• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательный потенциал России предстоит превратить в капитал

На специальной сессии «Развилки и перспективы развития российского образования» XVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики обсуждался раздел доклада Центра стратегических разработок о стратегии развития России, посвященный образованию. Инвестиции в образование дают эффект через 15-20 лет, так что участники сессии рассмотрели перспективу до 2035 года.

Ключевая цель стратегии — ускорение экономического роста, который обеспечивает благосостояние людей, и задачи отдельных отраслей, в том числе образования, рассматриваются в контексте этой цели, пояснил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Россия сегодня недополучает 10-12 процентов ВВП, так как система образования не дает людям полный набор необходимых компетенций, около 25% школьников не осваивают ядро знаний по математике, естественным, социальным и гуманитарным наукам. Их трудовые и карьерные возможности ухудшаются, они тяжело адаптируются к работе и мало зарабатывают. Однако ситуацию нельзя считать безысходной: опыт ряда стран показывает, что количество неуспешных школьников можно значительно сократить, считает ректор ВШЭ. Это удалось, в частности, в Финляндии, где их доля составляет 5-7%.

Наши преимущества

По словам научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, «мы живем в обучающемся обществе» — в российском образовании создан хороший задел для будущего развития. Обеспечена всеобщая доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, сократилась доля школьных зданий, требующих капитального ремонта, в международном исследовании качества образования PISA Россия сделала рывок — наши результаты по чтению и математике сравнялись со средними по ОЭСР. Премия за высшее образование (разница в средней зарплате у выпускников вузов со всеми остальными) в России одна из самых высоких в Европе, в топ-100 отраслевых и предметных мировых рейтингов раньше входил только МГУ, а сейчас — еще порядка десяти вузов.

При этом Россия — небогатая страна. Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, мы опережаем страны своей доходной группы по уровню развития образования, это такой же ресурс, каким в последние годы была нефть. И теперь, добавил Исак Фрумин, главный вопрос в том, как этот потенциал превратить в капитал. Но нынешнее финансирование системы образования, по мнению экспертов ВШЭ, не дает маневра для развития — мы отстаем от всех стран, с которыми конкурируем, по доле ВВП на образование, причем расходы на образование консолидированного бюджета с 2013 года снижаются.

Наши проблемы

Та четверть школьников, которая не осваивает программы общего образования, идет учиться в техникумы, где качество образования, дающего функциональную грамотность, очень низкая, а поддерживающих программ для детей этой группы, как в Финляндии, у нас нет. Этой проблемой в нашей стране никто не занимался — общее образование целенаправленно улучшали в школах, хотя почти половина старшеклассников получает его в техникумах. Растут различия в образовательных результатах семей с разным социальным статусом — происходит концентрация детей из определенных социальных слоев в определенных школах. Возникает зона бедности и низкой социальной мобильности, опасная для социальной устойчивости страны.

Если уж необходимо сделать так, чтобы дети учили все предметы до окончания 11 класса, уж лучше ввести один дополнительный ЕГЭ, а какой именно кому сдавать, можно определять по жребию, например, 1 апреля

В школах, техникумах и вузах не формируют так называемую «новую грамотность», которая не была необходима еще 20-30 лет назад, — финансовую, медицинскую, правовую. Формирование ключевых компетенций XXI века (работа в команде, решение проблем, проектная деятельность и проч.) не являются целевой функцией общего и высшего образования. Снижается мотивация и интерес к учебе, хотя мотивированный учебный труд — это основной ресурс успеха, условие появления в обществе инициативных людей. В России не является обязательным непрерывное образование — уровень обновления компетенций взрослого населения в три раза ниже, чем в странах-конкурентах. Выпускники вузов, как правило, не готовы не только создавать свои инновации, но и быстро оценивать и осваивать инновации, созданные другими.

Таким образом, с учетом преимуществ российского образования и ликвидации выявленных проблем предстоит понять, как увеличить вклад образования в экономический рост и технологическую модернизацию, как с его помощью гарантировать социальную мобильность и устойчивость, усилить глобальное влияние России.

Обязательные экзамены и средний балл аттестата

В ходе дискуссии были высказаны разные точки зрения о путях совершенствования качества образования, изменении механизмов его финансирования и других факторах. Ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев предложил для повышения общекультурного уровня школьников ввести обязательный ЕГЭ по 6-7 предметам, учитывать при поступлении в вузы средний балл аттестата, а чтобы прекратить вымывание талантливых абитуриентов из регионов, усилить сотрудничество региональных вузов с ведущими столичными.

По его мнению, распределение контрольных цифр приема между вузами непрозрачно, они не учитывают потребности экономики, их получают в большой степени успешные вузы, а также вузы проблемных регионов. А слабые вузы получают недостаточно бюджетных мест, даже если нужны экономике, хотя можно принять меры по их развитию — поменять руководство, привлекать студентов стипендиями и местами в общежитиях. Впрочем, замминистра образования и науки РФ Людмила Огородова возразила, что при распределении контрольных цифр приема учитываются региональные потребности в кадрах на среднесрочный период, а также запросы самих университетов.

Однако руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина счел увеличение количества ЕГЭ слишком тяжелым бременем. Если уж необходимо сделать так, чтобы дети учили все предметы до окончания 11 класса, уж лучше ввести один дополнительный ЕГЭ, а какой именно кому сдавать, можно определять по жребию, например, 1 апреля. Не отрицая важность знаний, нужно обеспечить и демонстрацию умений выпускниками школ. Выпускники техникумов сдают демонстрационный экзамен, аналог планируется вводить в Москве для выпускников профильных и инженерных и медицинских классов. В экономике востребованы межпредметные и межкультурные компетенции, а значит, нужны уже инженерно-медицинские классы, в одном образовательном пространстве должны учиться те, кто выбрал разные профили, как в сочинском центре для одаренных детей «Сириус».

Совершить прорыв

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко считает, что в системе образования необходимо определить точки роста, где предстоит совершить прорыв. Десять лет назад в условиях ограничения бюджетных ресурсов именно так начинался приоритетный национальный проект «Образование», когда впервые были профинансированы программы развития лучших вузов, поощрялись лучшие учителя и лучшие школы.

В условиях постоянной нехватки финансирования и поисках компромисса при его распределении между разными ведомствами, это один из возможных путей развития образования для ускорения экономического роста, считает помощник президента.

Вам также может быть интересно:

Новая промышленная революция в России: быть или не быть?

На экспертной дискуссии «Технологическое развитие: мировые тренды и перспективы России» в рамках XVIII Апрельской конференции обсуждали возможности нашей страны осуществить в ближайшее время новую промышленную революцию. Основной доклад представил вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Княгинин.

«Главная особенность российского рынка труда — его нормальность»

Российский рынок труда является эффективным с макроэкономической точки зрения, быстро адаптируется к внешним шокам и может служить образцом для других рынков, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Он выступил с почетным докладом на XVIII Международной Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ.

«Государство и университеты должны дополнять друг друга в социальной политике»

Важность вовлечения университетов в социально-экономическую политику государства обсудили на международном семинаре «Университеты, инклюзивное развитие и социальные инновации» в рамках XVIII Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ.

«Россия больше не будет иметь гигантских нефтяных денег 2010-14 годов»

Мировой спрос на нефть будет расти все медленнее, но шансы на то, что рост продолжится вплоть до 2035 года, высоки; основным торговым партнером России останется Евросоюз; Китай увеличит свой вес в мировой экономике, но по уровню ВВП на душу населения к 2040 году не догонит даже Россию — на экспертной дискуссии «Российская экономика в системе мирохозяйственных связей» обсуждали варианты развития российской экономики на ближайшие десятилетия исходя из общемировых трендов.

«В соревновании государств победят не технологии, а новые модели управления»

Реформа госуправления и цифровая трансформация правительства стали главными темами экспертной дискуссии «Государственное управление: проблемы и решения». Лидерство в технологичной экономике и конкуренция за человеческий капитал — две цели, которые ставят перед собой авторы реформы.

«Нужно развивать страховые принципы социальной политики, а не уходить от них»

Очередная экспертная сессия в рамках XVIII Международной Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ была посвящена проблемам социальной политики. Участники дискуссии обсуждали пути развития российского рынка труда, пенсионной и страховой системы.

Эксперты обсудили перспективы и развилки российского здравоохранения

Обсуждение прошло в рамках XVIII Апрельской конференции и  было посвящено основным проблемам отрасли и способам их решения.

В обществе искусственного интеллекта растет чувство незащищенности и правые настроения

Почему Трамп победил на выборах? Кто голосует за ксенофобские популистские правые партии? Как объяснить Брекзит? Рональд Инглхарт, научный руководитель Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) ВШЭ, считает, что эти изменения общественного мнения связаны с растущим неравенством, из которого вырастает  чувство общей незащищенности и  откат к ксенофобии.

Как выстроить диалог бизнеса и власти в условиях «новой нормальности»

Меняющаяся экономическая ситуация требует более эффективного диалога бизнеса и власти. Об этом шла речь на круглом столе «Взаимодействие бизнеса и власти на региональном и муниципальном уровне: зарубежный и российский опыт» в рамках XVIII Апрельской конференции.

Революция в области методов управления произойдет в ближайшие 10 лет

Как должны меняться экономические приоритеты государства, какие структурные реформы ожидают нас в ближайшее время, что необходимо усовершенствовать в системе государственного контроля — эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Государство и экономическое развитие», прошедшего в рамках XVIII Апрельской конференции.