• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доверяй, но проверяй

15 декабря в Высшей школе экономики прошел семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ «Роль доверия и недоверия в общественной жизни». На семинаре выступила ведущий научный сотрудник центра Алла Купрейченко.

Понятие доверия многогранно, его содержание, виды и функции, которые оно выполняет в обществе, культурно и социально обусловлено, а потому динамично. В последние годы интерес исследователей стало вызывать также и недоверие как относительно самостоятельный феномен. Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, открывая семинар, заметила, что доверие — сложная проблема, и сотрудники центра убедились в этом, когда исследовали уровень доверия людей к государственным служащим.

Существует много вопросов, связанных с понятием «доверие», на которые сложно ответить: зачем вообще изучать доверие, как его измерить, как интерпретировать полученные данные? По данным международного исследования индекс доверия России составляет 23,9, по этому показателю наша страна занимает 29-е место, уступая почти всем европейским странам. Но что показывает эта цифра? Как ее интерпретировать? Что это объясняет? Это хорошо или плохо? Вот лишь неполный перечень вопросов, на которые постаралась ответить в своем выступлении Алла Купрейченко.

По ее мнению, условиями возникновения доверия являются наличие значимой ситуации, характеризующейся неопределенностью или риском; оптимистическое ожидание субъекта относительно исхода события; уязвимость субъекта и зависимость его от поведения других участников взаимодействия; добровольность взаимодействия; отсутствие контроля.

В настоящее время существует много работ о том, что доверие и недоверие — понятия, которые существуют вместе и не являются полярными. Это объясняется, по всей видимости, динамичностью отношений между людьми, противоречивыми качествами человека, субъективной оценкой рисков. И все это говорит о нестатичности категории доверия. Например, сильный человек может вызывать доверие, если он является нашим единомышленником, и наоборот — недоверие, если противником.

Еще одно важное замечание — доверие не всегда благо. Иногда от недоверия больше пользы, ведь доверчивого человека проще обмануть. Кроме того, нельзя сказать, что доверие однозначно связано с нравственным, а недоверие — с безнравственным поведением. Так, в свою очередь, недоверие может быть нравственным, например, в деловых отношениях, в отношениях между спортсменами во время соревнований.

Ирина Мерсиянова
Ирина Мерсиянова
Доверие и недоверие выполняют важные общественные функции, самой значимой из которых является интеграция и гармонизация отношений между отдельными людьми, между человеком и группой людей или социальным институтом. Однако и здесь существует много неоднозначного. Доверяет ли человек другому, если стремится к выгоде или является некомпетентным? Может ли он вообще доверять, противопоставляя себя обществу? Можно ли говорить о доверии какому-либо институту, если человек никак не связан с деятельностью данного института? В любом случае эти вопросы говорят о том, что доверие и недоверие не имеют объективных оснований, а надежной гарантией доверия, по мнению Аллы Купрейченко, является психологическая совместимость людей.

Существует огромное количество видов и форм доверия и недоверия. Так, можно говорить о базовом общечеловеческом доверии, необходимом для совместной жизнедеятельности людей, поддержания моральных основ и социальных норм. Бывает интуитивное доверие, основанное на предубеждениях и стереотипах, которое может облегчать принятие решения в ситуации недостатка времени или информации. Еще одной формой доверия можно назвать альтруистическое доверие, связанное с гуманистической ориентацией человека и проявляющееся, например, в волонтерской деятельности. Для сферы политики актуально авансированное доверие, а для деловой сферы — организационное, необходимое для упорядочивания и регламентации взаимодействия.

Отдельная проблема — доверие/недоверие социальным институтам. Структура обсуждаемой категории в данном случае трехчастная: доверие/недоверие субъекта самому себе как участнику взаимодействия; доверие/недоверие системе правил и норм института; доверие/недоверие представителям института. «Почему низко доверие к правоохранительным органам и высоко — к военным? О военных мы знаем гораздо меньше, в этот институт мы не включены, мы с ним не сталкиваемся ежедневно, в отличие от полиции», — рассуждает Алла Купрейченко. В этом смысле, по ее словам, степень доверия между взяткодателем и коррупционером должна быть довольно высокой.

Интересны тенденции, связанные с доверием, проявившиеся в последнее время. После кризиса снизилось доверие к государству и работодателям, к общественным организациям оно осталось неизменным, а вот к близким людям доверие выросло, что проявилось, в частности, в снижении количества разводов. Вообще же, о доверии можно говорить с точки зрения исторической динамики: в разные времена доверие/недоверие оценивается по-разному. Как предположила Алла Купрейченко, доверие развивается от кланового к прагматическому, к уважению и этическому поведению.

В ходе оживленной дискуссии после основного доклада отчетливо проявилось то обстоятельство, что доверие/недоверие может быть интересно с междисциплинарной точки зрения. Более того, полное осознание феномена доверия сложно сделать одному «узкому» специалисту. Это выявило одну чрезвычайно важную исследовательскую проблему. Как сказала Алла Купрейченко, в ходе опросов исследователи измеряют все виды доверия сразу, а потом выводится усредненный показатель. И эти данные не говорят ни о чем. И действительно, согласилась Ирина Мерсиянова, индекс доверия в нашей стране постоянен — 18 процентов. Но если исследовать доверие внутри разных социальных групп, то можно обнаружить существенные колебания.

Наталья Иванова
Наталья Иванова
Рассуждая о доверии людей различным социальным институтам, консультант Фонда Чарльза Мотта Вячеслав Бахмин обратил внимание на влияние репутации на доверие к институту. Алла Купрейченко с этим согласилась, но добавила, что чем значимее та или иная сфера, тот или иной институт, тем, как правило, выше уровень недоверия. Именно поэтому так много разговоров и публикаций о полиции или о сфере образования. Вообще же репутация чрезвычайно важна для организационного доверия.

Александр Пиховкин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Заступник», предложил рассмотреть и проблему соотношения доверия и эмпатии. По мнению докладчицы, доверие и эмпатия находятся в очень сложных отношениях, «эмоциональный интеллект может быть альтруистичным, а может быть и манипулятивным». А исполнительный директор Центра изучения общественного мнения «Глас Народа» Александр Кинсбурский выразил мнение, что помимо эмоционального состояния, доверие связано с нормами поведения. И в связи с этим заметил, что поскольку коррупция в нашей стране фактически стала институтом, говорить о категории доверия применительно к ней нельзя. Доверие, по его мнению, рождается во взаимодействии, если это взаимодействие успешное, то и уровень доверия выше. Однако оборотной стороной медали является то, что хорошо выражено русской пословицей «Доверяй, но проверяй», в которой есть установка и на доверие, и на контроль (недоверие). В Дании, лидирующей по уровню доверия, деньги в долг дают только под расписку.

И действительно, баланс между доверием и недоверием — основа гражданского общества. Общественный контроль в этом смысле — проявление как раз недоверия. Недоверие к некоммерческим организациям может быть вызвано разными причинами, например, боязнью быть использованными в чьих-то интересах. По словам Вячеслава Бахмина, в этом вопросе стоит исходить из положения, что мир цветной, а не черно-белый. И доверие может быть результатом манипуляций (например, деятельность СМИ, мнение авторитетных людей), его в таком случае можно оценить негативно. Главное основание доверия, по мнению эксперта, — знание. Если его нет, происходит замещение, возникает как бы ненастоящее доверие или недоверие. «Доверие есть тогда, когда нет полного знания о другом, — уточнил Дмитрий Данкин, заместитель главного редактора журнала «Безопасность Евразии». — Этим доверие отличается от веры (когда нет знания вообще), надежды, уверенности (когда в наличии полное знание)».

Наталья Иванова, заведующая кафедрой теории организаций ВШЭ, считает, что доверие близко здравомыслию. Ведь когда человек садится в самолет, то он должен доверять пилоту, потому что в противном случае весь полет этот пассажир будет находиться в состоянии истерики.

Завершая дискуссию, Алла Купрейченко, констатировала, что, во-первых, для изучения доверия необходим междисциплинарный подход, и это показало прошедшее обсуждение. А во-вторых, необходимо от фиксации показателей переходить к выработке гуманитарных технологий по улучшению общества, по преодолению недоверия.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

21%

россиян считает, что большинству людей можно доверять. 74% полагают, что с окружающими стоит быть осторожными.

Счастье связано с доверием к коллегам и соседям

Российское общество в целом недоверчиво. Исключение россияне делают для коллег и соседей — верят в честные взаимоотношения с ними. Такое доверие к ближнему кругу больше влияет на удовлетворенность жизнью, чем доверие к государственным институтам и людям в целом, выяснила стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований (МНУЛ СКИ) НИУ ВШЭ Анна Миронова.

Доверие становится ценностью

Доверие — одна из базовых вещей, на которых строятся деловые и личные отношения. Бизнес может понести огромные убытки, если на уровне менеджмента отсутствует доверие. О секретах доверия в деловой среде, на работе и в повседневной жизни рассказал бизнес-тренер, старший партнер компаний BEST T&D GROUP и «Тренинг-Бутик», старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ Марк Кукушкин на лектории НИУ ВШЭ в Парке Горького.

17%

россиян уверены, что большинству людей можно доверять. 80% — предпочитают  быть осторожными в отношениях с людьми.

Страна недоверия

Россияне категорически отказываются доверять друг другу. С ростом информированности и богатства доверие к окружающим только падает. Исследование Левада-центра «Потребительское поведение через призму доверия и ответственности».

Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности. М.: Институт психологии РАН, 2012

Выполненный в монографии теоретико-эмпирический анализ социально-психологического пространства (его понимания, характеристик, видов, связей с другими явлениями) позволил рассмотреть этот феномен в контексте общего парадигмального развития исследований психологии человека.

Зачем школьникам говорить о достоинстве человека?

22 мая состоялся очередной семинар Института развития образования ВШЭ, на котором главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец представил результаты международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования (ICCS-2009).

Выступление Дипака Лала

Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дипак Лал, которого Евгения Ясин представил не просто как экономиста, но и «настоящего мыслителя», свое выступление на пленарном заседании «Экономика, право и доверие» посвятил историческим и культурным предпосылкам развития западного общества.

Законы доверия

3 апреля в рамках XIII Апрельской конференции состоялась сессия «Гражданская самоорганизация и коллективные действия», на которой были представлены доклады первого проректора и научного руководителя Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Льва Якобсона и директора по исследованиям Фонда «Общественное мнение» Елены Петренко.

Недоверие чиновникам способствует распространению коррупции

14 февраля в ВШЭ состоялся научный семинар дискуссионного клуба проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики (ПУЛ АП) ВШЭ. С докладом «Коррупция и межличностное доверие» выступил руководитель отдела социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский, автор более 50-ти научных работ по математике, статистике, социологии и политологии.