Сотрудник Высшей школы экономики станет координатором в эксперименте Большого адронного коллайдера

© Anna Pantelia / CERN

Михаил Гущин, научный сотрудник Лаборатории методов анализа больших данных ФКН НИУ ВШЭ, был утвержден координатором рабочей группы машинного обучения и статистики в эксперименте Большого адронного коллайдера LHCb в ЦЕРН (Европейской организации ядерных исследований). Он станет единственным представителем российского университета в команде координаторов рабочих групп эксперимента.

Эксперимент LHCb — один из четырех экспериментов на Большом адронном коллайдере (БАК). В нем принимают участие команды ученых 87 организаций из 18 стран мира (Высшая школа экономики вошла в коллаборацию LHCb как ассоциированный член в июне 2018 года). Любой из членов команды может номинировать кандидата, достойного, на его взгляд, стать координатором. Количество таких номинаций учитывается главами коллаборации, которые предлагают лучшую кандидатуру на пост. В декабре кандидатуру Михаила Гущина единогласно одобрили на совете коллаборации LHCb сроком на два года. К работе научный сотрудник Лаборатории методов анализа больших данных ФКН НИУ ВШЭ приступит 1 января 2021 года. Он станет единственным представителем российского университета в команде координаторов рабочих групп эксперимента.

«Это назначение — высокая оценка подготовки наших молодых исследователей, — подчеркивает глава группы LHCb в Вышке Денис Деркач. — Михаил работает над проектом LHCb уже четыре года и стал автором нескольких публикаций о применении машинного обучения для обработки данных в физике частиц. В этот успех несомненно внесли решающий вклад Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ и РНФ, которые поддержали наш план исследований. Надеюсь, что в дальнейшем мы продолжим укреплять позиции исследователей из Вышки».

«Первое, что я испытал, когда узнал о своем назначении — чувство невероятной ответственности, — признается Михаил Гущин. — Ведь это назначение — мировое признание экспертизы НИУ ВШЭ в области анализа данных и машинного обучения, к которой будут прислушиваться все участники крупного международного эксперимента».

В качестве координатора Михаил Гущин будет помогать рабочим группам эксперимента  в применении современных методов анализа данных в публикуемых исследованиях коллаборации. Сейчас он активно готовится к вступлению в должность: другие координаторы группы помогают сотруднику НИУ ВШЭ войти в курс текущих дел, знакомят с ближайшими планами группы. Запланирована и встреча с менеджментом коллаборации, на которой будут обсуждаться планы на развитие рабочей группы.

Михаил Гущин, научный сотрудник НУЛ методов анализа больших данных ФКН

Фото из личного архива

Цель моей группы — убедиться, что методы машинного обучения (МО) применяются корректно в алгоритмах сбора и анализа данных эксперимента, ведь эти алгоритмы будут работать не один год. В последние годы наблюдается рост популярности применения современных методов МО. Поэтому, критически важным для эксперимента является контроль правильного использования такого инструментария. В частности, моя задача заключается в сборе лучших практик использования методов МО для анализа данных, составлении рекомендаций и их распространение среди рабочих групп эксперимента. Еще одной задачей является консультирование по вопросам анализа данных и МО.

Михаил Гущин говорит, что от работы в должности координатора ожидает много интересных проектов и знакомств. Он хотел бы применить свои знания в эксперименте LHCb и, возможно, раскрыть новые тайны Вселенной. Кроме работы в ЦЕРН он продолжит трудиться и в Высшей школе экономики: «Я намерен продолжить работу в лаборатории ФКН, в которой собран замечательный коллектив профессионалов, исследующих область анализа данных и машинного обучения».

Большой адронный коллайдер – фабрика открытий новых адронов

Коллаборация одного из экспериментов Большого адронного коллайдера, LHCb, в которую входит также и группа ученых Высшей школы экономики, опубликовала сообщение об открытии новых тетракварков – экзотических адронов, состоящих из четырех кварков. Эти открытия стали возможны благодаря массивным выборкам данных, собранным экспериментом LHCb при помощи алгоритмов, разработанных в ВШЭ.

«Мы на скорости сталкиваем автомобили и по фото разлетающихся обломков изучаем, как устроен двигатель»

Никита Казеев, кандидат компьютерных наук, PhD in Physics и научный сотрудник лаборатории LAMBDA, работает в ЦЕРН. Для портала Вышки он рассказал, как защитился в двойной аспирантуре (в НИУ ВШЭ и в итальянском Римском университете), на что похожа наука в Женеве и почему нужно непременно общаться с коллегами.

НИУ ВШЭ стал ассоциированным членом коллаборации LHCb в ЦЕРН

Высшая школа экономики вошла в коллаборацию LHCb на Большом адронном коллайдере в Европейском центре ядерных исследований. Группа НИУ ВШЭ будет состоять из сотрудников научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных (LAMBDA). Это позволит исследователям ВШЭ получить полный доступ к данным коллаборации и участвовать в различных проектах.