• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Работа будет идти независимо от того, где я нахожусь»

Профессор Университета Джорджа Мэйсона (США) Джон Най, который стал научным руководителем Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ, рассказывает о своем видении деятельности лаборатории и о требованиях к студентам, желающим присоединиться к проекту. Документы на  конкурсный отбор необходимо прислать до 10 апреля.

— Господин Най, как начались ваши совместные проекты с ВШЭ?

— Несколько лет назад я познакомился с сотрудниками ВШЭ, в частности с Марией Юдкевич, когда читал лекции в Институте Рональда Коуза. После этого, в 2009 году, я был приглашенным лектором на Летней школе институционального анализа, а также прочел небольшой курс для исследователей ВШЭ в 2010 году. Мне понравилось стремление исследователей ВШЭ к изучению проблем институциональной экономики и политэкономии экономических реформ. Кроме того, Вышка и мой родной Университет Джорджа Мэйсона преподают совместную магистерскую программу. Высшая школа экономики активно стремится развивать международные связи и начала ряд проектов по изучению реформ в образовательном секторе. Мне была предложена возможность стать научным руководителем Лаборатории институционального анализа экономических реформ, входящей в состав Института институциональных исследований ВШЭ, приезжать в Россию несколько раз в год для работы с коллегами, а также вести научное руководство с аспирантами. Это одна из частей программы развития исследовательского интереса ВШЭ наряду с выстраиванием связей с международными экспертами. У меня уже был опыт работы с различными институтами, я работал гостевым профессором в нескольких университетах, а также принимал участие в совместных исследовательских проектах с коллегами не только из США, но также из Франции и Филиппин.

— Что представляет собой проект ВШЭ, научным руководителем которого вы стали?

— Я работал над различными вопросами, связанными с тематикой реформирования институтов и развития, например в промышленных организациях и в сфере торговли. ВШЭ также заинтересована в исследовании вопросов реформ и институциональной трансформации как на местном, так и на международном уровне. В рамках ЛИА мы планируем работать над широким кругом проблем, связанных с институциональной динамикой, но начнем мы со сферы образования.

— Чему конкретно будут посвящены первые исследования?

— В последнее время нас все больше интересуют проблемы образования и образовательной реформы. Проблема повышения качества высшего образования — как в части работы со студентами, так и в части развития исследовательского потенциала — волнует вузы-лидеры по всему миру. Во многих отношениях высокий уровень исследований и качество обучения — потенциально одни из наиболее глобализованных областей. Развитые страны получают колоссальную выгоду от работы их лучших университетов, привлекая многих лучших студентов со всего мира для обучения и исследований.

В наших исследованиях мы начнем с попытки ответить на базовые вопросы. Насколько успешны различные студенты в учебе? Каковы детерминанты академического успеха? Насколько точно оценки входных тестов (в случае России — ЕГЭ) предсказывают дальнейшие достижения? Студенты из Москвы и других крупных городов учатся лучше или хуже студентов из маленьких городов со схожими оценками тестов? Насколько важны биологические факторы и факторы здоровья в достижении успеха? Какую роль играют такие факторы, как, например, доход родителей или социальное положение, в достижении результатов помимо получения хороших оценок на экзаменах?

Эти классические вопросы изучаются на протяжении долгого времени в других странах. Но во многих из них, например, в США, нам мешало отсутствие доступа к детализированной информации о студентах в топ-университетах. Недавнее введение ЕГЭ, как основания для отбора студентов, делает гораздо более доступным для российских школьников подачу документов в несколько университетов. В свою очередь российские институты должны быть готовы к отбору претендентов (как мы надеемся) из большого числа школ, находящихся за пределами столицы. Исследование влияния этих реформ на российские университеты и систему образования в целом представляется очень интересным.

Со временем мы хотим изучить различные системы оплаты труда в академической сфере в России и за рубежом, чтобы понять, как исследование и преподавание поддерживаются в различных школах и как финансовые вопросы перестают играть решающую роль. Мы также заинтересованы в рассмотрении общих вопросов государственных расходов и госзакупок. И, в общем и целом, мы интересуемся тем, как иерархические системы и организации добиваются успеха или же наоборот проваливаются в проведении различных реформ в ответ на изменяющиеся возможности и нормы. Я лично хочу коснуться более широкой проблематики, корни которой уходят глубоко в историю России, для изучения вопросов реформирования не только образовательной сферы, но и сферы торговли и бизнеса, которые также нуждающихся в трансформации.

— Как будет функционировать лаборатория? И как вы будете руководить ею — здесь, на месте, или дистанционно, из США?

— Я буду работать совместно c Марией Юдкевич и Григорием Андрущаком — координировать работу нескольких исследовательских команд, занимающихся различными вопросами совместно с другими научно-педагогическими работниками и аспирантами ВШЭ. Конечная цель состоит в утверждении правил и процедур, в соответствии с которыми работа будет идти независимо от того, где я нахожусь — чтобы руководители проектов могли непрерывно вести текущие исследования и начинали новые, свои собственные. Я буду приезжать в ВШЭ на несколько месяцев каждый год, работать над групповыми проектами, читать лекции как по академическим темам, так и по вопросам формулирования исследования и презентации его результатов и буду продолжать эту работу и оказывать поддержку из Соединенных Штатов. Некоторые сотрудники ВШЭ приедут с короткими визитами в США для нашей совместной работы, некоторые — на стажировки в Университет Джорджа Мэйсона.

— Кого вы приглашаете присоединиться к проекту? Какие знания получат люди, которые будут принимать участие в проекте? Какие откроются для них перспективы?

— Я бы хотел видеть в проекте ярких, высокомотивированных выпускников и молодых исследователей. Собственно, идея проекта заключается в подготовке их к самостоятельным независимым исследованиям, результаты которых могут быть опубликованы в хороших российских и международных изданиях, мы должны помочь им развить навыки, необходимые для исследователя, стремящегося к стандартам международной степени PhD. Работая с нами, они не только продвинутся в индивидуальных исследованиях, но также увидят, как необходимо формулировать проблемы, бороться с трудностями эмпирической работы, и поймут, как обсуждать и презентовать свою работу, чтобы ее результаты дошли до необходимой аудитории и в академическом сообществе, и в практической сфере.

Я уверен, что на большинстве аспирантских программ студенты не уделяют достаточно внимания презентации своих исследований в четкой и научной манере. Им необходимо научиться презентовать свою работу ясно и эффективно. Малая часть этого знания может быть получена на занятиях, но большую часть они должны получить из собственного опыта. Думаю, работа в команде пойдет на пользу всем участникам, они научатся чему-то новому в процессе взаимодействия друг с другом, а также получая комментарии со стороны.

Окончательная цель проекта — получение выгоды от мотивирующей академической среды, которую уже предоставляет ВШЭ, и продвижение ее на еще более высокий уровень. Мы хотим, чтобы студенты прочувствовали и поняли, как правильно следует проводить качественные исследования, чтобы молодые участники проекта развили свои способности думать, разрабатывать и обсуждать, которые станут их преимуществами при построении карьеры независимо от того, будут ли они продолжать работу в качестве исследователей или уйдут работать в бизнес или государственные организации. Судя по тому, как развивается ВШЭ, университет может стать одним из лидирующих международных центров как высшего образования, так и исследований.

— Может ли кто-то присоединиться к проекту со своей собственной идеей?

— Я целиком поддерживаю независимость мысли. И хотя у нас будет большой проект, над которым будет работать большинство студентов, я надеюсь, что некоторые претенденты придут к нам со своими идеями, которые станут полезным дополнением или продолжением нашей работы. По итогам консультации, мы решим, стоит ли эту идею развивать в рамках лаборатории, и думаю, в некоторых случаях студенты получат такую возможность. Среди наших экспериментов — смешение традиционной системы работы с аспирантами, при которой они должны развивать свое собственное исследование, и лабораторная система, при которой кандидаты фокусируются на существующих проектах под контролем своих научных руководителей.

— Каковы требования к кандидатам? Что они должны знать? Какие документы они должны предоставить для отбора?

— Как минимум я хотел бы, чтобы студенты обладали хорошим знанием экономики, статистики и эконометрики, а также знанием математики в той мере, которая достаточна для понимания соответствующих статей по экономике и политическим наукам. В реальности даже студенты последних курсов бакалавриата могут сделать многое, если они хорошо понимают экономику, имеют некоторые знания технических наук и хотят упорно работать и изучать то, что им требуется. Мы приветствуем и уже состоявшихся коллег, которым есть, что внести в наши проекты.

В идеале мои студенты будут лучше технически подкованы, чем я. Уровень математических знаний и знаний статистики всегда улучшается, и я надеюсь найти студентов, которые смогут работать с компьютерными программами и заниматься теоретическим моделированием. Если студент видит ВШЭ как инструмент для входа в широкое мировое сообщество ученых, если мы почувствуем в нем эти устремления и амбиции, я уверен, что в нашей лаборатории мы сможем найти для него дело по душе. Я буду ждать заявок (CV и пример выполненной претендентом работы — курсовой, диплома или эссе по одному из курсов) и надеюсь найти новых друзей, коллег, сообщников в этом увлекательном проекте.

 


 Желающие принять участие в конкурсном отборе должны прислать свое CV на английском языке и пример выполненной работы (на русском или английском языках) — курсовой, диплома или эссе по одному из курсов до 10 апреля на электронный адрес shutova.eu@gmail.com, в теме письма указать: «Конкурс ЛИА». Ближайший визит Джона Ная в Москву состоится с 16 по 28 апреля, в это время состоятся собеседования и встречи с новыми участниками проекта.


Для справки: Ярослав Кузьминов, который до недавнего времени был научным руководителем Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ВШЭ, теперь стал директором ИНИИ — Института институциональных исследований ВШЭ (напомним, что ЛИА является частью ИНИИ).

Вам также может быть интересно:

20

заявок от ученых из Бельгии, Великобритании, Дании, Германии, Испании, Италии, Канады, Норвегии, США, Эстонии и Японии принято на конкурс проектов по созданию международных лабораторий Вышки.

В Вышке открылась Международная лаборатория региональной истории России

Новая Международная лаборатория региональной истории России НИУ ВШЭ займется изучением социально-политической истории российских регионов с ХVIII века до современности.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

Вышкинский сту­ден­че­ский мониторинг качества об­ра­зо­ватель­ных услуг признан лучшим

Комитет по качеству образования Студсовета Вышки стал победителем Всероссийского конкурса студенческих практик в сфере повышения качества образования в номинации «Лучший проект, нацеленный на мониторинг качества образовательных услуг». Конкурс был организован Российским союзом молодежи совместно с Рособрнадзором и Ассоциацией студенческих объединений России.

Институциональная экономика

Зачем люди придумывают себе правила и механизмы принуждения к их соблюдению.

«Зеркальная симметрия была открыта физиками, но очень быстро привлекла внимание математиков»

Среди недавно открытых в Вышке международных лабораторий — Международная лаборатория зеркальной симметрии и автоморфных форм. Научный руководитель лаборатории Людмил Кацарков и кураторы двух научных направлений лаборатории Валерий Гриценко и Виктор Пржиялковский рассказали о том, почему она имеет все шансы стать уникальной междисциплинарной структурой по изучению зеркальной симметрии, автоморфных форм и теории чисел.

«Алгоритм машинного обучения умеет находить закономерности в данных, которые не видит человек»

В декабре 2016 года в Вышке были открыты пять новых международных лабораторий, в том числе Международная лаборатория глубинного обучения и байесовских методов. Предмет  ее исследований — комбинированные нейробайесовские модели, объединяющие достоинства двух наиболее успешных в настоящее время парадигм машинного обучения — нейросетевой и байесовской.

В ВШЭ начинают работу новые международные лаборатории

Ученый совет ВШЭ 23 декабря одобрил создание четырех лабораторий: русско-европейского интеллектуального диалога, исследований населения и здоровья, глубинного обучения и байесовских методов, суперкомпьютерного атомистического моделирования и многомасштабного анализа.

CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ

Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.

90%

российских семей в целом удовлетворены качеством образования, которое их ребенок получает в вузе.