• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Творческий подход и моральные основы менеджмента

24–25 ноября в ГУ-ВШЭ прошла III ежегодная научная конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования», организованная факультетом менеджмента Высшей школы экономики в сотрудничестве с руководством журнала Harvard Business Review-Россия.

Открывая пленарное заседание, декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Николай Филинов отметил, что накануне в течение всего дня на факультете работала молодежная секция конференции, на которой были заслушаны 97 докладов аспирантов и студентов магистратуры и бакалавриата ВШЭ и других университетов Москвы. «Понятно, что уровень докладов наших молодых коллег очень разный, для некоторых это самый первый шаг в науке, — сказал он, — тем не менее, участие в конференции — это хорошая школа для начинающего исследователя. Около десятка аспирантстких и студенческих работ были отмечены специальными премиями, дипломами и годовой подпиской на журнал Harvard Business Review-Россия». Приветствуя участников конференции, Николай Филинов подчеркнул, что 127 докладчиков форума представляют 13 городов России и более 10-ти зарубежных государств, включая Германию, Финляндию, Македонию, Великобританию, Австрию, Болгарию, США. «Через год мы, как обычно, выпустим сборник, в который войдут не тезисы, а полные тексты докладов конференции», — заверил декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ.

Елена Евграфова, главный редактор Harvard Business Review-Россия, в своем выступлении объяснила, почему редакция журнала ежегодно принимает участие в конференциях факультета менеджмента Высшей школы экономики: «Мы считаем, что сегодня чрезвычайно важно всемерно поддерживать качественное образование и исследовательские проекты в сфере менеджмента. Кроме того, руководство журнала заинтересовано в новых публикациях об исследованиях, перспективных идеях и разработках в области менеджмента. Российское издание Harvard Business Review, в отличие от англоязычного, испытывает постоянный дефицит материалов, которые должны составлять 30% публикаций журнала. Если мои коллеги в США просто отбирают самое яркое и важное из огромного потока исследовательских материалов и предложений, которые стекаются к ним из лучших бизнес-школ, научных центров и университетов всего мира, то нам в России приходится заниматься постоянным, но не очень продуктивным поиском, потому что в стране мало как исследований, так и исследователей». Елена Евграфова призвала участников конференции к сотрудничеству, обмену идеями и поддержанию постоянного диалога с журналом.

Доклад Игоря Филаточева, профессора City University of London и директора Исследовательского центра по корпоративному управлению, содержал не только подробный анализ современных дебатов и дискуссий о самых насущных проблемах корпоративного управления, но и перечисление существенных пробелов в тематике современных исследований. Среди тем, которые требуют особого внимания ученых, Игорь Филаточев отметил работы по изучению влияния национальных институтов на природу и масштабы агентских конфликтов в различных странах, изучению того, влияют ли институты на результативность и эффективность конкретных практик корпоративного управления, а также могут ли рассматриваться в качестве субститутов механизмов корпоративного управления. «Необходимо разработать комплексный, всесторонний подход к изучению проблем корпоративного управления, — подчеркнул он, — и привлечь к исследованиям в этой области не только экономистов и специалистов в области финансов, но и социологов, а также психологов-бихевиористов, которые могут оказать нам важную помощь в понимании природы корпоративного управления».

Профессор Неджет Деленер, декан бизнес-школы State University of New York at Old Westbury, в своем выступлении коснулся важнейших вызовов в сфере предпринимательства. Отвечая на вопрос — Why business fail and under perform? — докладчик представил участникам конференции свою версию списка из 20 причин краха новых бизнесов. Ссреди этих причин такие нетрадиционные для дискурса бизнес-школ, как жизнь в выдуманном мире «бумажных» показателей, обожествление проектов и установленных сроков и перекладывание принятия стратегических решений на бухгалтерию. Ключ к успеху в бизнесе, по мнению Н.Деленера, — в позитивном мышлении, нацеленности на успех, жертвенности, готовности идти на риск и четком планировании.

Уэсли Джонстон, профессор Georgia State University, директор Центра маркетинговых исследований в бизнесе и промышленности, активный член международной организации IMP (Industrial Marketing&Purchasing), в своем выступлении рассказал о результатах сравнительного анализа современных практик маркетинга в США, Китае и других странах. Классифицируя эти практики в соответствии с различными концептуальными подходами (трансакционным, маркетингом баз данных, интерактивным и сетевым маркетингом), автор показывает степень распространенности выделенных типов практик на различных продуктовых рынках в зависимости от размера фирмы и страновых особенностей рынка. Среди выводов исследования — заключение о том, что, несмотря на консолидацию мнений по выделению направления основных изменений в маркетинге по мере его развития практики последних лет в различных странах, на различных рынках демонстрируют одновременное использование всех моделей. «Все виды маркетинга вполне живы», по мнению автора, однако теорию, которая бы объясняла, при каких условиях целесообразно использовать тот или иной вид еще предстоит создать.

Большой интерес аудитории вызвал доклад Пола Суирса, профессора факультета менеджмента George Washington University, о возрастающей востребованности когнитивной, творческой работы в условиях перехода мировой индустрии к освоению инновационных технологий и о необходимости создания новой схемы кадровой классификации должностей. «Методы, которые сегодня используются для оценки человеческих ресурсов, давно устарели и остро нуждаются в пересмотре, — сказал он. — К примеру, сейчас в США менее 1% населения заняты в сельском хозяйстве, чуть более 9% — в промышленном производстве, и почти 89% — в сфере услуг. Необходимо подвергнуть тщательному анализу и переосмыслению новые профессии и категории должностей на современном рынке труда, понять, каким требованиям должны отвечать кандидаты на ту или иную должность, и изменить критерии найма и управления персоналом. В сфере управления персоналом во всем мире все чаще приходится слышать о важности творческого подхода к работе. Но в каждой ли профессии заложена такая необходимость? Заинтересованы ли мы в творческих бухгалтерах или креативных авиапилотах? Вряд ли. Работа бухгалтера и авиапилота должна быть четко структурирована, обеспечена подробным тренингом и детальными инструкциями». Соответственно, предлагается выделять три категории работников: использующие преимущественно ручной труд, использующие знания для работы в стандартных, рутинных ситуациях, использующие свой интеллект для принятия решений в нестандартных, требующих креативных решений ситуациях.

По окончании пленарного заседания состоялась встреча участников конференции с редакторами и членами редколлегий четырех зарубежных научных журналов по менеджменту и началась работа сессий самой разнообразной тематики — по теоретическим и прикладным аспектам стратегического менеджмента; межфирменным взаимоотношениям; управлению человеческими ресурсами; маркетингу; менеджменту инноваций; управлению организациями сферы услуг и некоммерческого сектора и других. Кроме того, в рамках конференции прошли мастер-классы, диспуты и круглые столы по важнейшим аспектам и проблематике современного менеджмента.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука 

Вам также может быть интересно:

Вышка и НовГУ запустили программу двух дипломов

В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого прошло подписание соглашения о сотрудничестве с Высшей школой экономики. Основные его цели — реализация совместной образовательной программы по направлению «менеджмент» на базе НовГУ. Выпускники этого бакалавриата получат два диплома — НовГУ и НИУ ВШЭ.

В НИУ ВШЭ открылась базовая кафедра консалтинговой компании «Яков и Партнеры»

Базовая кафедра «Яков и Партнеры» НИУ ВШЭ будет готовить специалистов для работы в сфере менеджмента и консультирования. Под руководством преподавателей-практиков студенты смогут развить умения и навыки, необходимые для управления бизнесом в различных отраслях российской экономики. Обучение от ведущих экспертов из ключевых индустрий повысит конкурентоспособность выпускников Высшей школы экономики.

Около половины россиян считают себя избыточно квалифицированными

Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Варшавская исследовала масштабы избыточного квалификационного несоответствия российских работников, а также его факторы и последствия. В работе использовались микроданные Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ), проведенного Росстатом в 2018 году. Согласно полученным результатам, около половины занятых россиян чувствуют несоответствие между уровнем своей квалификации и той работой, которую они выполняют.

Ярослав Кузьминов и Александр Беглов открыли в Санкт-Петербурге «Горизонты возможностей»

30 января в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала образовательная программа «Горизонты возможностей» для победителей кадрового конкурса «Мой город — мои возможности». Перенять опыт ведущих экспертов Вышки и использовать его на благо Петербурга смогут сто молодых перспективных управленцев.

Авиакомпании в ответе. Одни авиакомпании заботятся о правах меньшинств, другие выживают

Авиакомпании по-разному добиваются лояльности пассажиров. Одни покупают учебники школьникам из бедных семей, другие переходят на биотопливо (а третьи вообще не берут на себя лишних обязательств). Социальная политика авиаперевозчиков во многом зависит от региона базирования, считает эксперт ВШЭ Наталия Гончарова. На основе ее исследования редакция IQ.HSE поделила мировые авиакомпании на семь типажей.

«Если мы не созидаем и не развиваемся, мы неизбежно деградируем»

ВШЭ предлагает абитуриентам большое количество магистерских программ по управлению и развитию бизнеса. О том, какими должны быть современные менеджеры и инноваторы, рассказывает заведующий лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Джонатан Линтон.

Бизнес на личностях

Как качества топ-менеджеров влияют на стоимость компаний.

«Ритейлу нужны не магазинные работники, а менеджеры, способные управлять большой экосистемой»

В НИУ ВШЭ открывается новая магистерская программа «Менеджмент в ритейле». О том, чему будут обучаться студенты, почему ритейл не нужно сводить к розничной торговле и как он меняется под воздействием цифровых технологий, рассказывает руководитель программы Ольга Ойнер.

Московский и петербургский кампусы НИУ ВШЭ приняты в QTEM

10 марта 2017 года московский и санкт-петербургский кампусы ВШЭ были приняты в консорциум ведущих мировых бизнес-школ QTEM. Это значит, что ежегодно 20 лучших студентов магистерских программ по менеджменту и финансам из обоих кампусов будут располагать целым рядом возможностей членов консорциума, а по окончании своей образовательной программы в домашнем университете получат престижный сертификат выпускника QTEM.

Работодатель должен видеть в сотрудниках людей, а не просто «ресурсы»

Почему менеджменту можно научиться только на практике, а лидерство не должно быть равно единоличию? Об этом студенты Вышки могли узнать на большой встрече с известным канадским профессором Генри Минцбергом и мастер-классах представителей крупных и международных российских компаний.