• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Можно ли доверять студентам педвузов?

22 февраля на семинаре Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ с докладом «Качество педагогического образования в России (по результатам международного исследования по изучению педагогического образования и оценке качества подготовки будущих учителей математики TEDS)» выступила директор Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (РАО) Галина Ковалева.

Участникам семинара были представлены результаты международного исследования TEDS-M (Teacher Education Study in Mathematics), которое проводилось в 2008 году в 17 странах мира. Его участниками стали студенты последних курсов вузов, получающие квалификацию учителя начальной школы и учителя математики средней школы.

Как пояснила Галина Ковалева, исследование было инициировано США и относится к серии тех, что эта страна поддерживают с начала 1990-х годов, когда в Штатах была поставлена задача повышения качества образования. В рамках этих исследований оценивается как уровень подготовки школьников (TIMSS), так и качество педагогического образования, потому что именно оно во многом определяет качество образования в целом.

Лучше – только в Тайване

Чтобы оценить уровень готовности студентов к работе в школе, им было предложено решить тест, включающий задания по математике и по методике ее преподавания, и ответить на вопросы анкеты (о том, как они учились в школе, почему выбрали профессию учителя, как оценивают уровень преподавания в вузе, планируют ли в будущем работать в школе и прочее). Кроме того, проводился анализ программ подготовки вуза и анкетирование преподавателей.

Результаты России на фоне других стран-участниц исследования оказались достаточно высокими – выше средних международных показателей.

По итогам теста наши будущие учителя-предметники в рейтинге знаний заняли второе место, набрав 594 балла по математике и 566 баллов по методике преподавания. На первом месте оказались студенты Тайваня (667 и 649 баллов соответственно). Третье место у Сингапура (570 и 553 балла).

Чуть хуже показали себя наши будущие учителя начальной школы. По математике они набрали 535 баллов, уступив студентам трех стран – Тайваня (623 балла), Сингапура (590) и Швейцарии (543), а по методике преподавания математики – 512 баллов, пропустив вперед студентов пяти стран:Сингапура (593), Тайваня (592), Норвегии (545 баллов), США (544 балла) и Швейцарии (537).

В педвузы идут сильные абитуриенты?

Нашу страну в исследовании представляли студенты педагогических и классических университетов, поэтому была возможность сравнить уровень их подготовки.

Как выяснилось, у будущих учителей начальной школы различий в среднем уровне подготовки ни по математике, ни по методике преподавания нет – и в педвузах, и в университетах готовят примерно одинаково. Статистически значимые отличия были выявлены только по знанию математики у учителей-предметников – более высокие знания математики продемонстрировали студенты педагогических вузов.

Отличие было обнаружено и в качественном составе студентов: в госуниверситетах по сравнению с педвузами он более однородный. «Похоже, что педвузы берут всех, кто пришел, а в университетах – отбор», – прокомментировала Галина Ковалева.

Учимся хорошо, но не профессии

Один из вопросов анкеты, которую заполняли студенты, касался их собственной оценки своих школьных знаний. Если верить ответам российских студентов, в школе они получили достаточно хорошую подготовку. Так, 66 процентов будущих учителей математики охарактеризовали себя как имеющих самые высокие оценки среди учащихся своего класса в школе, у 25 процентов – оценки выше средних. Среди будущих учителей начальной школы самые высокие оценки, по их словам, были у 46 процентов опрошенных, выше среднего – у 34 процентов.

Еще один вопрос анкеты касался будущей карьеры выпускников педвузов. В России с ответом «Я предполагаю, что это будет моей профессией на всю жизнь» согласны 20 процентов будущих учителей начальной школы и только 5 процентов будущих учителей-предметников. В других странах, как выяснилось, гораздо больше мотивированных на работу в школе: так, в США с этой позицией согласны 71 процент будущих учителей начальной школы и 63 процента будущих учителей математики средней школы.

«Когда мне в первый раз говорили про данное исследование, сказали, что у нас самые лучшие в мире учителя математики. Теперь я понимаю, что у нас самые лучшие в мире несостоявшиеся учителя математики», – прокомментировал карьерные планы студентов научный руководитель ИРО Исак Фрумин.

С ним согласилась и выступавшая в качестве дискуссанта руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская. «Результаты замечательные, но вся беда в том, что мы ведем речь не о будущих преподавателях – с такими установками, с такой перспективой, которую они видят, они не придут в школу. Мы исследовали не будущих учителей, а контингент педагогических вузов и университетов, который туда пришел якобы для того, чтобы стать учителями».

Кроме того, Ленская обратила внимание на проблему несоответствия высокого уровня подготовки учителей и слабых знаний по математике российских школьников: «Как получается, что качество подготовки такое высокое, а наши результаты по ЕГЭ, PISA – такие плохие? И к TIMSS есть достаточно много претензий, – отметила Ленская. – Одна из гипотез, почему так выходит, – очень большой разброс среди вузов». Одни вузы обеспечивают высокий уровень подготовки, другие – выпускают очень слабых учителей, а в результате средние показатели – в целом хорошие.

Статистику не обманешь

Итоги обсуждения подвел один из руководителей семинара ИРО, вице-президент РАО Виктор Болотов. По его словам, он давно не слышал столько мифов о педвузах, как при обсуждении доклада.

Прежде всего, не стоит доверять студентам, высоко оценивающих собственные школьные знания. «Их самомнение, что они были лучшими в школе, статистикой не подтверждается», – подчеркнул Болотов. Так, можно обратиться к ЕГЭ-рейтингу вузов, составленному минувшей осенью по заказу Общественной палаты РФ. Согласно его данным, в педагогические вузы идут далеко не самые сильные абитуриенты. Похожая картина, по словам Болотова, наблюдалась в Пскове, где несколько лет подряд отслеживали, с какими баллами ЕГЭ по математике и физике проходил набор в классический, технический и педагогический университеты города. «Устойчиво абитуриенты с самыми низкими баллами по физике и математике идут в педвуз, на втором месте по качеству набора – технический университет, на первом – классический. Та же картина много лет в Томске, а это вузовский центр», – пояснил Болотов.

Еще один миф, по его словам, касается работы в школах выпускников педвузов. «40-60 процентов выпускников педвузов – в регионах разные данные – идут работать в школы. Это официальная статистика», – подчеркнул он.

Виктор Болотов остановился и на вопросе, который возник в связи с тем, что с заданиями теста студенты педагогических и классических университетов справились одинаково успешно. Как это возможно, когда в России привычно ругать качество педагогического образования по принципу «ума нет – иди в пед»? «Надо понимать, что уже в трети субъектов РФ педвузов нет», – пояснил Виктор Болотов.

Что же касается вопроса закрытия педвузов, то «мы на эти грабли уже наступали»:«В Якутии закрыли педуниверситет, сделали классический университет. А через 5 лет ставят вопрос о его открытии. Есть разные способы комбинирования педагогических вузов с университетами. Я знаю несколько удачных – в Новгородской области, Тюмени». Вопрос закрытия педвузов, по словам Болотова, это «дурная ситуация», а вот объединять или не объединять – вопрос, который требует дополнительного подробного изучения. Тем более что нормальный опыт работы есть и в классических университетах, и в педагогических вузах.

Елена Кузнецова, специально для Новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

«Плохо проведенный урок — преступление»

Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.