• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кинотрофей: эвакуация и прагматичная эксплуатация

16 марта на факультете истории ВШЭ состоялось открытие серии научных семинаров Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий. Доклад «Трофейное кино в СССР (1945-1949): идеология и экономика» представила российским коллегам Валери Познер (Valerie Pozner), председатель Ассоциации французских историков кино.

Открывая работу семинара, директор центра Олег Будницкий отметил, что старший научный сотрудник Национального центра Франции Валери Познер — автор множества интересных аналитических работ о советском и российском киноискусстве и до избрания председателем Ассоциации в течение 2-х лет — с 2006-го по 2008-й — возглавляла Французский научный и гуманитарный центр в Москве.

В начале своего выступления Валери Познер упомянула о неоднозначности общепринятой терминологии в определении военных трофеев. «За последние 15 лет, — сказала она, — в мире была проделана огромная работа по поиску трофейных произведений искусства, библиотек, архивов и начаты очень непростые судебные процедуры по реституции найденных ценностей. Поэтому судьбу частных коллекций следует отделять от истории государственных коллекций, хотя такое разделение часто оказывается весьма затруднительным. Трофей и репарация, реституция и возвращение, перемещение и эвакуация — выбор термина, как правило, характеризует не только статус того или иного предмета, но и логику, и политическую мотивацию действий участников этих процессов».

После просмотра фрагмента знаменитого фильма «Девушка моей мечты», снятого немецким режиссером Георгом Якоби в 1944 году и появившегося в советском прокате в 1947 году, Валери Познер на примере этой картины проанализировала историю трофейного кинематографа в СССР. «Этот фильм оставался на советских экранах более 10-ти лет, — отметила она, — и имел колоссальный успех у публики. При этом в отличие от конфискованных в ходе войны книг или архивных документов, все кинотрофеи из Германии были включены в коллекцию Госфильмофонда без каких-либо пометок и сведений об авторах или предыдущих владельцах кинолент».

В современных российских архивах есть немало документов, позволяющих понять условия изъятия фильмов со студий Германии, транспортировки в СССР, хранения и использования их в Советском Союзе. Следует отметить, что кинофильмы составляли лишь часть широкомасштабной операции советского командования по изъятию ценностей немецкой киноиндустрии. Накладные, грузовые квитанции и ведомости наземного и авиатранспорта свидетельствуют о том, что, начиная с июня 1945 года, советские оккупационные власти организовали методическую конфискацию имущества студий Германии — кино- и фотоаппаратуры, осветительной техники, проекционного, монтажного, звукового и проявочного оборудования, экранов, декораций, актерских костюмов — вплоть до кинопленки и пишущих машинок.

Исключительная роль кино в идеологической и военной пропаганде была вполне осознана политическим и военным руководством СССР только к концу Второй мировой войны, когда советская кинематография еще очень сильно отставала в своем развитии от европейской и американской. Поэтому в течение всего 1946 года продолжалась конфискация и перевозка ценных киногрузов из Германии в Советский Союз. К 1948 году в СССР были сформированы первые коллекции из обработанных после конфискации киноматериалов. В итоге — собрание зарубежных фильмов в 5 раз превысило количество советских кинолент, регулярно создававшихся в стране с 1930-х годов, а кинохранилище в Белых Столбах по объему продукции встало в один ряд с крупнейшими синематеками мира, что в условиях холодной войны имело огромное значение для Советского Союза. Так — фактически на базе военных конфискаций — был создан Госфильмофонд СССР, содержащий не только киноленты Рейха, но и фильмы, перемещенные из Белоруссии и Украины, изъятые в Прибалтике и Бессарабии и конфискованные Красной Армией в Японии. Кстати, в перечень перевезенных в СССР фильмов Рейха входили не только 906 немецких картин, но и 1530 американских, 572 французских фильма.

Далее Валери Познер рассказала о том, что в 1947 году ЦК КПСС предложил работникам Кинокомитета СССР подготовить список из 50-ти трофейных фильмов: 25 — для выпуска на экраны страны и 25 — для закрытых просмотров. «Правительство страны поставило перед Кинокомитетом задачу довести чистый доход от киноотрасли до 750 миллионов рублей, — подчеркнула госпожа Познер. — Учитывая бедственное состояние советских студий после войны, единственной возможностью решить эту задачу стала эксплуатация трофейных кинолент. Так зарубежные картины стали главным источником доходов».

Из огромного массива трофейных кинолент ежегодно отбирались фильмы, как правило, «легкого» жанра: комедии, мюзиклы, приключения — и после дубляжа или снабжения титрами распределялись по сетям Главкинопроката. По мнению Валери Познер, именно прагматизм и экономическая заинтересованность советского правительства были определяющими в деле эксплуатации на территории СССР трофейного зарубежного киноискусства.

Мощное вторжение западного кино на советские экраны не могло не оказать огромного влияния как на формирование и развитие киноязыка советских режиссеров и операторов, так и на мировоззрение рядовых зрителей. Валери Познер, вслед за другими известными исследователями кино, не сомневается в наличии прямой связи между прокатом трофейного кино и движением стиляжничества 1950-1960-х годов. Стиляги копировали и модели поведения героев западного киноискусства, и прически, и одежду, и стиль жизни, альтернативный общепринятым советским нормам.

После завершения доклада состоялась дискуссия участников семинара. Ординарный профессор ВШЭ Аполлон Давидсон отметил, что появление в послевоенном прокате целого ряда зарубежных фильмов вряд ли можно объяснить только прагматизмом властей. Недостаточное количество и качество отечественных фильмов усугублялось тем, что часть популярных советских лент («Небесный тихоход», «Сердца четырех») снимали с проката по идеологическим и цензурным соображениям после печально знаменитого постановления ЦК КПСС в августе 1946 года о творчестве Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Образовавшийся после этого «вакуум» заполняли прокатом трофейного кино. Кроме того, трофейные фильмы часто использовали в качестве агитационно-пропагандисткого материала, делая монтажные вырезки и перестановки кадров, оставляя неизвестными для советских зрителей страну производства, авторов и исполнителей главных ролей.

Ян Левченко, профессор кафедры наук о культуре ВШЭ, рассказал о двойной бухгалтерии советского кинопроката, когда доходы от показа какого-либо зарубежного фильма указывались в отчетах как средства, вырученные от проката идеологически правильной отечественной картины.

Отвечая на вопрос о роли Иосифа Сталина как возможного цензора трофейных фильмов, Валери Познер отметила, что в российских архивах есть много документов, свидетельствующих о пристрастии вождя народов к киноискусству, но, к сожалению, опираясь на них, невозможно точно установить, какие именно фильмы он смотрел и как его мнение могло влиять на прокатную судьбу тех или иных картин.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Тест: что вы знаете о российском дореволю­ционном кино?

В 1900-1910 гг. кинематограф быстро становился важной частью русской культуры и повседневной жизни. За это время было снято более 2500 фильмов, пригороды Москвы превратились в съемочную площадку, по всей стране открывались кинотеатры. Вы можете узнать об этом больше на сайте «Раннее русское кино», а в тесте IQ.HSE проверить, насколько вы разбираетесь в дореволюционном кинематографе.

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

НИУ ВШЭ и Рурский университет в Бохуме подписали соглашение о сотрудничестве

Программа предусматривает студенческие и академические обмены и возможность разработки совместных образовательных и исследовательских проектов. Соглашение подписано 8 апреля при участии представителей правительства земли Северный Рейн-Вестфалия.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Ученые в кино

Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.

Юмористическая энциклопедия Средневековья

Монти Пайтон и публичная история.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

Студенты программы «Сравнительные социальные исследования» смогут получить два диплома

Высшая школа экономики подписала соглашение о программе двух дипломов со Свободным университетом Берлина (Германия). Соглашение распространяется на магистерскую программу «Сравнительные социальные исследования», ее партнером с немецкой стороны станет программа East European Studies.