• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто и зачем мутит воду в Арктике?

24 октября на профессорском семинаре факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ с докладом «Битва за Арктику: новый этап дискуссий» выступил профессор кафедры энергетических и сырьевых рынков ВШЭ Леонид Григорьев.

«Битву за Арктику» можно считать частью альтернативной повестки дня, которой в период нового витка экономического и социального кризиса очень удобно отвлекать внимание публики от актуальных проблем. Пожалуй, такой главный вывод можно сделать из доклада, представленного Леонидом Григорьевым. Многие вопросы и противоречия, связанные с освоением Арктики, представляются профессору ВШЭ искусственными, не имеющими под собой (во всяком случае, на данный момент) реальной почвы.

Одним из таких вопросов является, например, проблема безопасности в Арктике, которую пытаются актуализировать наиболее ретивые представители Европейского союза. Между тем, всего несколько лет назад обсуждалась даже возможность включения арктического региона в сферу контроля НАТО, но эта идея была заброшена. Сейчас же причиной активизации ЕС, по мнению Леонида Григорьева, является стремление не допустить «раздела» Арктики только теми странами, которые имеют непосредственный выход в регион. Так Брюссель, уже получивший доступ к участию в международных саммитах вроде G20, пытается утвердить себя в качестве отдельного игрока на мировой арене.

Весьма активно в плане укрепления своих позиций в Арктике ведет себя Россия, пытающаяся закрепить за собой значительный участок северного шельфа и готовая ради достижения стратегической цели идти на некоторые компромиссы (например, уступить часть спорной акватории Норвегии). Здесь нужно заметить, что правовой статус Арктики остается в целом крайне неопределенным.

Но за что же ведется борьба? Не получится ли, как заметил на семинаре декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов, что битва развернется вокруг «дырки от бублика»?

Сергей Караганов
Сергей Караганов
И действительно, почти все арктические ресурсы, будь то нефть или другие полезные ископаемые, являются неразведанными. Добыча нефти на арктическом шельфе представляется сколь заманчивым, столь и рискованным предприятием, прежде всего в плане экологической угрозы. Современная наука знает еще очень мало об особенностях функционирования арктических экосистем. А технологии предотвращения и устранения утечек нефти, пригодные для использования на арктическом шельфе, также пока не разработаны. Необходимо принимать во внимание и последствия изменения климата: по мере оттаивания вечной мерзлоты в негодность придут прежние технологии добычи.

Стоит ли игра свеч? Над этим вопросом следует, по мнению Леонида Григорьева, задуматься российскому правительству. Создание и поддержание инфраструктуры для морских перевозок в Арктике потребует колоссальных вложений, вполне возможно, что многие грузы возить по Северному морскому пути будет просто невыгодно. Значит, для начала необходимо определиться с тем, что и как можно будет транспортировать через Арктику.

Стоимость добычи углеводородов в столь сложных условиях рискует быть слишком высокой. «Пока цена нефти держится около 100 долларов за баррель, на нефть и газ в Арктике будут обращать мало внимания», — полагает Леонид Григорьев.

Все это, однако, не означает, что на освоении Арктики нужно ставить крест. России необходимо модернизировать свой энергетический комплекс с учетом будущих вызовов и планировать хозяйственную деятельность в регионе, который, вероятно, будет «оттаивать». По словам Леонида Григорьева, нынешняя инфраструктура добычи углеводородов, доставшаяся России в наследство от СССР, не отвечает рыночным требованиям и возможностям, а стоимость ее перестройки не поддается исчислению. У двух государственных гигантов, которым «отписан» арктический шельф — «Газпрома» и «Роснефти», опыта и оборудования для работы на нем нет. Таким образом, без кооперации освоение предполагаемых арктических сокровищ (по оценкам экономистов, в Арктике находится до четверти всех неразведанных на планете полезных ископаемых) будет невозможным. Но реальные работы, а возможно, и сражения на «северном фронте» начнутся не ранее, чем через 10-15 лет. Время подготовиться и оценить риски у всех стран и компаний, претендующих на Арктику, пока есть.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Студент магистратуры ВШЭ получил грант на НИР по разработке арктической транспортной платформы

Суть проекта в том, чтобы по результатам исследований существующих и перспективных технологий попытаться создать прототип универсальной транспортной платформы «СуперАрктика+». Платформа сможет передвигаться по воде, под водой, по льду и по грунту.

Северный морской путь: перспективы развития в XXI веке

По оценкам Росгидромета, в последние годы в Арктике наблюдается потепление, причем тренд сокращения площади льда в летний период в обозримой перспективе сохранится. Это позволяет по-новому оценить возможности Северного морского пути. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова прошел круглый стол, одним из организаторов которого стал Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ.

В ВШЭ обсудили проблемы российской Арктики

В Высшей школе экономики прошла конференция «Будущее арктического региона: устойчивое развитие или экономический рост?», организованная Институтом региональных исследований и городского планирования и кафедрой управления развитием территорий и регионалистики ВШЭ.

10 м/год

с такой скоростью разрушаются российские берега северных морей.

Технологии, которые позволят России эффективно осваивать ресурсы Арктики

Экологически безопасному освоению Арктики посвящен новый выпуск трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» Высшей школы экономики. Эксперты считают, что перспективы рационального природопользования в этом регионе связаны в первую очередь с морскими ледостойкими платформами для добычи нефти и газа, новыми типами ледоколов, а в долгосрочной перспективе — с технологиями извлечения газа из газогидратов.

Управлять Арктикой должны все заинтересованные страны

9 декабря ВШЭ посетил Оран Янг, один из самых авторитетных в мире специалистов по экономике и политике окружающей среды, профессор Университета Калифорнии. Г-н Янг прочел лекцию на тему «Управление Арктикой: от теории к практике».

Что ожидает сырьевые регионы?

25 марта в Высшей школе экономики состоялся научный семинар «Будущее сырьевых регионов России: проблемы управления и развития», организованный кафедрой управления развитием территорий и регионалистики и Центром региональных исследований НИУ ВШЭ.

Государство поможет геологоразведчикам

10 ноября прошел второй научный семинар в рамках цикла дискуссий, организуемых Высшей школой экономики совместно с Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Темой семинара стало инновационное развитие минерально-сырьевого комплекса России.

Вода в формате XXI века

На повестке дня модернизация управления водным хозяйством в России. Причем и в этой сфере необходимо догонять, и учиться у более продвинутых соседей. Об этом говорили на научном семинаре «Водные ресурсы: выбор инновационных приоритетов».

Водный мир: цена определяет отношение

14 октября в Высшей школе экономики состоялся научный семинар «Водные ресурсы: выбор инновационных приоритетов», организованный Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ совместно с Министерством природных ресурсов и экологии РФ.