• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что экологу катастрофа, то юристу радость

10 сентября в рамках профессорского семинара факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ с докладом «Авария в Мексиканском заливе: последствия для ВР и мировой нефтегазовой отрасли (правовые аспекты)» выступил профессор Университета Данди (Шотландия) Сергей Виноградов.

Семинар был организован кафедрой энергетических и сырьевых рынков, приглашение Сергея Виноградова связано с тем, что Университет Данди, в котором он преподает, является разработчиком ряда уникальных программ в области нефтегазового образования, оценки и анализа этого сектора экономики. Сам же докладчик ведет, среди прочего, исследования в области экологического законодательства, регулирующего освоение природных ресурсов.

— То, что является катастрофой для экологов и нефтяников, становится радостью для юристов, — с такого жизнеутверждающего заявления начал свое выступление Сергей Виноградов. Впрочем, довольно быстро выяснилось, что дело тут не в кровожадности адвокатов — напротив, BP, отказавшись от судебной волокиты с частными лицами, добровольно производит беспрецедентную по своим масштабам выплату компенсаций всем заявителям, пострадавшим от разлива нефти (к концу августа общая сумма удовлетворенных заявлений достигла 400 миллионов долларов).

Дело в том, что каждая техногенная катастрофа приводит к серьезному пересмотру нормативных и законодательных актов, регулирующих как сам промышленный процесс, так и схемы возмещения ущерба в случае аварии. В отличие от морского судоходства, в сфере морской нефтедобычи подобного единого международно-правового механизма не существует, да и на национальном уровне ситуация обстоит немногим лучше, так что юридические разбирательства по следам аварии в Мексиканском заливе будут длительными. Сергей Виноградов напомнил, например, что суды по делу о взрыве на платформе Piper Alpha в Северном море в 1988 году (тогда погибли 167 человек, а ущерб был оценен почти в 3,4 миллиарда долларов) растянулись на двадцать лет.

— Я абсолютно уверен: то, что последует за событиями в Мексиканском заливе, займет еще больше времени, — добавил он, — поскольку здесь речь идет не только о потере жизней и собственности, но и колоссальном экологическом и экономическом ущербе, нанесенном этому региону.

О размахе нынешней катастрофы скажут такие цифры. Общая утечка нефти составила 5 миллионов баррелей, причем собрана или уничтожена была лишь десятая ее часть. Значительный объем нефти остался лежать на глубине, и в оценках того, когда нефть растворится, произойдет ли это вообще и скажется ли это на температуре морских течений в Мексиканском заливе, ученые расходятся. К устранению аварии было привлечено 28400 человек из числа персонала BP и ее субподрядчиков, более 400 судов и несколько десятков самолетов, распылявших над водами залива реагенты для растворения нефти. Кстати, некоторые ученые полагают, что эти химикаты нанесут заливу еще больший вред, чем сама нефть. Стоимость всех мер, принятых BP, оценивается на сегодняшний день в 8 миллиардов долларов.

Под давлением администрации Обамы BP еще в июне объявила о создании 20-миллиардного фонда для выплаты компенсаций, хотя действующее американское законодательство устанавливает обязательный потолок выплат лишь в 75 миллионов долларов. На волне «народного возмущения» некоторые конгрессмены попытались вообще снять верхнюю планку компенсаций, но их инициатива была заблокирована. В противном случае риски при нефтедобыче становились бы просто не страхуемыми.

Однако вносить изменения в законодательные нормы, касающиеся ответственности за загрязнение окружающей среды в результате аварий на морских скважинах, необходимо. Подобный механизм действует сейчас в отношении операторов, работающих на континентальном шельфе в Великобритании. Без участия в специальном соглашении, максимальный потолок ответственности по которому составляет 120 миллионов долларов, компании просто не смогут получить лицензию на нефтедобычу.

В США, как рассказал Сергей Виноградов, есть три отдельных акта, призванных защищать интересы граждан и экологию в случае подобных катастроф. Так, Clean Water Act (принят в 1972 году) устанавливает штрафы от 1100 до 4300 долларов за каждый баррель разлитой нефти в зависимости от степени виновности оператора в аварии. А вот Oil Pollution Act от 1990 года строится на понятии строгой ответственности — оператор месторождения «по умолчанию» полностью виновен в произошедшей аварии. Фактически оператор назначается ответственным не только за собственные действия, но и за возможные ошибки своих подрядчиков.

Кстати, два партнера BP по разработке месторождения Macondo, в ходе которого и произошел взрыв на платформе Deepwater Horizon, поспешили дистанцироваться от британского оператора в деле выплаты компенсаций. Компания Anadarco так и вовсе заявила, что не собирается платить за «грубую халатность», допущенную персоналом BP. По мнению Сергея Виноградова, эта катастрофа заставит операторов месторождений куда более тщательно выбирать себе партнеров и подрядчиков, чтобы те «не убегали от ответственности» в случае возможных ЧП. Правда, как отметили некоторые из собравшихся на семинар, ужесточение требований к операторам и подрядчикам, которое неизбежно произойдет, может привести не только к удорожанию лицензий, но и к некоторой монополизации морской нефтедобычи — средним и мелким компаниям труднее будет пробиваться на этот рынок.

Авария в Мексиканском заливе будет иметь тот же эффект для нефтяной отрасли, какой Чернобыль имел для атомной энергетики, уверен Сергей Виноградов: она даст толчок развитию технологий нефтеразведки и нефтедобычи, а также совершенствованию систем безопасности. Будут ужесточены нормативы и регламенты, принятые и внутри нефтяной отрасли в целом, и внутри отдельных нефтяных корпораций.

По этому же пути необходимо идти и российским нефтяникам и законодателям. Пока же, констатировали участники семинара, экологические акты, устанавливающие реальную ответственность нефте- и газодобытчиков за нанесение ущерба окружающей среде, в России отсутствуют или фактически не исполняются. А ведь на государственном уровне речь все чаще заходит об освоении месторождений на шельфе Северного ледовитого океана, где, если учесть климатические условия и низкую температуру морской воды, масштабный разлив нефти может быть физически неустраним.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и Росприроднадзор запустили онлайн-курс по созданию проектов в сфере экологии

3 октября ведущие эксперты НИУ ВШЭ совместно с Росприроднадзором и Международной премией «Экология — дело каждого» запустили образовательный онлайн-курс для молодежи «Экология и устойчивое развитие: проекты, меняющие мир» на платформе «Открытое образование». Он задуман как прикладное пособие для старшеклассников по развитию экомышления.

Сбор бумаги, сокращение расходов, эколектории и инициативы вышкинцев: как университет становится экологичнее

Вышка много делает для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду. Однако о части этой работы студенты и сотрудники нередко не знают. Рассказываем, как в университете снижают использование энергии и количество отходов, а еще как вышкинцам стать частью этой активности.

Вышка стала одним из организаторов «Эконочи» для московских школьников

10 февраля с 19 до 24 часов в школе №2107, входящей в состав Распределенного лицея НИУ ВШЭ, прошла «Эконочь» — серия просветительских и игровых мероприятий, организованных педагогическим коллективом школы и Институтом экологии НИУ ВШЭ для учеников и их родителей. В них приняли участие ректор университета Никита Анисимов, руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова, ученые-экологи и представители бизнеса. Были объявлены сроки III сезона Международной детско-юношеской премии «Экология — дело каждого».

«Земля — наш единственный дом, мы обязаны сохранить ее»

На днях в Центре культур на Покровском бульваре студенческая организация «Зеленая Вышка» провела фестиваль «Зеленый разговор». Участники обсудили главные экологические проблемы планеты и шаги, которые нужно сделать на пути в зеленое будущее уже сегодня.

В Вышке открылся экологический лекториум

8 ноября в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялось открытие лекториума «ЭкоШкола: компетенции будущего, проекты настоящего». После торжественной части первую лекцию из цикла на тему «Экология в городе: новые тренды, вызовы и успешные кейсы» прочитал Алексей Ретеюм, директор по развитию Всероссийского общества охраны природы (ВООП).

«Я понял главное: для работы ищи не знаменитый бренд, а правильных людей»

Крупные компании все больше ценят мягкие навыки, умение коммуницировать и мыслить вне шаблонов – этими качествами сейчас должен обладать каждый топ-менеджер. Петр Кабин, выпускник МИЭФ, а ныне директор по продажам бумаги в Segezha Group, рассказал, как монетизировать soft skills и делать успешную карьеру, если ты не был лучшим на курсе.

«Коммуникация в вопросах экологии должна быть не казенной, а человеческой»

Институт прикладных политических исследований ВШЭ организовал дискуссионную площадку по актуальным социально-экономическим вопросам Москвы. 15 октября на ней состоялось обсуждение экологической политики в городе, открытости экологических данных и взаимодействия власти и местных сообществ.

ВШЭ выступила за экологическую открытость

Более 40% российских граждан рассматривают возможность смены места жительства из-за проблем с экологией. Такие данные привела начальник отдела перспективных исследований Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ляйля Синятуллина в рамках круглого стола по обсуждению правительственного законопроекта «Об экологической информации» в Государственной думе.

Вышка&аdidas: помогаем очистить планету от пластика

3 июня в Вышке пройдет встреча с Крисом Таллером — руководителем отдела креативных проектов Runtastic от компании adidas и основателем фонда Parley, который занимается выловом и переработкой океанического пластика.

Мусорный вопрос

Самым эффективным в борьбе с проблемой мусора признан его раздельный сбор. Почти 70% жителей России им не занимаются и не планируют. Но это не повод недооценивать население: 86% россиян вовлечено хотя бы в одну практику по сокращению бытовых отходов. Формы, мотивы и потенциал вовлеченности изучила Марина Шабанова. Результаты исследования будут представлены на XX Апрельской конференции в НИУ ВШЭ.