• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые журнальные публикации, выпуск № 11

Аннотированный обзор новых публикаций преподавателей и исследователей ВШЭ по вопросам образования, психологии, культурологии и политологии.

Образование

 

Абрамов Р.Н. Академический оплот и «административное ядро»: рождение и рост предпринимательских университетов. Рец. на кн.: Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2011 // Вопросы образования. 2011, № 3. С. 279-287.

Аннотация: Содержание и структура книги известного американского исследователя образования рассматриваются с точки зрения вклада в социологию высшего образования и перспектив использования материалов монографии в преподавательской деятельности и исследованиях.

Ключевые слова: предпринимательский университет, образовательная политика, организационные изменения, университетские инновации.

 

Кузьмина Ю.В., Тюменева Ю.А. Читательская грамотность 15-летних школьников: значимость семейных, индивидуальных и школьных характеристик (по данным российской выборки PISA-2009) // Вопросы образования. 2011, № 3. С. 164-191.

Аннотация: С использованием четырех моделей регрессионного многоуровневого анализа оценен вклад различных факторов в достижения 15-летних учащихся в чтении. Наиболее значимым фактором оказался семейный бэкграунд, причем не только на индивидуальном, но и на школьном уровне, где он оказывает влияние уже как средний по школе социально-экономический статус семей учащихся. На уровне школы агрегированные семейные характеристики учеников обнаруживают связь с индивидуальными достижениями, превосходя при этом эффект школьных ресурсов и локализации школы — тех из школьных факторов, которые показали значимый вклад в достижения. Отношение к чтению и обучению значимо с точки зрения успешности в чтении на индивидуальном уровне, но, агрегируясь на уровне школы, установки учеников по отношению к чтению и школе не вносят самостоятельного вклада в индивидуальные результаты.

Ключевые слова: PISA, чтение, мотивация, установки, семейный бэкграунд, школьные ресурсы, многоуровневый регрессионный анализ.

 

Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д., Захаров А.Б. Российская школа: альтернатива модернизации сверху // Вопросы образования. 2011, № 3. С. 5-53.

Аннотация: Анализируются основные вызовы современному школьному образованию и успешный опыт ответов на эти вызовы в разных странах. На основе результатов международных обследований качества образования и сравнительных образовательных исследований обсуждаются конкурентные преимущества российской системы образования и потенциал ее развития. Сегодня российскую школьную систему можно считать «скорее хорошей» — между «удовлетворительной» и «хорошей» по классификации компании «МакКинзи». Для перехода в разряд «очень хороших» или «отличных» можно применять разные варианты стратегий. В постсоветский период активно использовались реформирование системы в целом и ликвидация отставания. Эти стратегии опираются на администрирование как на основной ресурс. Они очень затратные, нечувствительны к локальным особенностям системы и способствуют накоплению «усталости от перемен». Возможна третья стратегия — развитие сильных сторон. Основным источником обновления в этом сценарии является инициатива и интерес успешных исследователей, педагогов и школ. Этот подход можно назвать гуманитарной модернизацией образования. Обсуждаются возможности использования данной стратегии в современных условиях и комплекс мер по закреплению и использованию конкурентных преимуществ в российской образовательной системе.

Ключевые слова: модернизация, образовательная политика, образовательные практики, технологии образования, сравнительные исследования образования.

 

Польдин О.В., Силаев А.М. Сравнение образовательных программ по результатам ЕГЭ зачисленных студентов // Вопросы образования. 2011, № 3. С. 192-209.

Аннотация: Для сравнения отдельных программ подготовки по качеству приема использованы распределения суммы баллов ЕГЭ зачисленных студентов. На основе анализа распределений предложены качественные и количественные показатели, характеризующие различия между программами. Эффекты расслоения программ по баллам ЕГЭ проиллюстрированы эмпирическим анализом приемных кампаний 2009 и 2010 года в некоторых вузах.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, прием в вузы, качество программ, кривые спроса, государственное финансирование.

 

Психология

 

Антонова Н.В., Дятлова А.А., Индивидуальный имидж как результат самоопределения личности // Психология. Т. 8. 2011, № 2. С. 59-68.

Аннотация: В статье рассматривается имидж как социально-психологический феномен, представлена авторская модель формирования имиджа, доказывается связь имиджа и идентичности личности. Анализируются механизмы формирования имиджа, среди которых выделяется механизм самоопределения, показана роль самоопределения в процессе формировании имиджа. Описаны результаты эмпирического исследования, в котором показана связь имиджа и самоотношения как оценочного измерения идентичности.

Ключевые слова: имидж, самоидентичность, идентичность личности, предъявляемая идентичность, самоидентификация, самоопределение личности, самоотношение, образ Я.

 

Вечерин А.В. Субъективные факторы удовлетворенности трудом сотрудников организаций // Психология. Т. 8. 2011, № 2. С. 96-111.

Аннотация: В статье проводится анализ взаимосвязи удовлетворенности трудом и выраженностью различных личностных черт, а также субъективным представлением о заработной плате. Научной новизной исследования является анализ взаимосвязи заявленных факторов в зависимости от типа профессиональной деятельности. Данные регрессионного анализа показывают высокое влияние отдельных личностных качеств на удовлетворенность трудом в артономических профессиях и низкое влияние в других типах профессий.

Ключевые слова: удовлетворенность трудом, субъективное представление о заработной плате, тип профессиональной деятельности.

 

Глакмен М., Николаева В.Г. Мир в междоусобном противостоянии // Личность. Культура. Общество. Т. XIII. 2011, вып. 4. С.18-29.

Аннотация: Автор отстаивает тезис, что социальный конфликт является одним из механизмов установления и поддержания социального порядка. Пользуясь материалом двух книг Э.Э. Эванс-Притчарда о нуэр, он показывает, как люди ссорятся в рамках некоторых своих обычных приверженностей, но удерживаются от насилия другими, конфликтующими с ними, обычными приверженностями. Тем самым, как он утверждает, конфликты в отдельных комплексах отношений приводят в более широком масштабе общества и на больших промежутках времени к восстановлению социальной сплоченности.

Ключевые слова: междоусобица, мир, социальный порядок, конфликт, социальная структура, обычные приверженности (лояльности).

 

Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исследования // Психология. Т. 8. 2011, № 2. С. 28-39.

Аннотация: В статье проводится анализ проблемы самоопределения личности в профессиональной и социальной среде. Рассматривается модель самоопределения, в основе которой лежит сочетание особенностей самосознания (социальная идентичность, самоотношение, мотивы, ценности) и способов принятия решений. Практическая направленность работы связана с проблематикой психологии бизнеса, в частности, с изучением проблем самоопределения личности в современном бизнесе. Сделана попытка типологизации особенностей самоопределения.

Ключевые слова: самоопределение личности, социальная идентичность, профессиональная идентичность, проблемы профессионализации и социализации.

 

Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения российских руководителей // Психология. Т. 8. 2011, № 2. С. 40-58.

Аннотация: В статье представлен комплексный анализ нравственно-психологических детерминант экономического самоопределения современных российских руководителей, описаны нравственно-психологические механизмы стимулирования и сдерживания экономической активности. Результаты эмпирического исследования показали, что нравственная оценка денег, мира бизнеса и отношение руководителей к соблюдению нравственных норм делового поведения тесно взаимосвязаны. Определенные сочетания выраженности и модальности этих показателей образуют психологические типы, различающиеся характеристиками экономической активности.

Ключевые слова: нравственно-психологическая детерминация, экономическое самоопределение, тенденции экономической активности руководителей, психологические типы нравственной оценки денег.

 

Ловаков А.В., Липатов С.А. Организационная идентификация и приверженность персонала: сходство и различие // Психология. Т. 8. 2011, № 2. С. 69-80.

Аннотация: В статье рассматриваются концептуальные различия между организационной идентификацией и организационной приверженностью. На сегодняшний день в литературе по организационно-психологическим проблемам представлены различные точки зрения на соотношение данных конструктов, одни авторы рассматривают идентификацию и приверженность как пересекающиеся конструкты, другие — как самостоятельные. Имеющаяся путаница приводит к тому, что зачастую, говоря об одних и тех же феноменах и процессах, разные исследователи называют их по-разному, и наоборот: одно понятие употребляется в совершенно разных смыслах. Целью статьи является рассмотрение сходств и различий между данными конструктами, проведение между ними концептуальных границ.

Ключевые слова: организационная идентификация, связь между работником и организацией, организационная приверженность.

 

Культурология

 

Иконникова Н.К., Лазебная К.П. Олимпийские стройки: модель распространения социокультурных эффектов в вещной среде // Личность. Культура. Общество. Т. XIII. 2011, вып. 4. С. 259-266.

Аннотация: В статье рассматриваются конкретные процессы изменения вещной среды, представленные визуально фиксируемыми символами, причем распространение изменений описывается в терминах диффузии, с использованием схемы-метафоры «Торнадо». Подчеркивается связь разных классов символов с дифференциацией социальных позиций субъектов, выступающих как их носители.

Ключевые слова: вещная (предметная среда), символ, диффузия, социальные различия, визуальный анализ, Олимпийские игры.

 

Ривлина А.А. Лингвокультурный конфликт и его «наивная» метаязыковая интерпретация (на материале взаимодействия современного русского языка с английским) // Личность. Культура. Общество. Т. XIII. 2011, вып. 4. С. 177-183.

Аннотация: В статье описывается усиливающаяся тенденция к вербализованной метаязыковой рефлексии носителей русского языка, связанная с глобализацией английского языка и увеличением количества англоязычных заимствований. Особый интерес представляют развернутые негативно-оценочные метаязыковые комментарии по поводу англоязычных заимствований, отражающие неприятие норм и ценностей, противоречащих русскоязычной культуре. Данное явление определяется как «лингвокультурный конфликт», а его «наивная» метаязыковая интерпретация рассматривается как часть «языковой самообороны» русскоязычного языкового сообщества.

Ключевые слова: культурный конфликт, лингвокультурный конфликт, «наивная» лингвистика, метаязыковая рефлексия.

 

Херсковиц Дж.М., Николаева В.Г. Африканские боги и католические святые в верованиях негров Нового света // Личность. Культура. Общество. Т. XIII. 2011, вып. 4. С.29-36.

Аннотация: В статье Херсковица рассматривается феномен идентификации африканских богов с католическими святыми у негров Нового Света. Этот феномен трактуется как частный случай синкретизации культур, имеющий более широкое теоретическое значение для исследований аккультурации.

Ключевые слова: аккультурация, синкретизм, афроамериканские культы.

 

Политология

 

Нисневич Ю.А. Обратный отсчет // ПОЛИС: политические исследования. 2011, № 6. С. 134-142.

Аннотация: По мнению автора, трансформация политической системы современной России происходила в условиях распространения политической коррупции, что обусловило кризисное состояние всех сфер жизни общества и государства. Для его преодоления предлагается комплекс мер, в основе которых лежит профессиональная люстрация государственного аппарата наподобие той, которая была проведена после объединения ГДР и ФРГ.

Ключевые слова: бюрократия, люстрация, политическая коррупция, реформы, судебная система.

Вам также может быть интересно:

Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему

Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».

Отличники и двоечники на мировой арене. Государства сравнили по умению вести политику

Политологи ВШЭ оценили государственную состоятельность (способность государства воплощать решения во внутренней и внешней политике) 142 стран. На основе собранных данных исследователи создали и протестировали индекс госсостоятельности, определили восемь ее моделей и построили общий международный рейтинг.

Степной социализм. Как советские специалисты изменили жизнь в Монголии

«Мы создавали там светлое будущее», — говорят о годах в Монголии инженеры, строители, геологи, врачи из бывших союзных республик. Создание степного социализма началось с энтузиазма, продолжилось желанием заработать, а кончилось деконструкцией проекта. Больше сотни представителей сообщества дали интервью политологу Алексею Михалеву, рассказавшему IQ.HSE об их коллективной памяти.

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.