• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Российская экономика практически исчерпала возможности догоняющего роста»

Что происходит в российской экономике, как помочь ее росту и почему она больше не может развиваться по инерции? Об этом говорили участники пленарного заседания «Перспективы российской экономики» в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Как добиться роста

По словам председателя совета фонда «Центр стратегических разработок» Алексея Кудрина, российская экономика и общество находятся на той стадии, когда «есть большие ожидания, но не начаты меры новой политики», а состав нового правительства даст понять, каких реформ ждать. Пока же официальный прогноз, заложенный в трехлетний бюджет, — инерционный, он показывает 2% экономического роста, а прогноз ЦСР еще более скромный — 1,5% роста. Но его темпы можно увеличить, если реализовать несколько ключевых мер. На них Алексей Кудрин остановился подробнее.

Необходимо наращивание совокупной факторной производительности. Нужно внедрять новые технологии: президент говорил в своем послании, что 50% компаний должны осуществлять технологические инновации. Сейчас этим занимаются только 8% из них, значит, нужны стимулирующие меры, облегчающие работу в инновационной сферы. Возможно, стоит создавать научно-технологические консорциумы для развития новых рынков и отраслей, в которых соединять усилия производителей, потребителей и регуляторов.

До трети прироста производительности будет за счет цифровизации. Главная проблема тут — нехватка кадров, вузы должны готовить больше специалистов в сфере программирования и цифровизации управленческих процессов, в том числе в промышленности. Нынешнее образование не отвечает этим задачам. То же касается и здравоохранения. Около 450 тысяч человек ежегодно умирают в трудоспособном возрасте, 80% из них — мужчины. Продолжительность здоровой жизни — это ресурс для предотвращения сокращения трудоспособного населения (в прошлом году оно сократилась на 1 млн человек).

Важна также городская политика и развитие агломераций. Они будут расти более высокими темпами (5–7%), чем остальная экономика. Правительство должно поддерживать агломерационные процессы, в том числе вкладываясь в инфраструктуру и развитие транспорта, что позволит связать территории между собой. Среди потенциально успешных мега-агломераций Алексей Кудрин назвал уральскую (Екатеринбург — Челябинск — Пермь) и сибирскую (Новосибирск — Томск — Барнаул).

Еще одна мера — диверсификация экспорта, удвоение несырьевого экспорта до 250 млрд долларов, особенно машиностроительной продукции (сейчас на нее приходится лишь 8% экспорта). По оптимистичным прогнозам, только к 2035 году несырьевой экспорт может сравняться с сырьевым. Но для этого нужно помогать выходить предприятиям на внешние рынки, причем не только высокотехнологичные. Так, в ближайшие шесть лет произойдет знаковый переход — Россия станет экспортировать больше продовольствия, чем импортировать.

Но все эти меры должны подкрепляться развитием предпринимательства в целом. 64% населения положительно относится к предпринимательству, но хотели бы открыть бизнес только 2% — в разы меньше, чем в Европе и развивающихся странах. Нужно принципиально изменить эту ситуацию, считает Алексей Кудрин. Пока же доля госсектора имеет к тенденцию к увеличению.

Президент НИУ ВШЭ Александр Шохин, министр экономического развития Максим Орешкин и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов
Президент НИУ ВШЭ Александр Шохин, министр экономического развития Максим Орешкин и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов/ ©  Михаил Дмитриев

От безработицы к инвестициям

О том, что было сделано правительством в последние годы и что только предстоит, рассказал министр экономического развития Максим Орешкин. Он отметил, что за несколько лет состоялся переход к инфляционному таргетированию и плавающему курсу и был создан механизм долгосрочного сглаживания влияния цен на экономику. В целом создана макроэкономическая система, устойчивая к колебаниям ценовой конъюнктуры на сырьевых рынках и к колебаниям потоков капитала.

Министр также отметил, что естественный уровень безработицы постепенно снижается. Это связано с изменением возрастной структуры рабочей силы —доля молодежи до 24 лет в ней сокращается, а именно в этой возрастной группе уровень безработицы был самым высоким. К тому же в двух проблемных федеральных округах — Южном и Северо-Кавказском, где безработица традиционно была куда выше, чем в среднем по стране, ситуация улучшается: по сравнению с 2000 годом уровень структурной безработицы там снизился почти в два раза.

На положение России на мировом фоне можно взглянуть по-разному. С одной стороны, экономический рост в 1,5%, продемонстрированный Россией в 2017 году, существенно ниже, чем в развитых странах (2,3%) и развивающихся (4,7%). Но, по мнению Максима Орешкина, эта разница во многом связана с демографическими процессами и динамикой рабочей силы. В пересчете на человека в возрасте 15-64 лет экономический рост в России составил 2,3%, а в мире — 2,6%. По оценкам Минфина, в ближайшие годы рост мировой экономики составит около 3%.

Если Россия хочет показывать темпы роста выше среднемировых, то задача сводится к двукратному опережению темпов роста в странах с аналогичным уровнем развития. Для этого, по словам министра, «нужно двигаться по всем ключевым направлениям, нудно везде показывать максимальный результат» — и в плане динамики числа экономически активного населения, и в плане инвестиционной активности, и в плане повышения факторной производительности труда.

Существенно вырастет демографическая нагрузка — на каждую тысячу населения трудоспособного возраста будет приходиться более 850 человек нетрудоспособного

На рынок труда приходит поколение конца 1990-х годов, когда был наибольший спад рождаемости, и уходит многочисленное поколение, рожденное после войны. Таким образом до 2025 года численность населения в трудоспособном возрасте будет снижаться в среднем на 500 тысяч человек в год. Существенно вырастет демографическая нагрузка — на каждую тысячу населения трудоспособного возраста будет приходиться более 850 человек нетрудоспособного. На это накладывается проблема высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте. Все это «бьет по способности рынка труда соответствовать задаче ускорения темпов экономического роста».

Однако правительство своими действиями может способствовать снижению структурного уровня безработицы. В частности, как сказал Максим Орешкин, правительство прорабатывает новый режим для самозанятых — «более простой и удобный, который будет способствовать росту частичной занятости для тех, кто этого действительно хочет». Еще одно направление действий — программы повышения квалификации и переобучения действующих работников. Важным фактором является увеличение продолжительности жизни, и прежде всего, активной жизни населения. Сейчас фиксируется резкое, в несколько раз, снижение экономической активности населения после 60 лет.

По мнению министра, нужно активнее использовать фактор миграции. Правительство рассматривает два механизма — возможность упрощенного предоставления гражданства выпускникам ведущих российских вузов (сейчас в России обучается около 250 тысяч иностранных студентов) и программу переселения соотечественников. Кроме того, необходимы упрощенные схемы получения вида на жительства и гражданства для высококвалифицированных зарубежных специалистов.

Российская экономика «практически исчерпала возможности догоняющего роста» — подушевой ВВП в России на 60% выше, чем среднемировой. Единственный способ для России значимо повысить темпы экономического роста в предстоящие годы — это накопление капитала и увеличение доли инвестиций в ВВП (сейчас эта доля составляет около 21%). Прирост ВВП в 2017 году по сравнению с 2016-м произошел в основном благодаря росту потребления населения (на 3 трлн рублей), а накопление основного капитала добавило в общую копилку почти в два раза меньше — 1,6 трлн рублей. При переходе от 2017-го к 2021 году это соотношение нужно почти выравнять. Добиться этого можно, если будут расти сбережения домохозяйств и государственного сектора  — это значит «изменение структуры расходов бюджета от текущих в пользу инвестиционных». Но если при этом не произойдет улучшения инвестиционного климата в целом, накопленные сбережения будут просто утекать за рубеж. Что же касается распределения инвестиций по секторам, то от 20 до 30 процентов прироста общего объема инвестиций должно быть направлено в инфраструктуру. «Над этими программами мы активно работаем последние месяцы», — добавил Максим Орешкин.

Экономика на троих

Директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова представила некоторые тезисы доклада Вышки «Российская экономика: от трансформации к развитию». Так, она отметила, что в России сформировалась модель экономики, в которой одновременно существуют три макросектора, которые совершенно по-разному себя ведут, по-разному взаимодействуют с государством и по-разному реагируют на изменение внешних условий и на меры экономической политики.

Первый сектор — крупный сырьевой. В результате кризиса 2014–2015 годов он почти не понес потерь, а его положение в российской экономике только усилилось. Ему достается значительная доля прибыли, но при этом получение прибыли ведет к росту инвестиций.

Второй сектор составляют крупные предприятия несырьевого бизнеса. Они часто тесно связаны с государством и получают от него субсидии. Но дополнительная прибыль там не приводит к инвестиционной активности и развитию сектора в целом.

Третий сектор — малые и средние предприятия, в основном, в сфере услуг и торговле (кроме оптовой). На взгляд Натальи Акиндиновой, это, «возможно, единственный сектор российской экономики, который ведет себя действительно рыночным образом и инвестирует получаемую прибыль». В то же время этот сектор наиболее чувствителен к мерам по борьбе с «серой» зарплатой. Слишком решительные шаги в этом направлении создадут «неоправданно плохие условия для малого и среднего бизнеса».

От соотношения между этими тремя секторами зависят дальнейшие перспективы роста российской экономики. Инерционный сценарий ограничит темпы роста 1–2 процентами, что, по словам Натальи Акиндиновой, «никого не устраивает». Реформаторский сценарий предполагает «радикальное» увеличение роли сектора малого и среднего бизнеса в экономике. Это позволит увеличить в экономике и долю реальных рыночных отношений. Без такого структурного сдвига другие решения (по пенсионной системе, бюджетным отношениям, инфраструктурным проектам) будут иметь только ограниченный и краткосрочный эффект, считают авторы доклада ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Экономика России: не адаптация, а рост в условиях новой реальности

Ведущие российские экономисты провели с помощником президента РФ Максимом Орешкиным пленарную сессию по вопросам развития российской экономики в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции. Эксперты отметили, что адаптация к новым условиям закончилась, примерно с середины прошлого года наблюдается положительная динамика и сегодня стоит задача формирования новой модели устойчивого роста.

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».