опыт не теряет своей актуальности и сведения о взаимодействии благотворительного сектора с органами власти в прошлые века могут быть учтены и использованы при выстраивании современной государственной политики в этой сфере.

 

Галина Шляхова,
стажёр-исследователь Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора

Вам также может быть интересно:

Праздник без границ: первый инклюзивный фестиваль Вышки прошел в Москве

В Саду имени Баумана Вышка провела инклюзивный благотворительный фестиваль «Волшебный мир». Его гостями стали подопечные четырех подшефных интернатов и все желающие. Что происходило на празднике — в материале новостной службы портала.

Вышка&аdidas: помогаем очистить планету от пластика

3 июня в Вышке пройдет встреча с Крисом Таллером — руководителем отдела креативных проектов Runtastic от компании adidas и основателем фонда Parley, который занимается выловом и переработкой океанического пластика.

ВШЭ проведёт благотворительный инклюзивный фестиваль «Волшебный мир»

В День защиты детей, 1 июня, Вышка организует фестиваль «Волшебный мир» в Саду имени Баумана. Ждем в гости и больших и маленьких! Главная цель масштабного праздника — помочь детям с ограниченными возможностями интегрироваться в активную жизнь современного общества, найти новых друзей.

Как правильно помогать детям из детских домов? Чек-лист

В среднем каждый ребенок в детском доме на Новый год получает 19 подарков. Если вы думаете, что это хорошо, вы ошибаетесь. Как игрушки и гаджеты мешают выпускникам детдомов социализироваться и как правильно участвовать в благотворительности, обсудили 8 декабря на круглом столе, организованном вышкинской благотворительной организацией «Открой Глаза» вместе с Центром лидерства и волонтёрства НИУ ВШЭ.

Государство должно создавать правила, которые помогают работе благотворителей

8 июня в Вышке состоялась конференция «Государство и благотворители: вместе к общей цели», организованная НИУ ВШЭ совместно с Агентством социальной информации, Форумом доноров и центром «Благосфера». Участие в ней приняли премьер-министр России Дмитрий Медведев и вице-премьер Татьяна Голикова.

20000

рублей необходимо собрать благотворительной студенческой организации HSE Outreach, чтобы организовать поездку в Москву для их подопечных из школы-интерната в Гаврилов-Яме (Ярославская область). Сбор средств идет на planeta.ru до 24 апреля.

Спасатели по доброй воле

По данным Росстата, в России ежемесячно около 13 тысяч волонтеров занимаются поиском пропавших людей. Кто и почему готов жертвовать личным временем и эмоциональным комфортом ради спасения незнакомого человека, выяснили в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

«Став членом команды Charity Market, я помогаю животным и делаю мир чуточку лучше»

Редкое крупное мероприятие в Лицее Вышки не сопровождается благотворительной ярмаркой,  организованной лицейской ученической организацией Charity Market. Вырученные от маркета деньги ребята передают в фонд помощи животным «Подбери Друга» и в Кожуховский приют — с ним ребята сотрудничают уже нескольких лет. Новостная служба ВШЭ продолжает рассказывать про внеучебные проекты лицеистов ВШЭ.

Волонтерство и церковь: подчинение или сотрудничество?

Каковы основные подходы к организации волонтерской деятельности в рамках социального служения и диаконических практик современного православия? Об этом шла речь на очередном научном семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора (ЦИГОиНС) НИУ ВШЭ, прошедшем под руководством первого проректора НИУ ВШЭ, научного руководителя ЦИГОиНС профессора Льва Якобсона.

573

новогодних подарка, собранных вышкинцами в рамках проекта «Открой глаза», были вручены детям и молодым людям с особенностями развития из детских домов и интернатов в Тверской и Владимирской областях.