• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи выявили наиболее важные навыки в предпринимательском образовании

Исследователи выявили наиболее важные навыки в предпринимательском образовании

© iStock

Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала в рамках серии «Современная аналитика образования» выпустил доклад «Обучение предпринимательству в вузах России и мира». По итогам обзора лучших зарубежных практик предпринимательского образования, авторы выявили 71 навык, который воспитывается в ходе такого образования. Для анализа исследователи отобрали 63 программы и курса из 44 университетов и 24 стран.

Самыми часто упоминаемыми навыками, которым обучают в рамках зарубежного предпринимательского образования, оказались командная работа (упоминается в 21 программе), устная и письменная коммуникация (14 программ), управление и критическое мышление (по 12 упоминаний). По 10 упоминаний набрали анализ, принятие решений и презентация в устной и письменной форме.

Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала создан в рамках Национального проекта «Наука» в 2020 году. Учредителями Центра выступили Высшая школа экономики, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

Выявленные навыки в соответствии с концепцией «человеческого капитала» Гэри Беккера можно разделить на две группы – общие (командная работа; презентация в письменной и устной форме, убеждение, творческое мышление, принятие решений, проявление инициативы, критическое мышление и т.п.) и специфические (привлечение инвесторов; управление инновациями; управление человеческими ресурсами; подготовка бизнес-плана, финансовый и бухгалтерский анализ и др.).

Вместе с тем, авторы отмечают, что создатели программ не делают различий по обучаемым навыкам между студентами магистратуры и бакалавриата, а значит, предпринимательская программа должна давать опыт, навыки и знания, которые студент может применить и найти полезными независимо от получаемой специальности и ступени образования. Единого перечня навыков и курсов, которые должны обязательно входить в программу, также нет.

Что касается преподавателей, то критически важными оказываются следующие навыки: наличие предпринимательского опыта у преподавателя, погруженность в проблемную область (как минимум, с точки зрения интереса к новостям и разработкам). Обнаружено, что практики командной работы (например, «мозговой штурм») показывают наибольшую эффективность. Кроме того, важно наличие тесных рабочих контактов с внешней средой (компании, лаборатории, приглашенные спикеры) – но здесь усилия должен предпринимать не только сам преподаватель, но и университет в целом.

В России в настоящее время отмечается бум предпринимательских курсов, но пока сложно говорить об устойчивом успехе, так как программ и курсов по предпринимательству не так много в университетах (по данным исследования GUESSS, Россия уступает большинству исследованных стран по доле студентов вузов, имеющих опыт прохождения курса по предпринимательству). Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitoring, GEM) представляет актуальные показатели России в сравнительной перспективе. Во-первых, Россия занимает предпоследнее место среди всех изученных стран по доле респондентов, указавших, что они видят хорошие возможности для запуска своего дела, а также по доле тех, кто считает, что в их стране легко начать бизнес (около 30%). Во-вторых, Россия занимает одно из последних трех мест среди всех изученных стран (всего около 50) по доле респондентов, отметивших, что у них хватает знаний, навыков и опыта для начала своего дела (около 35% против 65% в США).

Вам также может быть интересно:

«Насколько человек останется человеком, а машина машиной — большой вопрос»

Будут ли новые технологии разобщать или, напротив, соединять людей и общество? Какие механизмы следует использовать, чтобы балансировать интересы общества и прогресс, чтобы он не дегуманизировал человека? Как должно выстраиваться взаимодействие человека с искусственным интеллектом? Все ли технологии идут на благо людям? Эти и другие вопросы эксперты обсудили в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

В Россию на заработки: как коронакризис повлиял на трудовую миграцию

Распространившийся по всему миру коронавирус резко сократил миграционные потоки во всем мире, в том числе в России, и ухудшил положение ряда стран — традиционных доноров трудовых мигрантов. В то же время у жителей этих стран не пропало стремление отправиться на заработки в Россию, а отечественные компании и домохозяйства не намерены отказываться от найма иностранных работников. К таким выводам пришли ученые, представившие результаты своих исследований на XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Задача выжить: как кризис влияет на отношение людей к неравенству

Неравенство, обусловленное уровнем доходов, географическим положением, полом, возрастом, классом и религией, увеличивает социальный разрыв как внутри стран, так и между ними. Какие измерения неравенства приобрели особую важность в условиях преодоления последствий пандемии и развивающегося экономического кризиса, а также насколько больше женщины работают по сравнению с мужчинами, обсудили эксперты на Ясинской конференции НИУ ВШЭ.

Сохранение против открытости: ценности старших поколений и молодежи постепенно сближаются

Различия между жизненными ценностями и оценками собственного благополучия у молодежи и старших поколений в России остаются высокими, но эксперты видят тенденции к их сближению и сокращению различий. Об этом свидетельствуют результаты исследований, представленные в ходе Ясинской конференции НИУ ВШЭ.

«У всех ратующих за распределенную опеку теперь есть мнение, на которое можно опереться»

Сопровождаемое проживание людей с ментальной инвалидностью позволяет обеспечить им более высокое качество жизни (при более низких расходах) по сравнению с пребыванием в психоневрологических интернатах (ПНИ). Таковы выводы исследования Института социальной политики (ИСП) НИУ ВШЭ, представленные на очередном семинаре цикла «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт», организованного в рамках НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Гериатрическая помощь: как навести порядок в системе соцобслуживания

Лицензирование организаций соцобслуживания, меры против серых учреждений, профилирование стационаров — эти и многие другие вопросы обсуждали участники семинара «Лицензирование социального обслуживания в России», прошедшего в Высшей школе экономики.

Изображая инопланетянина: как западная и восточная культура влияют на творчество и его оценку

Понятие «креативность» не имеет однозначного определения. Концепция креативности в разных культурах варьируется, что накладывает отпечаток и на оценку результата творческой деятельности. Этот факт подтвердило исследование сотрудников Лаборатории креативности и мультилингвизма НИУ ВШЭ на примере оценки творческих заданий студентами из России и Объединенных Арабских Эмиратов. Исследование было проведено в рамках гранта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». 

НИУ ВШЭ подвел итоги участия в программе Года науки и технологий в России

Уходящий 2021 год был объявлен в России Годом науки и технологий. Новостная служба портала рассказывает, какие мероприятия проводила Высшая школа экономики под эгидой Года науки, о достижениях университета, а также о том, как Вышка помогает популяризации отечественной науки.

Соль лед точит: ученые назвали причины уязвимости подводной мерзлоты

Команда ученых исследовала льдосодержащие отложения Восточно-Сибирского арктического шельфа. Ученые доказали, что причина таяния подводной мерзлоты — не только потепление морской воды, но также миграции ионов ее солей (в основном NaCl). Об этом и других исследованиях Института экологии НИУ ВШЭ — в материале новостной службы портала.

Уникальные исследования и прикладные проекты: как прошел первый год работы НЦМУ

Научный центр мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» 20 декабряна пресс-конференции в ТАСС представил итоги первого года своей работы. Вклад человеческого капитала в развитие, отдача от высшего образования, нейрокогнитивные исследования, фейки о вакцинации, а также влияние гендерных стереотипов на женскую занятость — об этих и других проектах рассказали участники НЦМУ.