• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

27% молодежи охвачено высшим образованием в России

27% молодежи охвачено высшим образованием в России

© Высшая школа экономики

В среднем по регионам России охват молодежи высшим образованием составляет 27%, говорится в мониторинге «Региональная дифференциация доступности высшего образования», проведенном Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала и Институтом образования НИУ ВШЭ. Исследователи Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова проанализировали отношение числа студентов к населению релевантной возрастной когорты (17–25 лет) и показали, что экспансия высшего образования в новейшей истории России была регионально неоднородной.

Благодаря законодательно закрепленной норме, удалось сохранить обеспеченность бюджетными местами в вузах. В то время как снижение общих показателей охвата за последнее десятилетие было обусловлено в первую очередь сокращением заочной и коммерческой форм обучения, в том числе в сегменте низкокачественного образования.

Охват программами высшего образования по субъектам РФ варьируется от 1% (ЯНАО) до 58% (Томская область). При этом территориальная близость вуза является важным фактором выбора послешкольной образовательной траектории. И чем ниже социальное положение и доход семьи, тем более чувствительным является этот фактор, отмечается в исследовании.

В наибольшей степени сокращение доли заочных программ затронуло Чукотский автономный округ, Смоленскую, Мурманскую, Архангельскую области, Республику Карелию — здесь доля заочных программ сократилась в диапазоне 18,5–28,6 п.п. В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) и на Чукотке охват молодежи высшим образованием уже не превышает 5%, а в Ненецком автономном округе (НАО) последние филиалы вузов закрылись в 2017 году. При этом закрытие заочных программ несет в себе риски снижения доступности образования для работающего населения, по определению в большей степени связанного с местом расположения работы.

При этом некоторые регионы усилили свои позиции на рынке высшего образования.

В пятой части субъектов охват превышает среднерегиональный уровень, примерно треть (30–33%) молодежи участвует в высшем образовании. Выделяются крупные университетские центры, Санкт-Петербург, Томская область, а также Москва — лидеры по показателю охвата: в этих регионах больше половины возрастной когорты 17-25 лет имеют доступ к обучению в высших учебных заведениях. Расширение охвата высшим образованием наблюдается в основном в крупных университетских центрах, например, в Томской области, в Республике Татарстан. 

© Высшая школа экономики

ЕГЭ хотя и усилило межрегиональную мобильность, сам уровень мобильности остается сравнительно невысоким. Примерно 70% поступивших в вузы учатся в регионе, в котором они окончили школу. Вместе с тем, уезжающие из родного региона студенты концентрируются в небольшой группе регионов. Москва все так же привлекает примерно 17% от общего числа студентов, Санкт Петербург увеличил свою долю с 6 до 7%. Доли остальных регионов составляют от 1 до 3%. Крупные региональные университетские центры концентрируют в себе и качество высшего образования, привлекая наиболее подготовленных абитуриентов.

Ряд регионов можно отнести к группе риска доступности высшего образования: охват не превышает 20%, затраты на высшее образование высоки (индекс финансово-ресурсной доступности превышает 60%), предложение качественного высшего образования отсутствует, доля отличников низка. К этим регионам относятся Камчатский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Еврейская автономная область, а также Кабардино-Балкарская Республика.

Что касается платного сегмента, то в 2018 году доля платного высшего образования составила 54,1% (в государственных вузах примерно 50%). При этом доля студентов бакалавриата, обучающихся на коммерческой основе, равнялась 42,9%, студентов магистратуры — 56,9%. В среднем доля студентов-платников (в местах) с 2012 года снизилась на 7,5 п.п.

Стоимость высшего образования относительно среднедушевого дохода значительно варьируется по регионам, а в среднем по стране составляет 40%. При этом, несмотря на сравнительно высокий охват стипендиальным обеспечением в России, в среднем стипендиальные выплаты в расчете на студента составляют не более 40% от регионального прожиточного минимума. В очень малом числе регионов государственная стипендиальная поддержка позволяет сравнительно в меньшей степени обращаться к сторонним источникам дохода: примерно половину прожиточного минимума за счет стипендии можно покрыть в Мурманской области, республиках Мордовии, Башкортостан и Карелии.

Если сравнивать Россию с другими странами, то она находится на среднем среди стран ОЭСР уровне доступности высшего образования. Показатели охвата взрослого населения сравнимы с Норвегией и опережает многие европейские страны, например, Германию и Францию. Таким образом, сравнительно высокий уровень охвата высшим образованием поддерживается конституционной нормой, но как количество, так и качество высшего образования распределено неравномерно в разрезе территорий страны.

Вам также может быть интересно:

В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала  победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы

В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.

Эксперты НИУ ВШЭ рассказали о бюджетах времени на международной конференции в Токио

В ноябре эксперты Центра исследований бюджетов времени — междисциплинарного проекта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» — выступили с докладом на конференции Международной ассоциации исследований бюджетов времени (IATUR) в Токио. В конференции приняли участие ученые из 18 стран. В рамках мероприятия обсуждались вопросы, связанные со сбором и анализом данных о расходовании времени, а также гендерное неравенство и распределение времени между различными социально-демографическими группами.

Как повысить уровень благополучия детей и что на него влияет

5 октября 2023 года НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» совместно с Фондом Тимченко провел научно-практический семинар, посвященный развитию подходов к изучению и измерению детского благополучия. Участники обсудили разные подходы к изучению и измерению детского благополучия в междисциплинарной перспективе и рассмотрели практический опыт внедрения индекса детского благополучия в регионах России.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Ученые Вышки помогают раскрывать человеческий потенциал

Совет по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня одобрил работу НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», координатором которого выступает НИУ ВШЭ. За 2022 год и первый квартал 2023 года ученые НЦМУ почти вдвое превысили план по статьям в журналах первого и второго квартилей, в работе центра приняли участие более 270 ведущих российских и зарубежных ученых, а результаты исследований востребованы крупнейшими компаниями.

Иностранный язык против деменции: как когнитивные резервы могут задержать наступление болезни

Деменция как одна из масштабных форм ослабления мозговой деятельности поддается профилактике. По мнению профессора Джубина Абуталеби из итальянского Университета Вита-Салюте Сан-Рафаэле и Норвежского Арктического университета (Университета Тромсё), самый простой рецепт после 60 лет — учить и практиковать иностранные языки. И чем больше языков, тем качественнее результат. На XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции он представил доклад «Профилактика деменции с помощью билингвизма».

«Наша задача — интегрировать результаты исследований в жизнь каждого человека»

10 апреля в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре состоялось открытие выставки «Антропологический и нейрокогнитивный кластеры — среда для прорывных научных исследований». Посетить экспозицию, организатором которой стал НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», можно до 14 апреля.

НЦМУ представил результаты Международному наблюдательному совету

Созданный в 2020 году Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», координатором которого является НИУ ВШЭ, провел заседание Международного наблюдательного совета и представил результаты работы за 2020–2022 годы и планы на 2023–2025 годы, среди которых фундаментальные и прикладные исследования в области развития человеческого потенциала, создание уникальных эмпирических баз данных для разработки доказательной социальной и экономической политики, внедрение цифровых подходов в гуманитарные и социальные науки.

Креативный класс России: портрет в цифрах

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал спецвыпуск научного дайджеста. В нем представлены результаты количественного анализа креативного класса России — лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью. Исследование выполнено сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.