• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Системы образования России и Китая меняются под воздействием цифровых технологий

В Высшей школе экономики начала работу вторая российско-китайская конференция «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Исследователи двух стран обсудили, что меняется в национальных системах образования благодаря цифровой революции и что можно позаимствовать из опыта друг друга.

Открывая конференцию, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что благодаря цифровой революции экономика приобретает совершенно другие очертания — возникают новые сектора и новые профессии, а у системы образования появляются новые возможности. В высшей школе уже сегодня распространены онлайн-продукты и доступные всем цифровые библиотеки, а вот на общем образовании цифровизация отразилась пока очень слабо. Логика и методология учебного процесса, в основе которого — классно-урочная система, мало изменилась с XVII века.

Именно цифровизация школы, по мнению Ярослава Кузьминова, может помочь преодолеть многовековую проблему обучения детей, считающихся неуспешными. Речь идет о тех, кому не удается осилить минимальную программу в силу индивидуальных особенностей освоения материала, а значит — отставания от общего темпа работы класса. Они смогут учиться по индивидуальным планам, получат адекватную обратную связь. Развитые страны преодолевают эту проблему, кратно увеличивая финансирование образования и нанимая больше учителей, но для России и Китая — крупных стран, инвестирующих в свое развитие по разным направлениям, — это может стать реальностью лишь через 15-25 лет. А сейчас нужно сделать ставку на цифровую трансформацию и искусственный интеллект.

Цуй Баоши, президент Китайского национального института наук об образовании, в свою очередь, отметил, что облачные технологии, большие данные, искусственный интеллект, виртуальная реальность и другие новации уже сегодня применяются в китайском образовании, и оно меняется на глазах. Докладчик привел высказывания председателя КНР Си Цзиньпина и президента РФ Владимира Путина о важности искусственного интеллекта, а затем — цитаты китайского мудреца Конфуция и русского педагога Константина Ушинского о роли образования для развития человека. Об идеях двух последних (в частности, об обучении сообразно способностям) китайский исследователь предложил не забывать в ходе цифровой трансформации.

И. о. директора Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Минобрнауки России Антоний Швиндт подчеркнул, что новые технологии создают новые возможности, и их влияние на систему образования предстоит изучать. Он пообещал учесть выводы конференции в работе по созданию большого федерального проекта в области искусственного интеллекта. В свою очередь, советник-посланник Посольства КНР в России Цао Шихай отметил, что конференция проходит в юбилейный год — КНР была образована 70 лет назад, тогда же были установлены дипломатические отношения с Россией. За эти 70 лет отношения «пережили множество испытаний, продемонстрировали жизненную силу и перспективы развития», и конференция в Вышке — очередная веха российско-китайского сотрудничества.

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко рассказал о росте интереса к Китаю в российской системе образования. В его вузе китайский язык стал популярнее французского и итальянского, так что пришлось увеличивать состав профильной кафедры. Он также отметил, что в московских школах благодаря цифровизации у учителей появилось больше возможностей. Они размещают в электронной среде свои сценарии уроков, которыми могут пользоваться коллеги. Такой подход меняет принципы обучения в педвузе — будущих учителей учат не «правильной» методике, а умению анализировать разные методики, сравнивать их и выбирать ту, которую можно применить в конкретном классе.

В преддверии конференции российские и китайские эксперты подготовили совместный доклад «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае». Первая часть посвящена России — рассмотрены современные проекты по цифровой трансформации образования в нашей стране и ее истоки. Авторы второй части — китайские коллеги, описавшие аналогичные процессы в Китае. Обзор первой части доклада на конференции представил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Он рассказал, что в начале 2000-х годов в России произошел резкий рост инфраструктурного обеспечения цифровых технологий, и, по данным ОЭСР, мы оказались на третьем месте по темпам оснащения системы образования различными цифровыми устройствами. Но сегодня исследования показывают, что более значимую роль в цифровизации образования сыграл другой фактор – доступность этих устройств для семей, для детей.

Эффективность применения технологий в образовательном процессе растет, прежде всего, за счет домохозяйств


Вторую часть документа освещала директор Центра международных сравнительных исследований Китайского национального института наук об образовании Ван Су. Как выяснилось, в цифровизации образования двух стран много общего, причем в обоих случаях на государственном уровне признается ее важность, с ней связывают рост доступности и качества образования.

В ходе конференции, которая продолжится 27 сентября, исследователи обсудят актуальные направления исследований в области цифровой трансформации образования в каждой из стран и предложат рекомендации по их развертыванию.

Вам также может быть интересно:

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета

Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.

Зимняя школа помогает студентам подняться на уровень выше

В конце января – начале февраля Высшая школа экономики традиционно проводит зимние школы для поступающих в магистратуру. Некоторые тематически близкие школы объединяют свои усилия и часть занятий делают общими для всех студентов. Что из этого получается, показываем на примере экономической школы и школы по международным отношениям.

НИУ ВШЭ и Лондонский университет открывают бакалаврскую программу двух дипломов по международным отношениям

В 2016 году Вышка начинает прием на новую англоязычную программу бакалавриата — «Международные отношения». Она будет реализовываться совместно с Лондонским университетом, оператором программы выступает Лондонская школа экономики и политических наук (LSE). Выпускники программы смогут получить и российский, и британский дипломы бакалавров. Презентация программы состоится на дне открытых дверей 1 ноября.

«ВШЭ — наилучшее место для работы над вопросами международных отношений»

В Высшей школе экономики  прошла  V Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям «Евразия 2020: перспективы сотрудничества». Школа проводится с 2011 года факультетом мировой экономики и политики ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом (Шанхай, Китай). В этом году она проходила при содействии Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. На территории России это единственная подобная школа.

«России и ЕС необходимо наконец честно и открыто начать говорить друг с другом»

Одержав некогда победу в холодной войне, сегодня Европа рискует проиграть мир после нее. Нынешние противоречия России и ЕС в вопросе Украины — лишь видимый симптом той «вялотекущей болезни», которую обе стороны отказывались лечить последние двадцать лет. Российско-европейский кризис и его причины обсудили на круглом столе, организованном  факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Советом по внешней и оборонной политике и журналом «Россия в глобальной политике». Поводом к встрече послужила статья Сергея Караганова «Европа: поражение из рук победы».

Российско-китайская летняя школа изучила потенциал России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

10 июля в Москве завершилась IV Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям «Пространство и время в евразийскую эпоху», организованная ВШЭ и Восточно-Китайским педагогическим университетом.

«ЕГЭ — мерзкая штука, но лучше ничего нет»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов в интервью телеканалу «Дождь» рассказал о том, почему он пригласил в наблюдательный совет университета Вячеслава Володина, об изменениях в ЕГЭ и санкциях Запада против России. Разговор состоялся на Санкт-Петербургском экономическом форуме.

Накануне саммитов G8, G20 и стран БРИКС эксперты обсудили глобальные вызовы

19 мая в Высшей школе экономики прошла международная конференция «Strengthening Global Summitry: Accountability for Effectiveness in the G8, G20 and BRICS», организованная Институтом международных организаций и международного сотрудничества ВШЭ.

Сергей Караганов: «Лучше не побеждать, а выигрывать, причем вместе с теми, с кем мы боремся»

В сегодняшнем мире все игроки пытаются сместить конкуренцию в те сферы, где они сильнее. ЕС играет на поле демократии и прав человека, а Россия стала склоняться «в сторону жесткой силы, ума и воли», считает декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов, выступивший с открытой лекцией «Основные глобальные тренды и нынешний европейский кризис».