• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

27% молодежи охвачено высшим образованием в России

27% молодежи охвачено высшим образованием в России

© Высшая школа экономики

В среднем по регионам России охват молодежи высшим образованием составляет 27%, говорится в мониторинге «Региональная дифференциация доступности высшего образования», проведенном Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала и Институтом образования НИУ ВШЭ. Исследователи Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова проанализировали отношение числа студентов к населению релевантной возрастной когорты (17–25 лет) и показали, что экспансия высшего образования в новейшей истории России была регионально неоднородной.

Благодаря законодательно закрепленной норме, удалось сохранить обеспеченность бюджетными местами в вузах. В то время как снижение общих показателей охвата за последнее десятилетие было обусловлено в первую очередь сокращением заочной и коммерческой форм обучения, в том числе в сегменте низкокачественного образования.

Охват программами высшего образования по субъектам РФ варьируется от 1% (ЯНАО) до 58% (Томская область). При этом территориальная близость вуза является важным фактором выбора послешкольной образовательной траектории. И чем ниже социальное положение и доход семьи, тем более чувствительным является этот фактор, отмечается в исследовании.

В наибольшей степени сокращение доли заочных программ затронуло Чукотский автономный округ, Смоленскую, Мурманскую, Архангельскую области, Республику Карелию — здесь доля заочных программ сократилась в диапазоне 18,5–28,6 п.п. В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) и на Чукотке охват молодежи высшим образованием уже не превышает 5%, а в Ненецком автономном округе (НАО) последние филиалы вузов закрылись в 2017 году. При этом закрытие заочных программ несет в себе риски снижения доступности образования для работающего населения, по определению в большей степени связанного с местом расположения работы.

При этом некоторые регионы усилили свои позиции на рынке высшего образования.

В пятой части субъектов охват превышает среднерегиональный уровень, примерно треть (30–33%) молодежи участвует в высшем образовании. Выделяются крупные университетские центры, Санкт-Петербург, Томская область, а также Москва — лидеры по показателю охвата: в этих регионах больше половины возрастной когорты 17-25 лет имеют доступ к обучению в высших учебных заведениях. Расширение охвата высшим образованием наблюдается в основном в крупных университетских центрах, например, в Томской области, в Республике Татарстан. 

© Высшая школа экономики

ЕГЭ хотя и усилило межрегиональную мобильность, сам уровень мобильности остается сравнительно невысоким. Примерно 70% поступивших в вузы учатся в регионе, в котором они окончили школу. Вместе с тем, уезжающие из родного региона студенты концентрируются в небольшой группе регионов. Москва все так же привлекает примерно 17% от общего числа студентов, Санкт Петербург увеличил свою долю с 6 до 7%. Доли остальных регионов составляют от 1 до 3%. Крупные региональные университетские центры концентрируют в себе и качество высшего образования, привлекая наиболее подготовленных абитуриентов.

Ряд регионов можно отнести к группе риска доступности высшего образования: охват не превышает 20%, затраты на высшее образование высоки (индекс финансово-ресурсной доступности превышает 60%), предложение качественного высшего образования отсутствует, доля отличников низка. К этим регионам относятся Камчатский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Еврейская автономная область, а также Кабардино-Балкарская Республика.

Что касается платного сегмента, то в 2018 году доля платного высшего образования составила 54,1% (в государственных вузах примерно 50%). При этом доля студентов бакалавриата, обучающихся на коммерческой основе, равнялась 42,9%, студентов магистратуры — 56,9%. В среднем доля студентов-платников (в местах) с 2012 года снизилась на 7,5 п.п.

Стоимость высшего образования относительно среднедушевого дохода значительно варьируется по регионам, а в среднем по стране составляет 40%. При этом, несмотря на сравнительно высокий охват стипендиальным обеспечением в России, в среднем стипендиальные выплаты в расчете на студента составляют не более 40% от регионального прожиточного минимума. В очень малом числе регионов государственная стипендиальная поддержка позволяет сравнительно в меньшей степени обращаться к сторонним источникам дохода: примерно половину прожиточного минимума за счет стипендии можно покрыть в Мурманской области, республиках Мордовии, Башкортостан и Карелии.

Если сравнивать Россию с другими странами, то она находится на среднем среди стран ОЭСР уровне доступности высшего образования. Показатели охвата взрослого населения сравнимы с Норвегией и опережает многие европейские страны, например, Германию и Францию. Таким образом, сравнительно высокий уровень охвата высшим образованием поддерживается конституционной нормой, но как количество, так и качество высшего образования распределено неравномерно в разрезе территорий страны.

Вам также может быть интересно:

«Насколько человек останется человеком, а машина машиной — большой вопрос»

Будут ли новые технологии разобщать или, напротив, соединять людей и общество? Какие механизмы следует использовать, чтобы балансировать интересы общества и прогресс, чтобы он не дегуманизировал человека? Как должно выстраиваться взаимодействие человека с искусственным интеллектом? Все ли технологии идут на благо людям? Эти и другие вопросы эксперты обсудили в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

В Россию на заработки: как коронакризис повлиял на трудовую миграцию

Распространившийся по всему миру коронавирус резко сократил миграционные потоки во всем мире, в том числе в России, и ухудшил положение ряда стран — традиционных доноров трудовых мигрантов. В то же время у жителей этих стран не пропало стремление отправиться на заработки в Россию, а отечественные компании и домохозяйства не намерены отказываться от найма иностранных работников. К таким выводам пришли ученые, представившие результаты своих исследований на XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Задача выжить: как кризис влияет на отношение людей к неравенству

Неравенство, обусловленное уровнем доходов, географическим положением, полом, возрастом, классом и религией, увеличивает социальный разрыв как внутри стран, так и между ними. Какие измерения неравенства приобрели особую важность в условиях преодоления последствий пандемии и развивающегося экономического кризиса, а также насколько больше женщины работают по сравнению с мужчинами, обсудили эксперты на Ясинской конференции НИУ ВШЭ.

Сохранение против открытости: ценности старших поколений и молодежи постепенно сближаются

Различия между жизненными ценностями и оценками собственного благополучия у молодежи и старших поколений в России остаются высокими, но эксперты видят тенденции к их сближению и сокращению различий. Об этом свидетельствуют результаты исследований, представленные в ходе Ясинской конференции НИУ ВШЭ.

«У всех ратующих за распределенную опеку теперь есть мнение, на которое можно опереться»

Сопровождаемое проживание людей с ментальной инвалидностью позволяет обеспечить им более высокое качество жизни (при более низких расходах) по сравнению с пребыванием в психоневрологических интернатах (ПНИ). Таковы выводы исследования Института социальной политики (ИСП) НИУ ВШЭ, представленные на очередном семинаре цикла «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт», организованного в рамках НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Гериатрическая помощь: как навести порядок в системе соцобслуживания

Лицензирование организаций соцобслуживания, меры против серых учреждений, профилирование стационаров — эти и многие другие вопросы обсуждали участники семинара «Лицензирование социального обслуживания в России», прошедшего в Высшей школе экономики.

Изображая инопланетянина: как западная и восточная культура влияют на творчество и его оценку

Понятие «креативность» не имеет однозначного определения. Концепция креативности в разных культурах варьируется, что накладывает отпечаток и на оценку результата творческой деятельности. Этот факт подтвердило исследование сотрудников Лаборатории креативности и мультилингвизма НИУ ВШЭ на примере оценки творческих заданий студентами из России и Объединенных Арабских Эмиратов. Исследование было проведено в рамках гранта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». 

НИУ ВШЭ подвел итоги участия в программе Года науки и технологий в России

Уходящий 2021 год был объявлен в России Годом науки и технологий. Новостная служба портала рассказывает, какие мероприятия проводила Высшая школа экономики под эгидой Года науки, о достижениях университета, а также о том, как Вышка помогает популяризации отечественной науки.

Соль лед точит: ученые назвали причины уязвимости подводной мерзлоты

Команда ученых исследовала льдосодержащие отложения Восточно-Сибирского арктического шельфа. Ученые доказали, что причина таяния подводной мерзлоты — не только потепление морской воды, но также миграции ионов ее солей (в основном NaCl). Об этом и других исследованиях Института экологии НИУ ВШЭ — в материале новостной службы портала.

Уникальные исследования и прикладные проекты: как прошел первый год работы НЦМУ

Научный центр мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» 20 декабряна пресс-конференции в ТАСС представил итоги первого года своей работы. Вклад человеческого капитала в развитие, отдача от высшего образования, нейрокогнитивные исследования, фейки о вакцинации, а также влияние гендерных стереотипов на женскую занятость — об этих и других проектах рассказали участники НЦМУ.