• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Маленький ядерный взрыв»: как готовили педагогов и психологов в Красноярске тридцать лет назад

«Маленький ядерный взрыв»: как готовили педагогов и психологов в Красноярске тридцать лет назад

© iStock

Участники традиционного вторничного семинара Института образования ВШЭ обсудили, как создать научно-образовательный центр мирового уровня – на примере психолого-педагогического факультета Красноярского госуниверситета конца 1980-х – начала 1990-х годов. Семинар был посвящен памяти одного из лидеров этого проекта, профессора Сибирского федерального университета и приглашенного профессора ВШЭ Бориса Хасана, скончавшегося 14 января.

Среди преподавателей и выпускников психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета (ставшего в 2006 году ядром Сибирского федерального университета) оказалось немало исследователей и организаторов образования федерального уровня. Некоторые из них сегодня работают в Высшей школе экономики. Его первым деканом с 1987 до 1990 года был Виктор Болотов, ныне ординарный профессор ВШЭ. Открывая семинар, он отметил, что сегодня в регионах России предпринимаются попытки создания научных и образовательных центров «с нуля». В этом контексте интересно проанализировать аналогичные примеры из прошлого, которое сейчас кажется легендарным, «а для нас было временем бури, натиска и поиска».

Именно в те годы возник спрос на инновации в образовании, мега-модными стали педагоги-новаторы, и встречи с ними в Останкине собирали огромную аудиторию, напомнил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. В Красноярск приезжали известные в Советском Союзе философы, педагоги и психологи. В их числе Георгий Щедровицкий (контуры психолого-педагогического факультета были придуманы на организационно-деятельностной игре, которую он провел в 1986 году) и Василий Давыдов – автор теории развивающего обучения.

В состав Красноярского госуниверситета вошла обычная микрорайонная школа, которую возглавил Исак Фрумин. Ее назвали гимназией «Универс», в ее составе был создан исследовательский институт. Преподаватели психолого-педагогического факультета работали в гимназии и с учениками, и со студентами, приходившими туда на практику. Проводились эксперименты с опорой не только на российский, но и на зарубежный опыт, было представлено развивающее обучение, вальдорфская педагогика, школа диалога культур. Вскоре гимназия «Универc» стала одной из самых престижных школ Красноярска и приобрела известность в масштабе страны.

Гимназия «Универс»
© Univers.su

Чтобы поступить на психолого-педагогический факультет, требовалось сначала два года отучиться на любом другом факультете. Как подчеркнул выпускник факультета 1993 года, ныне ректор МГПУ Игорь Реморенко, это был один из первых примеров совмещения квалификаций в высшем образовании. Затем появилось разделение на бакалавриат и магистратуру, а в прошлогоднем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин сказал о возможности изменении траектории обучения после второго курса. «До сих пор удивляюсь, что я мог писать курсовые на математическом факультете, и мне их засчитывали на психолого-педагогическом», – добавил Игорь Реморенко.

Доцент Института образования ВШЭ Павел Сергоманов (выпускник 1991 года) сравнил создание психолого-педагогического факультета с «маленьким ядерным взрывом». По мнению проректора ВШЭ Вячеслава Башева (выпускника 1992 года), успех красноярского феномена был основан на четырех системообразующих элементах.

Во-первых, сила идеи: основой развития проекта стали инициативы преподавателей и студентов, причем студенты оказывались соавторами, а не массовкой.

Во-вторых, высокое качество преподавателей. «Они были молоды если не по возрасту, то по дерзости мышления и увлекательности проектов, которые предлагали студентам. Они были концептуальными людьми, реализовавшими свои идеи в профессии. У каждого студента возникало ощущение, что преподаватель работает именно с ним и именно ему хочет сделать личный вызов», – пояснил Вячеслав Башев.

В-третьих, это особенности образовательного процесса – мастерские, когда студенты включались в логику действий и размышлений мастера, проектировочные игры, когда дальнейшее развитие факультета зависело в том числе от их идей.

Наконец, «умная власть» – руководство университета и региональной системы образования было толерантно к разным точкам зрения, но в то же время требовало неукоснительного выполнения принятых решений.

По оценке профессора Института образования ВШЭ Анатолия Каспржака, создание психолого-педагогического факультета было тесно связано с трендами в сфере образования периода «перестройки» – социальным оптимизмом и отсутствием жестких нормативных ограничений.

Одним из любимых приглашенных преподавателей на психолого-педагогическом факультете была Катерина Поливанова – ученица Василия Давыдова, ныне научный руководитель Центра исследований современного детства ВШЭ. Она вспоминает, что первые занятия по возрастной психологии вела в пальто – университет едва отапливался. Красноярские студенты в отличие от московских казались ей «ненасытными» – засыпали ее вопросами и не отпускали поесть. «Для меня этот драйв остается одним из самых ярких жизненно-профессиональных впечатлений», – добавила Катерина Поливанова.

По мнению Игоря Реморенко, при создании научно-образовательных центров мирового уровня стоит использовать четыре принципа психолого-педагогического факультета. Это ставка на развивающиеся научные школы и перспективные исследования, гибкие образовательные программы, создание особого уклада с акцентом на сотрудничество преподавателей и студентов, взаимодействие с региональной системой образования и международным научным сообществом.