• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегическая роль советов директоров / Отв. ред. И.В. Ивашковская. М.: Европа, 2008

Bышел из печати сборник докладов Второй международной конференции "Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегическая роль советов директоров" (ГУ-ВШЭ, 28—29 ноября 2007 г.).

ISBN 978-5-9739-0152-3

В начале марта в издательстве "Европа" при финансовой поддержке Банка УРАЛСИБ вышел из печати сборник докладов Второй международной конференции "Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегическая роль советов директоров" (ГУ-ВШЭ, 28—29 ноября 2007 г.). В него включены работы ведущих в этой области специалистов из России, Великобритании, США, Канады, Франции, Италии, Португалии, Японии.

Конференция была организована Лабораторией корпоративных финансов ГУ-ВШЭ и Центром корпоративного управления ГУ-ВШЭ и проводилась как этап в создании сети исследователей в области финансовой архитектуры компании и механизмов корпоративного управления (инициатива стартовала в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ). Задачи сети многогранны, но главная из них — это формирование единого исследовательского пространства в межпредметной области на стыке корпоративных финансов и корпоративного управления. Обобщая достигнутые к настоящему моменту результаты, выделим основные точки роста и будущих коммуникаций в сети.

Прежде всего, это концептуальные прорывы, назревшие благодаря накопленным изменениям в роли интеллектуального капитала, качества отношений со стейкхолдерами компании и их влияния на конкуренцию и бизнес-модели. На этом фоне роль советов директоров и условия устойчивого развития бизнеса требуют переосмысления, и такие новые подходы предлагают Г. Клейнер (ЦЭМИ РАН), Д. Рассел (Graduate School of Management, Paris), Д. Конклин (Schulich Business School, Toronto), В. Лившиц, Н. Белоусова, Е. Васильева (Институт системного анализа РАН).

Ирина Ивашковская
Ирина Ивашковская
Вторая проблемная зона, требующая объединения усилий, — методы эмпирических исследований стратегической роли советов директоров, качества корпоративного управления и их вклада в формирование финансовой архитектуры компании. Какие модели эмпирической оценки эффективны, какие показатели могут отразить стратегические обязанности советов директоров, как воспринимают инвесторы сформированные в компаниях механизмы воздействия советов директоров на стратегический процесс, на принятие решений, на реализацию задачи повышения стоимости компании и выстраивание коммуникаций с финансовыми и нефинансовыми ключевыми стейкхолдерами, — все эти вопросы отражены в докладах П. Локса (Delawere University, USA), Х. Гроува (University of Denver, USA), Дж. Урга (City University CASS Business School, London), М. Меоли (University of Bergamo, Italy), И. Ивашковской (заведующая кафедрой экономики и финансов фирмы ГУ-ВШЭ), А. Степановой, Я. Осипова (Лаборатория корпоративных финансов ГУ-ВШЭ), А. Сеттлза (ГУ-ВШЭ), А. Верникова (ГУ-ВШЭ), Л. Ружанской (УрГУ).

Третья зона для возможных совместных разработок — оценка формирующихся тенденций в деятельности советов директоров, сравнительный анализ процессов в работе директоров в разных социально-экономических средах, качество раскрытия информации и его связь с рисками корпоративного управления. В этом исследовательском пространстве интересные результаты и новые подходы показаны в докладах С. Гуриева (РЭШ), И. Ивасаки (университет Хитошубаши, Япония). И, наконец, перспективная зона потенциальных сетевых взаимодействий и исследований намечена в докладах, посвященных социальной ответственности бизнеса. Их представили коллеги из Финансовой академии при Правительстве РФ — И. Беляева и Б. Батаева Б., а также практикующие консультанты из аналитических отделов крупного консалтингового бизнеса (С. Колесников, КПМГ).

Мы приглашаем к сотрудничеству в рамках создаваемой сети коллег из ГУ-ВШЭ и других университетов.

Сборник докладов распространяется Лабораторией корпоративных финансов.

Ирина Ивашковская, заведующая кафедрой экономики и финансов фирмы ГУ-ВШЭ

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово

РАЗДЕЛ 1
МЕХАНИЗМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАМКИ АНАЛИЗА

Георгий Клейнер
Корпоративное управление: системный подход

Дэвид Рассел (Франция)
Роль независимых директоров в деятельности советов: теоретические рамки оценки с позиций компетенций

Дэвид Конклин (Канада)
Корпоративные финансы и корпоративное управление: зоны взаимодействия на примере опыта компаний Канады

Иван Родионов, Павел Старюк
Стратегическое управление стоимостью компании как основная задача корпоративного управления

Вениамин Лившиц, Наталия Белоусова, Елена Васильева
Проблемы государственного регулирования в переходной российской экономике

РАЗДЕЛ 2
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Ирина Ивашковская, Ярослав Осипов, Артем Ращупкин
Советы директоров и корпоративная эффективность в переходной экономике: исследование на базе национального рейтинга «РИД – Эксперт РА»

Андрей Верников
Совет директоров и система корпоративного управления в российских банках

Никита Пирогов
Корпоративное управление и деятельность компаний: эмпирические доказательства на развитых рынках капитала. Обзор докладов Поля Локса (США), Хью Гроува (США), Джованни Урга (Великобритания), Микаеле Меоли (Италия)

Ирина Ивашковская, Анастасия Степанова
Влияние структуры собственности на корпоративную эффективность в условиях растущего рынка капитала

Татьяна Ковалева
Эффективность совета директоров в компаниях малого и среднего бизнеса

Андрей Борзых
Опыт инсайдерской оценки корпоративного управления и ее анализа

РАЗДЕЛ 3
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ: ПРИНЦИПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Sergei Guriev, Art Durnev
The resource curse: a corporate transparency channel

Alexander Settles
Тhe corporate governance changes due to exposure to the international capital market: the role of IPOs, SPOs and debt issuance experience of Russian firm practice in 2003—2007

РАЗДЕЛ 4
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Игорь Беликов, Владимир Вербицкий, Екатерина Никитчанова, Всеволод Шаров, Константин Гуляев
Тенденции развития корпоративного управления в российских компаниях

Иширо Ивасаки (Япония)
Эндогенность состава совета директоров: детерминанты в переходной экономике на примере российских компаний

Людмила Ружанская
Развитие механизма совета директоров в российских корпорациях: практика уральских компаний

Станислав Колесниченко
Управление пространством интересов стейкхолдеров как составляющая стратегического и корпоративного управления в организации

Сергей Андрейкин
Векторы развития корпоративного управления: динамика проблемного поля

Жанна Беляева
На пути к великому: набор компетенций для российских корпораций

Роман Кувшинов
Корпоративное управление в России: мнения «потребителей», эволюция взглядов

Анна Гуслистая
Совершенствование корпоративного управления в переходной экономике

Артур Бояров
Ловушки устойчивого развития корпораций: некоторые аспекты социальной политики

РАЗДЕЛ 5
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Александр Першиков
Корпоративное управление и интересы общества: способы взаимодействия

Ирина Беляева
Корпоративная социальная ответственность в России: проблемы взаимодействия бизнеса и власти

Бэла Батаева
Теория заинтересованных сторон, КСО и роль государства

Дмитрий Михеев
Стратегия процветания: выстраивание гармоничных отношений со средой

Вам также может быть интересно:

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

Управлять звездой

Россия богата талантливыми людьми, но плохо умеет привлекать их в бизнес. По этому показателю у нее 107 место из 118 в Глобальном индексе конкурентоспособности талантов (GTCI). Причины парадокса кроются как в самих организациях, так и в состоянии рынка труда. Исследователи ВШЭ изучили вопрос на примере отрасли информационных технологий.

Блат снижает эффективность бизнеса

Компании с децентрализованным управлением и топ-менеджерами, нанятыми не «по блату», гораздо эффективнее фирм, где управление сосредоточено в одних руках, а сотрудники найдены «по знакомству». Фирмы, ищущие персонал на конкурентном рынке, чаще и успешнее внедряют инновации, выводят на рынок новые продукты и активнее экспортируют свою продукцию, выяснила научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Ирина Левина.

1,5

Во столько раз чаще крупные российские компании меняют генеральных директоров во время кризиса по сравнению с более спокойными временами.

«Вряд ли студенты сразу после выпуска попадут в совет директоров, но знать о корпоративном управлении им необходимо»

Чуть больше месяца остается до старта приемной кампании в магистратуру. Магистерское образование Вышки дает не только фундаментальную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят работодатели. На магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление» курс «Корпоративное управление и устойчивое развитие» в этом году читал директор по корпоративному управлению компании «Делойт» Олег Швырков. Новостная служба ВШЭ спросила у него, почему практикам важно взаимодействовать с теоретиками, что на самом деле означает понятие «корпоративное управление»  и должны ли рядовые сотрудники  сообщать начальству, если в компании что-то пошло не так.

Социально активные компании более конкурентоспособны

Социальная ответственность бизнеса в России постепенно становится стандартной частью деятельности корпораций на рынке. Отказ от значимой социальной работы нередко ухудшает репутацию фирмы вплоть до потери влияния в регионе. И наоборот, развивая социальное направление, компании чувствуют себя увереннее, выяснила научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Краснопольская.

Менеджеры стремятся оправдать ожидания

В абсолютном большинстве корпораций менеджеры находятся под давлением показателей прибыльности бизнеса. Для публичных компаний мерилом этих показателей  обычно выступает соответствие консенсус-прогнозу. Доклад McKinsey «Избежать ловушки консенсус-прогнозов».

Корпоративная составляющая инновационного роста

Пятый, завершающий блок «Стратегии развития финансовой системы России», которую Финансовый университет разрабатывал по госзаказу, посвящен совершенствованию  системы корпоративного управления, сложившейся в российской экономике.

Об успешном бизнесе с точки зрения общества в целом

Дэвид Грейсон — авторитетный эксперт мирового уровня в вопросах интеграции корпоративной ответственности в бизнес-стратегию, один из самых глубоких знатоков проблем социальной ответственности бизнеса. Недавно по приглашению Ассоциации Менеджеров России он приезжал в Москву.

Аутсорсинг: иностранцы в России

Наиболее часто иностранные компании, работающие в России, отдают на местный аутсорсинг сферу услуг, программное обеспечение, юридическое сопровождение, охрану, транспорт и логистику, подбор и обучение персонала.