• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистры для сферы образования

21 декабря состоялся семинар «Образовательные программы Института развития образования ГУ-ВШЭ: новые перспективы в ответ на современные вызовы». Руководители и преподаватели трех магистерских программ института, стартовавших в сентябре этого года, рассказали о первых результатах, планах международного сотрудничества и новых идеях.

Как отметила во вступительном слове директор Института развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина, основной задачей новых программ было «соединение науки и образования», подготовка магистров-исследователей. Судя по уже проведенным опросам слушателей, все три программы оказались достаточно востребованными.

Неважно, что измерять

Первая программа — «Измерения в психологии и образовании», которая реализуется при поддержке Всемирного банка, готовит специалистов, способных оценивать человеческий капитал и результаты образования.

Как отметила соруководитель программы Юлия Тюменева, ее выпускникам, по большому счету, неважно, что измерять — способность читать, рассуждать, делать выводы, решать проблемы… Обычная работа выпускника выглядит примерно так: управленец предоставляет ему описания ключевых компетенций, необходимых для той или иной деятельности, он «переводит их в четкие, измеряемые конструкты», после чего создает инструмент для оценки этих компетенций — есть они у конкретного человека или нет. Выпускники смогут анализировать полученные результаты и переводить их на язык, понятный тому же управленцу.

Сегодня особенно важны измерения в сфере образования: Россия участвует в международных исследованиях оценки качества образования (PISA, PIRLS и других), так что здесь специалисты по измерениям будут особенно востребованы.

Выпускники программы смогут работать в органах управления образованием, центрах оценки качества образования, центрах тестирования, исследовательских организациях, в области социальных наук. Более того, как отметил руководитель программы, вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов, дефицит психологов с такой специализацией сейчас ощущается и в сфере управления персоналом, так что еще одно возможное место работы — департаменты по управлению персоналом на различных предприятиях.

Программа располагается «на стыке» психологии и математики, поэтому слушателям с профильным образованием проще, но его наличие все-таки не является главным условием. Помимо конкурса портфолио, обязательное требование к поступающим — отличное знание английского языка. Слушателям приходится не только изучать англоязычные источники и базы данных, но и общаться с американскими преподавателями «вживую»: профессора из центра оценки Массачусетского университета (партнера программы) уже приезжали в ГУ-ВШЭ в ноябре для чтения лекций. Помимо включенности в международный контекст, отличительная черта этой очной программы — работа над реальными исследовательскими проектами. ГУ-ВШЭ участвует в нескольких международных исследованиях, где можно научиться создавать инструменты на практике.

Новое обществознание

Вторая магистерская программа ИРО, «Политические вызовы современности», была призвана решить проблему снижения квалификации школьных учителей-обществоведов и историков. «Как говорят педагоги, через несколько лет работы в школе ты снижаешься до уровня своих учеников», — пояснил один из руководителей программы, заместитель заведующего кафедрой всеобщей и отечественной истории ГУ-ВШЭ Алексей Рябинин.

Глобализация порождает новые вызовы, которые следовало бы учитывать в обучении школьников: это и проблемы национальной и глобальной безопасности, и появление различных протестных движений, и рост влияния религиозных, этнических факторов в современном мире. Слушатели изучают степень демократизации мировых политических режимов (от Северной Кореи до Швейцарии), историю политических систем, этапы развития парламентаризма в России. Наиболее актуальным, по словам Рябинина, сейчас является исследование проблемы локальных конфликтов, и курс «Региональный фактор в современной политике» в будущем можно было бы развить до специализации или даже отдельной магистерской программы.

Конечно, чтобы воспринимать этот учебный материал, слушателям нужна подготовка, для чего были введены курсы по экономике, психологии и праву «Политическая модернизация в индустриальную и постиндустриальную эпоху», «Политическая география в современном мире» и другие.

Из набранных в этом году 20 человек 80% — учителя средней школы. «И вы уверены, что эти магистры вернутся потом в свои школы?» — поинтересовался профессор Московского института открытого образования Марк Мусарский. «Да, в основном все учителя желали бы оставаться на своем месте, — отметил Рябинин. — Проблема в том, что используемый сейчас в школах учебник обществознания Леонида Боголюбова после года обучения слушателей уже категорически не устраивает». Спецкурс о концепциях преподавания обществознания в старших классах слушателям программы читают профессора ГУ-ВШЭ Леонид Ионин и Леонид Поляков, авторы нового школьного учебника по обществознанию, который создавался по иным принципам, нежели учебник Боголюбова.

По замечанию Виктора Болотова, пока возможный системный эффект от этой программы не ясен, ведь учителям придется возвращаться в прежние условия, учить по тому же учебнику. «Следовало бы выходить на подготовку и повышение квалификации преподавательского состава вузов, а все это — латание локальных дыр», — заявил вице-президент РАО.

Аналогичное мнение было высказано им и по поводу идеи докладчика о создании еще одной магистерской программы совместно с факультетом философии ГУ-ВШЭ, посвященной вопросам религии. Алексей Рябинин считает, что предстоящее введение в школах по всей стране предмета «основы религиозной культуры и светской этики» (запланировано в 2012 году, по итогам эксперимента в 19 регионах) вызывает растерянность у магистрантов, и их надо учить, как его преподавать.

Стратегическое воздействие

Третья магистерская программа, «Управление образованием», как указал представлявший ее заместитель директора ИРО по образовательным программам Кирилл Зиньковский, рассчитана на подготовку директоров школ, руководителей муниципальных и региональных органов образования.

Сегодня в образовании внедряются новые экономические механизмы, прежде всего, нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда. Чтобы управленцы эффективно работали в новых условиях, они должны знать основы современного менеджмента, обладать аналитическими навыками, уметь принимать решения на основе экспертных суждений и социологических опросов, работать со СМИ... «Главное — обучить не технологическим знаниям, а умению мыслить», — подчеркнул Зиньковский.

Магистратура была создана Вышкой в партнерстве с Московской высшей школой социальных и экономических наук, которая, в свою очередь, сотрудничает с Манчестерским университетом. Как и в двух других программах, слушатели принимаются на основе конкурса портфолио, на сегодня основная их часть — студенты из Татарстана. Предполагается, что в следующем году по ней будет учиться уже 300 человек, через год — 400.

В ближайшем будущем ИРО планирует «запустить» еще одну магистерскую программу — для управленцев в сфере высшего образования. Часто считают, будто система управления вузом довольно проста, однако даже на примере Высшей школы экономики, с ее многочисленными дирекциями и отделами, видно, что это не так. В перспективе, по словам Зиньковского, предполагается также создание системы сетевого взаимодействия (онлайн-обучения) с университетами-партнерами, в частности, с Пенсильванским и Мичиганским.

Подводя итоги обсуждения, Ирина Абанкина подчеркнула, что проектирование программ должно исходить из будущих потребностей образовательной системы, необходимости формирования преподавательской и научной элиты. Такой принцип позволяет говорить о том, что у магистерских программ ИРО есть возможность «стратегического воздействия» на общество.

Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы

В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году

6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.

Проведена международная экспертиза качества образовательных программ по социологии ВШЭ

С 5 по 7 ноября на факультете социологии ВШЭ работали международные и российские эксперты, приглашенные самим факультетом в рамках Программы развития ВШЭ для оценки качества подготовки бакалавров и магистров.

Кто и как оценит высшее образование?

О качестве обучения говорит не только содержание самих учебных курсов, но и выпускники. 29-31 октября в ВШЭ прошла межрегиональная конференция «Общественное обсуждение модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования».

ВШЭ стала партнером образовательного проекта «Coursera»

Студенты со всего мира получили бесплатный доступ к образовательным курсам ВШЭ, размещенным на сайте этой ведущей международной площадки онлайн-курсов.

Образованием недовольны все, но это естественно

Современное образование должно готовить студентов к работе в экономике знаний, а инженер и гуманитарий всегда должны находить общий язык. Интервью с новым директором департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александром Сидоркиным.

Базовые дисциплины для экономистов-бакалавров: чему и как учить?

25 декабря на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялось очередное заседание комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области экономической теории Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.

Чему учить будущих финансистов и госслужащих?

3 декабря в Высшей школе экономики состоялись заседания двух предметных комиссий Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента: по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области финансов и в сфере государственного и муниципального управления.

Человеческая версия университетской истории

24 апреля состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Антропологический подход к изучению истории российских университетов» выступила заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ Елена Вишленкова.