• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Государство и университеты должны дополнять друг друга в социальной политике»

Важность вовлечения университетов в социально-экономическую политику государства обсудили на международном семинаре «Университеты, инклюзивное развитие и социальные инновации» в рамках XVIII Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ.

От обездоленности к плюрализму благосостояния

Первый выступающий Клаэс Брундениус рассказал о результатах работы международной исследовательской группы Лундского университета (Швеция), которая изучает роли университетов в экономическом и социальном развитии. Участники группы работают в странах Южной Африки и Южной Америки, в Европе, России, а также в Китае и  во Вьетнаме.

Как отметил докладчик, особое беспокойство группы сегодня вызывает ухудшающиеся состояние окружающей среды, изменение климата и растущие неравенство населения с точки зрения дохода и благосостояния. Согласно исследованиям, в 2016 году 1% богатейшего населения сформировал больше богатства, чем все оставшиеся население  мира. Причем по концентрации совокупного богатства Россия стоит на первом месте (70% богатства принадлежит 1% населения). В США, Бразилии, в Южной Африке, в Швеции также увеличивается разрыв между богатейшей и остальной частью населения.

Сегодня, как заметил докладчик, можно говорить о появлении нового социального класса — обездоленные. Это работающее население, не уверенное в завтрашнем дне, чувствующее себя не защищенным. Кроме этого, перед государствами сейчас остро стоит проблема выбора между экономическим ростом и равенством населения. Вопрос открытый, хотя некоторые исследования доказывают, что равенство способствует росту. Причем экономический рост, по мнению Брундениуса, должен в том числе основываться на социальных инновациях и затрагивать незащищенные инклюзивные слои населения. Более того, социальный предприниматель, убежден докладчик, должен стать новым «героем нашего времени».

Далее Клаэс Брундениус рассказал о двух возможных сценариях развития общества. Первый сценарий предполагает снижение государственной роли и увеличение числа частных компаний (и это то, что сейчас мы наблюдаем в США). В такой модели третий, социальный, сектор присутствует, но он незначительный. Второй сценарий — «плюрализм благосостояния» — говорит о важной роли государства и частного капитала, но третий сектор доминирует. И это предпочтительный вариант экономического развития стран.

Роль университетов в инклюзивном развитии стран

Ключевую роль университетов в формировании социальной лестницы, разрушающей барьеры социального неравенства, отметил старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Станислав Заиченко в своем докладе «Российские университеты как участники инклюзивного развития». Уязвимые (инклюзивные) группы населения — люди с инвалидностью, проживающие на отдаленных территориях и имеющие сложности к доступу к общей инфраструктуре, попавшие в сложные жизненные ситуации, жертвы природных катаклизмов, а также население с низким уровнем дохода и другие — зачастую чувствуют себя ущербными по отношению к благополучной части общества. Что в связи с этим необходимо сделать государству и чем могут помочь университеты?

Во-первых, необходимо создавать больше возможностей для доступа населения к научно-техническим инновациям, в частности, всеобщее подключение к Интернету и создание бесплатных общественных центров обучения пользователей сети. Во-вторых, развивать безбарьерную среду для инвалидов и людей с ограниченной мобильностью. И наконец, важна индивидуальная, адресная помощь населению. И здесь, как отметил докладчик, можно говорить о  принятии программ на государственном уровне, включающие обеспечение быстрого доступа населения к государственным услугам, адаптацию населения к городской среде и так далее.

Главная задача социальной политики сегодня — обеспечить равные возможности для всех, желающих получить образование. Однако, как отметил докладчик, об этом проще рассуждать, чем сделать. В данный момент государство разрабатывает единые стандарты для индивидуального обучения разных групп населения; создает адаптированную инфраструктуру в университетах и кампусах; готовит учителей к работе с особыми категориями населения; формирует институт наставников, которые в дальнейшем будут помогать адаптироваться к новой среде.

«Государство и университеты, реализуя социальную политику, должны быть взаимодополняющими, их инициативы не должны противоречить друг другу. Сегодня конкурентоспособность университетов определяется не только спросом и предложением на рынке труда, но и наличием доступной и комфортной среды для обучения», — подытожил Заиченко.

Университеты и бизнес

В свою очередь Николас Вонортас, профессор экономики и международных отношений Университета Дж. Вашингтона (США), ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий НИУ ВШЭ, в совместном с другими коллегами докладе «Сотрудничество между университетами и промышленностью: результаты исследований, проведенных в Бразилии» напомнил об исторической роли университетов США — помогать местному сообществу развивать регион. Именно поэтому американские университеты очень хорошо понимают социальные проблемы общества, в отличие от старых европейских университетов, воспитывающих элиту, оторванную от большей части населения.

В обследовании нескольких университетов Бразилии, в частности университета Сан-Паулу, исследовательская группа рассматривала степень их вовлеченности в промышленность страны. Мотивацией к проекту послужил тезис о том, что университеты должны не только учить, но и помогать обществу и бизнесу в развитии региона, в котором он находится.

Как рассказал докладчик, исследовательской группой было сформировано две гипотезы. Первая говорит, что, если университет вовлекается во взаимодействие с частным сектором (сотрудники и студенты сотрудничают с бизнесом), то вероятность того, что университет «родит» какую-то компанию — увеличивается. Подобное взаимодействие университета и бизнеса, по мнению Вонортаса, создает некий социальный капитал. Однако во многих университетах мира, с сожалением отметил докладчик, культуры взаимодействия университета и бизнеса нет. В бразильских университетах эта гипотеза также не подтвердилась.

Вторая гипотеза гласит, что интенсивность и объем взаимодействия с бизнесом не столь важны, намного важнее качество подобного взаимодействия. И здесь речь идет о консалтинге, когда преподаватели, аспиранты, успешные студенты консультируют бизнес, или взаимодействии с бизнесом в форме стажировок для студентов, а также контракты студентов с частным сектором для проведения общих исследований. Такое взаимодействие более плодотворно, поскольку создает культуру, позволяющую основать новые компании. И эта гипотеза подтвердилась. На обследованные четыре университета Бразилии приходится три четверти подобного взаимодействия бизнеса с университетами страны.

Последний доклад «Социальные инновации и социальная инклюзия в латвийских университетах» представила Анда Адамсоне-Фисковича из Центра балтийских исследований. Она рассказала о социальных перспективах инклюзивности в университетах Латвии в условиях существенного экономического неравенства населения. Несмотря на  «неадекватность» финансирования высшего образования поставленным задачам, сегодня в университетах Латвии успешно реализуются такие социальные проекты, как Центр правовых практик для незащищенных слоев населения, Центр удаленного образования, в частности, для отбывающих срок в местах лишения свободы, «Экспресс здоровья» — оказание первой медицинской помощи и консультирование, и  другие.

Вам также может быть интересно:

Чем российские города отличаются от западных

На одном из круглых столов в рамках Апрельской научной конференции обсуждали морфологию российских городов. Доклад представил Роберт Бакли, старший научный сотрудник магистерской программы «Международные отношения» в университете The New School, США. В докладе рассматривается структура плотности населения российских городов, сравниваются модели устройства городов в России и других странах, а также анализируется влияние поведения жителей на развитие той или иной модели.

«Основной приоритет — это разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей»

На Апрельской конференции был представлен экспертный доклад «12 решений для нового образования», подготовленный Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Международные эксперты в области образования профессор Мартин Карной и профессор Томмазо Агасисти рассказали  новостной службе ВШЭ, как они оценивают основные положения доклада.

Экономическое и социальное развитие России зависит от ответов на технологические вызовы

О том, каким может быть технологическое будущее российской экономики и как оно соотносится с задачами ускорения экономического роста и улучшения качества жизни, говорили участники одного из пленарных заседаний XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Необходимо переосмысление роли государства в экономике

Замедление темпов роста ВВП в последние годы, вызванное изменением конъюнктуры на мировых рынках и исчерпанием трансформационных бонусов за счет перехода от плановой к рыночной экономике, подталкивает к необходимости поиска новых решений по стимулированию экономики. Коллектив авторов экспертного доклада «Структурные изменения в российской экономике и структурная политика» провел масштабную работу по анализу и осмыслению опыта проведения структурной политики в России и мире и возможных путей ее дальнейшего развития. Первая презентация доклада прошла в рамках пленарного заседания «Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка», завершившего XIX Апрельскую международную научную конференцию НИУ ВШЭ.

Как побудить российский бизнес и граждан стать инвесторами

Одно из пленарных заседаний XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ было посвящено новым инструментам инвестиционной политики. Собравшиеся эксперты обсуждали, какие механизмы могут привести к активизации инвестиций в экономику России.

Для того чтобы идти в ногу со временем, надо уметь быстро меняться

В бизнесе неумение быстро меняться ведет к проигрышу в глобальной конкуренции. Аналогичная ситуация и в государственном управлении. О проблемах и перспективах развития государственного управления говорили участники одноименного круглого стола в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Образование — один из секторов экономики, в котором Москва предложила собственный стандарт

В рамках XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ прошла встреча в формате диалога между мэром Москвы Сергеем Собяниным и ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Они обсудили главные темы, касающиеся жизни крупнейшей городской агломерации страны.

В Вышке прошла церемония вручения Национальной премии по прикладной экономике

Обладателем премии в 2018 году стала профессор Массачусетского университета в Амхерсте Ина Гангули. Американская исследовательница была отмечена за цикл статей, посвященных анализу продуктивности российских ученых в 1990-е годы, их решений в отношении эмиграции и ее воздействия на развитие российской науки в США.

Улучшение инвестиционной среды — реальный фактор решения текущих экономических задач

Тема рисков и вызовов, связанных с санкционными ограничениями в отношении России, очень важна для формирования ряда направлений экономической политики. Участники круглого стола, посвященного вопросам улучшения деловой среды как одного из способов реагирования на санкции, обменялись на XIX Апрельской конференции мнениями о том, как выйти на положительные темпы экономического роста в условиях внешнего давления.

Новый Бюджетный кодекс должен быть «головной болью» не только Минфина, но и всего правительства

На XIX Апрельской конференции НИУ ВШЭ продолжилась трехлетняя дискуссия Минфина и экспертного сообщества по созданию проекта нового Бюджетного кодекса.