• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная политика: пассивы без активов

4-5 февраля в Высшей школе экономики прошла международная конференция «Социальная политика в контексте трансформаций российского общества: реформы и повседневность», организованная ВШЭ, Центром социальной политики и гендерных исследований и «Журналом исследований социальной политики» при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.

«Нельзя сказать, что социальная политика — тема, благосклонно воспринимаемая в нашей стране. Взаимоотношения между государством и обществом сложились так, что государство рассматривает гражданина не как соверена или хотя бы свой «актив», а как обременение, и отношение к социальной политике вырабатывается соответствующее — по остаточному принципу». Этот «диагноз», поставленный в начале пленарного заседания Владимиром Автономовым, деканом факультета экономики ВШЭ, звучал рефреном в большинстве выступлений участников конференции. Часть докладчиков ссылалась на исторические, экономические и культурологические предпосылки такой трактовки социальной политики, другие говорили о том, что можно и нужно сделать, чтобы «социальная политика перестала восприниматься лишь как помощь бедным».

«Анализ эффективности социальной политики станет для нас одним из ключевых моментов, который в докладах будет представлен в самых разных видах: в перспективе региональных различий, в перспективе неравенства, решения злободневных задач, связанных с промышленностью, военным и спортивным «строительством», культурной политикой», — пояснил на пленарном заседании руководитель оргкомитета конференции, главный редактор журнала "Журнал исследований социальной политики", профессор кафедры социально-экономических систем и социальной политики ВШЭ Павел Романов.

О том, что многие институты, функционирующие в социальной сфере, занимаются не поиском решения фундаментальных проблем, а лишь «тушением» вспыхивающих социальных «пожаров» или благотворительностью, говорила на открытии конференции куратор программ Фонда Макартуров Галина Устинова. «Нет системного понимания того, как с этой ситуацией можно совладать, и фонд искал тех, кто мог такую дискуссию организовать, а Вышка в отличие от Госдумы — хорошее место для дискуссий, — заметила она. — Людей беспокоят социальные проблемы, и, к сожалению, следует констатировать, что все попытки реформ в этой сфере оказались неудачными. Пенсионная реформа — самый яркий тому пример».

Россия остается патерналистским государством, не имеющим при этом продуманной концепции социальной политики, в российском обществе не выработано единое представление о справедливости, зато растет социальная разобщенность, считает заместитель заведующего кафедрой истории философии ВШЭ Татьяна Сидорина. Между тем социальная политика многомерна по своей природе, ее концептуальной основой является некий идеал общества, формат сосуществования населения в государстве, к которому нужно стремиться. «Социальные реформы — одно из важнейших измерений социальной политики, но в России они в центре внимания не оказались», — отметила Татьяна Сидорина, указав также на отсутствие механизма сохранения семьи как устойчивого социального образования и на недопустимость игнорирования естественной потребности человека «быть счастливым».

Профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Наталья Зубаревич, представляя результаты региональных исследований неравенства (этот проект проводится Независимым институтом социальной политики), призвала четко разделять два вида неравенства — экономическое и социальное. Экономическое неравенство «неизбежно, оно воспроизводится потому, что разные регионы обладают разными конкурентными преимуществами, «пальма лидерства» постоянно переходит от одного региона к другому — и с этим надо жить». А вот социальное неравенство, по мнению Натальи Зубаревич, смягчать необходимо, в противном случае государство ждут «огромные проблемы с человеческим капиталом». Правда, «наше общество ничего лучше перераспределения не придумало», и именно перераспределение остается основой социальной политики.

Исследования показали, что благодаря росту «нефтяных прибылей» и, как следствие, увеличению пенсий и пособий государству удалось немного сократить разрыв между разными регионами по уровню доходов населения. Гораздо медленнее сокращалось неравенство по бедности, а вот неравенство по занятости росло весь докризисный период и сгладилось только благодаря кризису, когда «богатые» регионы значительно легче «бедных» избавлялись от лишней рабочей силы. Федеральное правительство, опасаясь нестабильности в регионах, «забрасывало» их деньгами: расходы региональных бюджетов, покрываемые этими средствами, росли даже в острый период кризиса, причем помощь в основном шла в дотационные регионы, которые в кризис и так ничего не потеряли. Впрочем, «политика пряника» была скорректирована в 2010 году, когда трансферты регионам снизились на двадцать процентов.

Выразив уверенность в том, что децентрализация системы управления и финансов в России неизбежна, как и возвращение выборов губернаторов, Наталья Зубаревич предупредила, что одновременно со снижением концентрации средств в федеральном бюджете региональное неравенство вновь усилится, что может привести к дальнейшей «поляризации социального пространства». Неизбежные риски модернизационного периода можно будет уменьшить за счет повышения мобильности населения и адресной социальной политики. Следует разрабатывать различные маршруты и «дорожные карты» реформирования с учетом локальных ресурсов и особенностей, «обкатаны» они могут быть в «тестовых» регионах. Но базовым условием развития должно стать обновление самой политической системы. Пока власть лишь наращивает сверхзатраты на собственные пиар-проекты, население к реформированию социальной сферы будет относиться с недоверием.

О роли гражданского общества, которое в условиях перехода к неолиберальной «минималистской» модели государства позволяет фиксировать социальные проблемы и предлагать способы их решения, говорила в своем докладе Суви Сальменниеми из Университета Хельсинки. Она, в частности, остановилась на приемах теоретического анализа гражданского общества как отдельной реальности. По ее мнению, с использованием подходов Пьера Бурдье и Мишеля Фуко становится понятнее то, каким образом отношения власти в обществе воспроизводятся в повседневной деятельности людей и организаций. Этот анализ можно развивать, дополняя его перспективами гендера, этничности и других аспектов неравенства и субъектности.

Особый акцент докладчики сделали на объединении микро- и макроконтекстов социальной политики: рассмотрении приемов и идеологий производства образов социального неравенства и контроля, с одной стороны, и современных социально-экономических реалий — с другой. В докладе профессора кафедры общей социологии ВШЭ Елены Ярской-Смирновой была затронута политика инвалидности как составная часть нарратива «социальное государство». Она рассказала о том, какие значения представляет и приобретает образ инвалида в советском и постсоветском кино, если смотреть на эти фильмы сквозь призму теорий гендера и социального гражданства. Так, можно отчетливо увидеть разрыв между героизацией «киноинвалидов», мужественно преодолевающих свой недуг, и пренебрежительным отношением к реальным инвалидам со стороны советского государства. А вот в годы перестройки инвалидность стала использоваться в визуальном искусстве как форма протеста против несправедливо устроенного общества, а в новейшем российском кино образы инвалидов становятся подчас совсем гротескными и служат для искусственного «переворачивания» реальности.

Начатые на пленарном заседании дискуссии по гендерной политике, советским социальным проблемам, современной политике в отношении семьи и молодежи и другим темам участники конференции продолжили в рамках специальных секций. А завершающая сессия конференции прошла в Общественном центре и музее Андрея Сахарова. Здесь были представлены необычные визуальные проекты и состоялся круглый стол, посвященный фото- и киноисследованиям социальной политики и формам репрезентации социальных проблем, в котором, помимо социологов, приняли участие известные фотографы и режиссеры.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«Нужно развивать страховые принципы социальной политики, а не уходить от них»

Очередная экспертная сессия в рамках XVIII Международной Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ была посвящена проблемам социальной политики. Участники дискуссии обсуждали пути развития российского рынка труда, пенсионной и страховой системы.

Для спасения мира нужна привычка к рутинной работе

Какие формы имеет социальное предпринимательство в России и США? Чем определяется успешность социальных проектов и как добиться их долговременной устойчивости? Эти вопросы обсуждались на очередной «Неформатной встрече на ВысШЭм уровне», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Волонтерство в России: с чего оно началось и как будет развиваться

9 декабря Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с Благотворительным фондом содействия продвижению и развитию добровольчества «Национальный центр добровольчества» провели международный круглый стол «25-летие добровольчества в России: взгляд в будущее».

Страна, социально-экономическому развитию которой помогают волонтеры

23 ноября в рамках Неформатных встреч на «ВысШЭм уровне» в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялась встреча с индийским общественным деятелем и бизнесменом Санджитом Кумаром Джха. Он рассказал, чем объясняются успехи общественной деятельности в Индии.

Должно ли государство поддерживать благотворителей?

Насколько эффективно государственное регулирование благотворительной деятельности? Помогает или мешает госфинансирование привлекать частные средства благотворительным фондам? Что показывает международный опыт и насколько он применим в российских условиях? Об этом шла речь на очередном заседании научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Где готовят исследователей гражданского общества

Обучение в бакалавриате ВШЭ предполагает участие студентов в проектной деятельности. О том, чем могут быть интересны проекты по изучению «третьего сектора» и какие возможности они открывают для студентов, рассказывает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, заведующая кафедрой экономики и управления в НКО Ирина Мерсиянова.

Пять научных фактов о социальном неравенстве

IQ.hse.ru собрал научные факты о социальном неравенстве, которые установили ученые НИУ ВШЭ.

XII конференция ISTR: ученые НИУ ВШЭ представили рекордное количество докладов

В Стокгольме состоялась двенадцатая конференция Международного сообщества исследователей третьего сектора (International Society for Third Sector Research – ISTR) на тему «Третий сектор в период трансформации: отчетность, прозрачность и социальная инклюзия». Конференция проводится раз в два года и является одним из крупнейших научных событий в своей области.

Взгляд на экспертное сообщество со стороны

На очередном заседании научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялось обсуждение результатов исследования «Российское экспертное сообщество как интерфейс между гражданским обществом и публичной властью». С докладом на эту тему выступил Лев Якобсон, первый проректор НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.

На Апрельской конференции обсудили местное самоуправление и гражданскую самоорганизацию

С 20 по 22 апреля в рамках XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества работала секция «Местное самоуправление и гражданская самоорганизация. Среди докладчиков, прошедших для участия конкурсный отбор, оказались исследователи НИУ ВШЭ, в том числе сотрудники Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, а также других вузов и научных институтов России и зарубежных стран. На сессиях присутствовали эксперты и практики третьего сектора и местного самоуправления.