• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиНаука«Государство и университеты должны дополнять друг друга в социальной политике»

«Государство и университеты должны дополнять друг друга в социальной политике»

Важность вовлечения университетов в социально-экономическую политику государства обсудили на международном семинаре «Университеты, инклюзивное развитие и социальные инновации» в рамках XVIII Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ.

От обездоленности к плюрализму благосостояния

Первый выступающий Клаэс Брундениус рассказал о результатах работы международной исследовательской группы Лундского университета (Швеция), которая изучает роли университетов в экономическом и социальном развитии. Участники группы работают в странах Южной Африки и Южной Америки, в Европе, России, а также в Китае и  во Вьетнаме.

Как отметил докладчик, особое беспокойство группы сегодня вызывает ухудшающиеся состояние окружающей среды, изменение климата и растущие неравенство населения с точки зрения дохода и благосостояния. Согласно исследованиям, в 2016 году 1% богатейшего населения сформировал больше богатства, чем все оставшиеся население  мира. Причем по концентрации совокупного богатства Россия стоит на первом месте (70% богатства принадлежит 1% населения). В США, Бразилии, в Южной Африке, в Швеции также увеличивается разрыв между богатейшей и остальной частью населения.

Сегодня, как заметил докладчик, можно говорить о появлении нового социального класса — обездоленные. Это работающее население, не уверенное в завтрашнем дне, чувствующее себя не защищенным. Кроме этого, перед государствами сейчас остро стоит проблема выбора между экономическим ростом и равенством населения. Вопрос открытый, хотя некоторые исследования доказывают, что равенство способствует росту. Причем экономический рост, по мнению Брундениуса, должен в том числе основываться на социальных инновациях и затрагивать незащищенные инклюзивные слои населения. Более того, социальный предприниматель, убежден докладчик, должен стать новым «героем нашего времени».

Далее Клаэс Брундениус рассказал о двух возможных сценариях развития общества. Первый сценарий предполагает снижение государственной роли и увеличение числа частных компаний (и это то, что сейчас мы наблюдаем в США). В такой модели третий, социальный, сектор присутствует, но он незначительный. Второй сценарий — «плюрализм благосостояния» — говорит о важной роли государства и частного капитала, но третий сектор доминирует. И это предпочтительный вариант экономического развития стран.

Роль университетов в инклюзивном развитии стран

Ключевую роль университетов в формировании социальной лестницы, разрушающей барьеры социального неравенства, отметил старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Станислав Заиченко в своем докладе «Российские университеты как участники инклюзивного развития». Уязвимые (инклюзивные) группы населения — люди с инвалидностью, проживающие на отдаленных территориях и имеющие сложности к доступу к общей инфраструктуре, попавшие в сложные жизненные ситуации, жертвы природных катаклизмов, а также население с низким уровнем дохода и другие — зачастую чувствуют себя ущербными по отношению к благополучной части общества. Что в связи с этим необходимо сделать государству и чем могут помочь университеты?

Во-первых, необходимо создавать больше возможностей для доступа населения к научно-техническим инновациям, в частности, всеобщее подключение к Интернету и создание бесплатных общественных центров обучения пользователей сети. Во-вторых, развивать безбарьерную среду для инвалидов и людей с ограниченной мобильностью. И наконец, важна индивидуальная, адресная помощь населению. И здесь, как отметил докладчик, можно говорить о  принятии программ на государственном уровне, включающие обеспечение быстрого доступа населения к государственным услугам, адаптацию населения к городской среде и так далее.

Главная задача социальной политики сегодня — обеспечить равные возможности для всех, желающих получить образование. Однако, как отметил докладчик, об этом проще рассуждать, чем сделать. В данный момент государство разрабатывает единые стандарты для индивидуального обучения разных групп населения; создает адаптированную инфраструктуру в университетах и кампусах; готовит учителей к работе с особыми категориями населения; формирует институт наставников, которые в дальнейшем будут помогать адаптироваться к новой среде.

«Государство и университеты, реализуя социальную политику, должны быть взаимодополняющими, их инициативы не должны противоречить друг другу. Сегодня конкурентоспособность университетов определяется не только спросом и предложением на рынке труда, но и наличием доступной и комфортной среды для обучения», — подытожил Заиченко.

Университеты и бизнес

В свою очередь Николас Вонортас, профессор экономики и международных отношений Университета Дж. Вашингтона (США), ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований науки и технологий НИУ ВШЭ, в совместном с другими коллегами докладе «Сотрудничество между университетами и промышленностью: результаты исследований, проведенных в Бразилии» напомнил об исторической роли университетов США — помогать местному сообществу развивать регион. Именно поэтому американские университеты очень хорошо понимают социальные проблемы общества, в отличие от старых европейских университетов, воспитывающих элиту, оторванную от большей части населения.

В обследовании нескольких университетов Бразилии, в частности университета Сан-Паулу, исследовательская группа рассматривала степень их вовлеченности в промышленность страны. Мотивацией к проекту послужил тезис о том, что университеты должны не только учить, но и помогать обществу и бизнесу в развитии региона, в котором он находится.

Как рассказал докладчик, исследовательской группой было сформировано две гипотезы. Первая говорит, что, если университет вовлекается во взаимодействие с частным сектором (сотрудники и студенты сотрудничают с бизнесом), то вероятность того, что университет «родит» какую-то компанию — увеличивается. Подобное взаимодействие университета и бизнеса, по мнению Вонортаса, создает некий социальный капитал. Однако во многих университетах мира, с сожалением отметил докладчик, культуры взаимодействия университета и бизнеса нет. В бразильских университетах эта гипотеза также не подтвердилась.

Вторая гипотеза гласит, что интенсивность и объем взаимодействия с бизнесом не столь важны, намного важнее качество подобного взаимодействия. И здесь речь идет о консалтинге, когда преподаватели, аспиранты, успешные студенты консультируют бизнес, или взаимодействии с бизнесом в форме стажировок для студентов, а также контракты студентов с частным сектором для проведения общих исследований. Такое взаимодействие более плодотворно, поскольку создает культуру, позволяющую основать новые компании. И эта гипотеза подтвердилась. На обследованные четыре университета Бразилии приходится три четверти подобного взаимодействия бизнеса с университетами страны.

Последний доклад «Социальные инновации и социальная инклюзия в латвийских университетах» представила Анда Адамсоне-Фисковича из Центра балтийских исследований. Она рассказала о социальных перспективах инклюзивности в университетах Латвии в условиях существенного экономического неравенства населения. Несмотря на  «неадекватность» финансирования высшего образования поставленным задачам, сегодня в университетах Латвии успешно реализуются такие социальные проекты, как Центр правовых практик для незащищенных слоев населения, Центр удаленного образования, в частности, для отбывающих срок в местах лишения свободы, «Экспресс здоровья» — оказание первой медицинской помощи и консультирование, и  другие.

Вам также может быть интересно:

Новая промышленная революция в России: быть или не быть?

На экспертной дискуссии «Технологическое развитие: мировые тренды и перспективы России» в рамках XVIII Апрельской конференции обсуждали возможности нашей страны осуществить в ближайшее время новую промышленную революцию. Основной доклад представил вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Княгинин.

«Главная особенность российского рынка труда — его нормальность»

Российский рынок труда является эффективным с макроэкономической точки зрения, быстро адаптируется к внешним шокам и может служить образцом для других рынков, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Он выступил с почетным докладом на XVIII Международной Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ.

«Россия больше не будет иметь гигантских нефтяных денег 2010-14 годов»

Мировой спрос на нефть будет расти все медленнее, но шансы на то, что рост продолжится вплоть до 2035 года, высоки; основным торговым партнером России останется Евросоюз; Китай увеличит свой вес в мировой экономике, но по уровню ВВП на душу населения к 2040 году не догонит даже Россию — на экспертной дискуссии «Российская экономика в системе мирохозяйственных связей» обсуждали варианты развития российской экономики на ближайшие десятилетия исходя из общемировых трендов.

«В соревновании государств победят не технологии, а новые модели управления»

Реформа госуправления и цифровая трансформация правительства стали главными темами экспертной дискуссии «Государственное управление: проблемы и решения». Лидерство в технологичной экономике и конкуренция за человеческий капитал — две цели, которые ставят перед собой авторы реформы.

«Нужно развивать страховые принципы социальной политики, а не уходить от них»

Очередная экспертная сессия в рамках XVIII Международной Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ была посвящена проблемам социальной политики. Участники дискуссии обсуждали пути развития российского рынка труда, пенсионной и страховой системы.

Эксперты обсудили перспективы и развилки российского здравоохранения

Обсуждение прошло в рамках XVIII Апрельской конференции и  было посвящено основным проблемам отрасли и способам их решения.

Образовательный потенциал России предстоит превратить в капитал

На специальной сессии «Развилки и перспективы развития российского образования» XVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики обсуждался раздел доклада Центра стратегических разработок о стратегии развития России, посвященный образованию. Инвестиции в образование дают эффект через 15-20 лет, так что участники сессии рассмотрели перспективу до 2035 года.

В обществе искусственного интеллекта растет чувство незащищенности и правые настроения

Почему Трамп победил на выборах? Кто голосует за ксенофобские популистские правые партии? Как объяснить Брекзит? Рональд Инглхарт, научный руководитель Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) ВШЭ, считает, что эти изменения общественного мнения связаны с растущим неравенством, из которого вырастает  чувство общей незащищенности и  откат к ксенофобии.

Как выстроить диалог бизнеса и власти в условиях «новой нормальности»

Меняющаяся экономическая ситуация требует более эффективного диалога бизнеса и власти. Об этом шла речь на круглом столе «Взаимодействие бизнеса и власти на региональном и муниципальном уровне: зарубежный и российский опыт» в рамках XVIII Апрельской конференции.

Революция в области методов управления произойдет в ближайшие 10 лет

Как должны меняться экономические приоритеты государства, какие структурные реформы ожидают нас в ближайшее время, что необходимо усовершенствовать в системе государственного контроля — эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Государство и экономическое развитие», прошедшего в рамках XVIII Апрельской конференции.