• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательный потенциал России предстоит превратить в капитал

На специальной сессии «Развилки и перспективы развития российского образования» XVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики обсуждался раздел доклада Центра стратегических разработок о стратегии развития России, посвященный образованию. Инвестиции в образование дают эффект через 15-20 лет, так что участники сессии рассмотрели перспективу до 2035 года.

Ключевая цель стратегии — ускорение экономического роста, который обеспечивает благосостояние людей, и задачи отдельных отраслей, в том числе образования, рассматриваются в контексте этой цели, пояснил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Россия сегодня недополучает 10-12 процентов ВВП, так как система образования не дает людям полный набор необходимых компетенций, около 25% школьников не осваивают ядро знаний по математике, естественным, социальным и гуманитарным наукам. Их трудовые и карьерные возможности ухудшаются, они тяжело адаптируются к работе и мало зарабатывают. Однако ситуацию нельзя считать безысходной: опыт ряда стран показывает, что количество неуспешных школьников можно значительно сократить, считает ректор ВШЭ. Это удалось, в частности, в Финляндии, где их доля составляет 5-7%.

Наши преимущества

По словам научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, «мы живем в обучающемся обществе» — в российском образовании создан хороший задел для будущего развития. Обеспечена всеобщая доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, сократилась доля школьных зданий, требующих капитального ремонта, в международном исследовании качества образования PISA Россия сделала рывок — наши результаты по чтению и математике сравнялись со средними по ОЭСР. Премия за высшее образование (разница в средней зарплате у выпускников вузов со всеми остальными) в России одна из самых высоких в Европе, в топ-100 отраслевых и предметных мировых рейтингов раньше входил только МГУ, а сейчас — еще порядка десяти вузов.

При этом Россия — небогатая страна. Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, мы опережаем страны своей доходной группы по уровню развития образования, это такой же ресурс, каким в последние годы была нефть. И теперь, добавил Исак Фрумин, главный вопрос в том, как этот потенциал превратить в капитал. Но нынешнее финансирование системы образования, по мнению экспертов ВШЭ, не дает маневра для развития — мы отстаем от всех стран, с которыми конкурируем, по доле ВВП на образование, причем расходы на образование консолидированного бюджета с 2013 года снижаются.

Наши проблемы

Та четверть школьников, которая не осваивает программы общего образования, идет учиться в техникумы, где качество образования, дающего функциональную грамотность, очень низкая, а поддерживающих программ для детей этой группы, как в Финляндии, у нас нет. Этой проблемой в нашей стране никто не занимался — общее образование целенаправленно улучшали в школах, хотя почти половина старшеклассников получает его в техникумах. Растут различия в образовательных результатах семей с разным социальным статусом — происходит концентрация детей из определенных социальных слоев в определенных школах. Возникает зона бедности и низкой социальной мобильности, опасная для социальной устойчивости страны.

Если уж необходимо сделать так, чтобы дети учили все предметы до окончания 11 класса, уж лучше ввести один дополнительный ЕГЭ, а какой именно кому сдавать, можно определять по жребию, например, 1 апреля

В школах, техникумах и вузах не формируют так называемую «новую грамотность», которая не была необходима еще 20-30 лет назад, — финансовую, медицинскую, правовую. Формирование ключевых компетенций XXI века (работа в команде, решение проблем, проектная деятельность и проч.) не являются целевой функцией общего и высшего образования. Снижается мотивация и интерес к учебе, хотя мотивированный учебный труд — это основной ресурс успеха, условие появления в обществе инициативных людей. В России не является обязательным непрерывное образование — уровень обновления компетенций взрослого населения в три раза ниже, чем в странах-конкурентах. Выпускники вузов, как правило, не готовы не только создавать свои инновации, но и быстро оценивать и осваивать инновации, созданные другими.

Таким образом, с учетом преимуществ российского образования и ликвидации выявленных проблем предстоит понять, как увеличить вклад образования в экономический рост и технологическую модернизацию, как с его помощью гарантировать социальную мобильность и устойчивость, усилить глобальное влияние России.

Обязательные экзамены и средний балл аттестата

В ходе дискуссии были высказаны разные точки зрения о путях совершенствования качества образования, изменении механизмов его финансирования и других факторах. Ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев предложил для повышения общекультурного уровня школьников ввести обязательный ЕГЭ по 6-7 предметам, учитывать при поступлении в вузы средний балл аттестата, а чтобы прекратить вымывание талантливых абитуриентов из регионов, усилить сотрудничество региональных вузов с ведущими столичными.

По его мнению, распределение контрольных цифр приема между вузами непрозрачно, они не учитывают потребности экономики, их получают в большой степени успешные вузы, а также вузы проблемных регионов. А слабые вузы получают недостаточно бюджетных мест, даже если нужны экономике, хотя можно принять меры по их развитию — поменять руководство, привлекать студентов стипендиями и местами в общежитиях. Впрочем, замминистра образования и науки РФ Людмила Огородова возразила, что при распределении контрольных цифр приема учитываются региональные потребности в кадрах на среднесрочный период, а также запросы самих университетов.

Однако руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина счел увеличение количества ЕГЭ слишком тяжелым бременем. Если уж необходимо сделать так, чтобы дети учили все предметы до окончания 11 класса, уж лучше ввести один дополнительный ЕГЭ, а какой именно кому сдавать, можно определять по жребию, например, 1 апреля. Не отрицая важность знаний, нужно обеспечить и демонстрацию умений выпускниками школ. Выпускники техникумов сдают демонстрационный экзамен, аналог планируется вводить в Москве для выпускников профильных и инженерных и медицинских классов. В экономике востребованы межпредметные и межкультурные компетенции, а значит, нужны уже инженерно-медицинские классы, в одном образовательном пространстве должны учиться те, кто выбрал разные профили, как в сочинском центре для одаренных детей «Сириус».

Совершить прорыв

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко считает, что в системе образования необходимо определить точки роста, где предстоит совершить прорыв. Десять лет назад в условиях ограничения бюджетных ресурсов именно так начинался приоритетный национальный проект «Образование», когда впервые были профинансированы программы развития лучших вузов, поощрялись лучшие учителя и лучшие школы.

В условиях постоянной нехватки финансирования и поисках компромисса при его распределении между разными ведомствами, это один из возможных путей развития образования для ускорения экономического роста, считает помощник президента.

Вам также может быть интересно:

Чем российские города отличаются от западных

На одном из круглых столов в рамках Апрельской научной конференции обсуждали морфологию российских городов. Доклад представил Роберт Бакли, старший научный сотрудник магистерской программы «Международные отношения» в университете The New School, США. В докладе рассматривается структура плотности населения российских городов, сравниваются модели устройства городов в России и других странах, а также анализируется влияние поведения жителей на развитие той или иной модели.

«Основной приоритет — это разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей»

На Апрельской конференции был представлен экспертный доклад «12 решений для нового образования», подготовленный Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Международные эксперты в области образования профессор Мартин Карной и профессор Томмазо Агасисти рассказали  новостной службе ВШЭ, как они оценивают основные положения доклада.

Экономическое и социальное развитие России зависит от ответов на технологические вызовы

О том, каким может быть технологическое будущее российской экономики и как оно соотносится с задачами ускорения экономического роста и улучшения качества жизни, говорили участники одного из пленарных заседаний XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Необходимо переосмысление роли государства в экономике

Замедление темпов роста ВВП в последние годы, вызванное изменением конъюнктуры на мировых рынках и исчерпанием трансформационных бонусов за счет перехода от плановой к рыночной экономике, подталкивает к необходимости поиска новых решений по стимулированию экономики. Коллектив авторов экспертного доклада «Структурные изменения в российской экономике и структурная политика» провел масштабную работу по анализу и осмыслению опыта проведения структурной политики в России и мире и возможных путей ее дальнейшего развития. Первая презентация доклада прошла в рамках пленарного заседания «Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка», завершившего XIX Апрельскую международную научную конференцию НИУ ВШЭ.

Как побудить российский бизнес и граждан стать инвесторами

Одно из пленарных заседаний XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ было посвящено новым инструментам инвестиционной политики. Собравшиеся эксперты обсуждали, какие механизмы могут привести к активизации инвестиций в экономику России.

Для того чтобы идти в ногу со временем, надо уметь быстро меняться

В бизнесе неумение быстро меняться ведет к проигрышу в глобальной конкуренции. Аналогичная ситуация и в государственном управлении. О проблемах и перспективах развития государственного управления говорили участники одноименного круглого стола в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Образование — один из секторов экономики, в котором Москва предложила собственный стандарт

В рамках XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ прошла встреча в формате диалога между мэром Москвы Сергеем Собяниным и ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Они обсудили главные темы, касающиеся жизни крупнейшей городской агломерации страны.

В Вышке прошла церемония вручения Национальной премии по прикладной экономике

Обладателем премии в 2018 году стала профессор Массачусетского университета в Амхерсте Ина Гангули. Американская исследовательница была отмечена за цикл статей, посвященных анализу продуктивности российских ученых в 1990-е годы, их решений в отношении эмиграции и ее воздействия на развитие российской науки в США.

Улучшение инвестиционной среды — реальный фактор решения текущих экономических задач

Тема рисков и вызовов, связанных с санкционными ограничениями в отношении России, очень важна для формирования ряда направлений экономической политики. Участники круглого стола, посвященного вопросам улучшения деловой среды как одного из способов реагирования на санкции, обменялись на XIX Апрельской конференции мнениями о том, как выйти на положительные темпы экономического роста в условиях внешнего давления.

Новый Бюджетный кодекс должен быть «головной болью» не только Минфина, но и всего правительства

На XIX Апрельской конференции НИУ ВШЭ продолжилась трехлетняя дискуссия Минфина и экспертного сообщества по созданию проекта нового Бюджетного кодекса.