• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доверие и репутация в виртуальном пространстве

24 ноября в Высшей школе экономики состоялся очередной семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ. О клубном мироустройстве и инструментах самоорганизации сообществ в Интернете рассказывал на семинаре Александр Долгин, заведующий кафедрой прагматики культуры ГУ-ВШЭ.

Перспективы общества, отметил Александр Долгин, теснейшим образом связаны с формированием и развитием различных сообществ, кругов и клубов. Качество жизни конкретного человека зависит от окружающих его людей, от характера взаимодействия с ними. Клуб позволяет производить коллективные блага с разумными издержками. Это касается самых разных сфер деятельности: от решения проблем ТСЖ и экономически выгодных коллективных закупок до высших форм культурной и политической активности. Поэтому клуб, по мнению Долгина, — ключевая форма бытования и развития общества. Насколько успешно общество создает клубы, насколько они разнообразны и доступны — настолько хорошо оно само.

До недавнего времени сближение людей происходило в реальной среде, в офф-лайне. Сейчас заметную роль начинает играть он-лайн, а потому необходимы инструменты активного сближения в Интернете. Интернет-сети третьего поколения идеально подходят для формирования сообществ.

В своем докладе Александр Долгин рассказал об одном из самых перспективных инструментов, стремительно набирающем популярность в социальных сетях, — разного рода фильтрации объектов: текстов, товаров, услуг, событий и самих людей. Эта фильтрация построена на принципах краудсорсинга (совместного использования ресурсов толпы), а также на основе родства интересов, вкусов, социально-демографических признаков. Связи оптимально выстраиваются между людьми с близким мироотношением и поведением. Причем технически все для объединения людей в сообщества готово, дело за осведомленностью о существовании новых возможностей и пониманием, насколько они важны для человека.

По мнению Александра Долгина, очевидно, что происходящее в Интернете имеет непосредственное отношение к формированию гражданского общества. Вся история развития Интернета так или иначе связана с коммуникацией, с отношениями между людьми. Человеку нужно найти людей, которые близки ему по интересам, по мировоззрению и так далее. Сейчас наблюдаются начальные, робкие шаги в этом направлении, и благодаря в том числе Интернету, процесс ускоряется.

«Если гражданские качества в людях развиваются, то и гражданское общество формируется, а если эти индивидуальные качества в силу разных причин не развиты, то и гражданское общество отсутствует. Я придерживаюсь той точки зрения, что менять надо правила, институты, инструменты, а не граждан, людей», — так сформулировал одну из своих идей докладчик. Меняя условия, мы можем воздействовать на поведение граждан.

Интернет является идеальной площадкой не только для эмпирической социологии (чтобы понимать, что люди делают, из каких соображений, как это все устроено), но и для экспериментальной социологии (чтобы понимать, как человек себя поведет, если его поставить в иные условия, дать иную установку). К примеру, во всех играх есть какое-то ключевое правило, без которого игра будет другой: уберите из футбола правило оффсайда, и он изменится. «Проблема самоорганизации сообществ, в том числе самоорганизации в ее высших формах — политической, культурной, гражданской, — это в первую очередь вопрос удобных инструментов организации, и только во вторую очередь — вопросы людей, их настроения, воспитания и мировоззрения. Прежде чем переходить к высшим формам политической активности, попытайтесь потренироваться на чем-то простом, на понятных потребительских, прагматических задачах. Попытайтесь решить проблемы в своем ТСЖ или обустроить во дворе футбольную площадку, поругайтесь тысячу раз и помиритесь, и только после этого можно будет говорить о способностях, о навыках, о культуре, об опыте, который необходим для того, чтобы договариваться в более сложных вопросах», — констатировал Александр Долгин.

В процессе формирования сообществ можно выделить три этапа: сначала нужно обнаружить своих единомышленников, определить, есть ли люди, с которыми хочется войти в какой-нибудь клуб; затем нужно уметь объединиться с этими людьми на основе общего интереса; а после — организовать деятельность в выбранном направлении в рамках уже созданного сообщества. Первый вопрос в Интернете практически решен: существуют инструменты, которые позволяют вычленять интересных тебе людей по социальному статусу, возрасту, интересам, вкусам, культурному опыту. А вот далее могут возникать некоторые проблемы. После того, как сообщество эксплицировано, необходимо, по мнению Александра Долгина, «применить разумные и полезные инструменты теории коллективного действия, или теории общественного выбора». Для этого необходим инструмент подписки: потенциальный член клуба должен взять на себя некие обязательства. В противном случае мы можем столкнуться с разницей между намерениями и реальными действиями. Значит, необходима безотзывная подписка. Например, создается фитнес-клуб, стоимость годового абонемента — 1 тысяча долларов. Человека, желающего участвовать в создании клуба, просят заплатить безотзывную подписку в 50 долларов, обещая ему после вступления сделать скидку в 300 долларов на годовой абонемент.

В этих действиях чрезвычайно важны и инструменты консолидации голосов. Механизм приблизительно такой же, как и во время выборов. Есть два конкурирующих кандидата, и есть третий, чьи шансы победить — крайне низкие. Однако на исход выборов этот третий кандидат может оказать существенное влияние, отвлекая на себя голоса избирателей. То же самое и в создании клуба: любой потенциальный участник сообщества должен иметь возможность видеть, как идет набор в группу, и иметь право «проголосовать» за тот клуб, создание которого реально.

В деятельности уже созданного сообщества важную роль играет его репутация. В Интернете существуют специальные механизмы, позволяющие определять репутацию участника клуба или сообщества в целом. Это необходимо при выборе клуба. Поскольку клуб важно не только создать, но и удержать его в количественных и качественных рамках, должны быть лидеры с определенными полномочиями. По утверждению Александра Долгина, эффективность, качество, самоорганизация сообществ определяется удобством инструментов деятельности. Технически все для этого в Интернете есть, дело за желанием сообщества создавать.

В уже созданных сообществах самая важная задача — коллективная фильтрация информации, ведь можно «заблудиться» в ее потоке. Инструменты отбора информации также существуют. Например, есть клубы, которые взаимно фильтруют друг для друга материалы СМИ, обмениваются информацией о качестве различных услуг и прочим.

Лев Якобсон
Лев Якобсон
По справедливому замечанию первого проректора ГУ-ВШЭ Льва Якобсона, выступившего при  обсуждении доклада, Интернет позволяет преодолеть локальные границы в формировании гражданского общества. Действительно, люди, благодаря Интернету, могут образовывать сообщества вне зависимости от места проживания. В обсуждении доклада Александра Долгина возник также вопрос о чрезвычайно важном для гражданского общества взаимном доверии членов клуба: в Интернете обезличенное общение планку доверия снижает. Разумеется, разница между доверием в очных и виртуальных коммуникациях есть, но, по мнению докладчика, объясняется она разницей в инструментах, и со временем она будет только сокращаться. Уже сейчас, как заметил Лев Якобсон, в урбанизированном обществе общение обезличенно, а доверие не выходит за пределы узкого круга.

На степень доверия влияют различные условия, в том числе и Интернет, в котором есть анонимность, специальный язык. Кроме того, это и психотерапевтический инструмент — в виртуальном общении происходит выплеск агрессии. Надо понимать эти допущения, — таково мнение Иосифа Дискина, профессора кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ГУ-ВШЭ. Доверие к тому или иному сообществу или отдельному его члену зависит от уже упоминавшейся репутации, для оценки которой в Интернете существуют инструменты. Это же касается и пределов доверия, скажем, к советам членов клуба. К каким-то советам мы прислушиваемся, а какие-то игнорируем, и зависит наше поведение от оценки репутации советчика.

Итоги состоявшегося семинара подвел Лев Якобсон. «Взгляды на гражданское общество очень разные. Мы как бы с двух разных берегов вступаем в одну широкую реку, русло которой еще не определилось, профиль дна непонятен, течет река довольно быстро и неизвестно куда. Но очевидно, что исследователи особенно далеко не продвинутся, если не будут заниматься тем, как вообще эта река устроена, куда она течет, чем ее течения чреваты,. И мне кажется, что к этой теме мы будем еще возвращаться не один раз».

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Исследователи из разных стран обсудили в Вышке, как пандемия меняет гражданский активизм

X конференция исследователей гражданского общества — визитная карточка Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора — состоялась в НИУ ВШЭ в октябре. «Влияние кризиса на развитие некоммерческого сектора и общественной самоорганизации: новые реалии и перспективы» — эта тема стала заглавной для юбилейного форума. Соорганизаторами конференции выступили Ассоциация «Европейский университет волонтерства» (EUV) и Программа добровольцев ООН (UNV), давний партнер центра.

Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет

Российские граждане чаще, чем ранее, готовы брать на себя ответственность за то, что происходит в их доме, во дворе, в городе, селе и в стране в целом. При этом доверие к некоммерческим организациям растет, но не так, как ожидалось. Такие выводы позволяют сделать результаты Мониторинга состояния гражданского общества в 2020 году и в динамике за 15 лет исследований, которые проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Человек или государство

В последние 20 лет российское население пересмотрело значимость прав человека. Впервые в истории страны интересы государства перестали доминировать над интересами личности и социальных групп. Новая модель общества уже формируется, но не будет строиться по западному образцу. Почему — объясняет в исследовании профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Представители ВШЭ вошли в состав Совета по общественному телевидению

30 октября 2018 года указом Президента Российской Федерации утвержден новый состав Совета по общественному телевидению. Среди 24 членов Совета — представители культуры, бизнеса, общественных организаций,  науки, в том числе первый проректор ВШЭ Лев Якобсон и директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Микролидеры Instagram

Личная привлекательность, качественные фотографии, интересные тексты, вовлеченность в коммуникации с аудиторией и компетентность — главные составляющие успеха микролидеров Instagram. Это подтвердилось в ходе исследования, посвященного влиянию популярных пользователей социальной сети на решения потребителей о покупке товаров и услуг.

Информационная перегрузка

Варвара Чумакова о том, как выжить в современной медиасреде.

Социальные сети

Что нового соцсети позволяют узнать о человеке и обществе.