• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые нашли связь между твитами Трампа и курсом рубля

Ученые нашли связь между твитами Трампа и курсом рубля

© iStock

Сообщения Дональда Трампа, опубликованные им в Twitter во время президентского срока и посвященные России, вызывали недолгое, но заметное падение курса рубля. При этом введение новых санкций, по поводу которых президент не высказывался, подобного эффекта не имели. Такие выводы сделала группа ученых, в которую вошла профессор факультета экономических наук ВШЭ Елена Федорова. Статья с результатами работы опубликована в Journal of Economic Behavior and Organization.

С ростом влияния социальных сетей чиновники, политики и бизнесмены все чаще высказывают свою позицию по разным вопросам напрямую (например, с помощью Facebook или Twitter), и их сообщения служат самостоятельным источником финансовой и деловой информации. Когда от решений такой персоны зависят глобальные политические и экономические процессы (как в случае президента США), сообщения в соцсетях могут влиять даже на такие показатели, как цены на нефть или курс рубля. Так, уже есть исследования, посвященные влиянию твитов Трампа на фондовый рынок.

Чтобы проверить, есть ли связь между твитами экс-президента США и курсом российской валюты, ученые собрали 5548 твитов, опубликованных Трампом с октября 2016 года по август 2018 года. Из них авторы выбрали те, в которых упоминалась Россия, Москва, Кремль, санкции, рубль и т. д., для оставшихся 296 твитов оценили тональность текста (нейтральный, позитивный или негативный; последних оказалось больше всего).

Елена Федорова, профессор факультета экономических наук ВШЭ, соавтор статьи

Елена Федорова, профессор факультета экономических наук ВШЭ, соавтор статьи

Для оценки тональности англоязычных текстов мы использовали пять уже зарекомендовавших себя словарей, и в рамках проектной группы по текстовому анализу со студентами и аспирантами мы работаем над инструментарием оценки экономических и финансовых текстов на русском языке. Так что, я думаю, подобные исследования будут и по российскому рынку.

С помощью математических методов авторы исследования оценили влияние на курс рубля нескольких контрольных переменных, отражающих цены на нефть, политику Центробанка, интенсивность санкций США, Евросоюза и других государств и внимание СМИ к отношениям России и западных стран. Их учитывали в дальнейшем, чтобы убедиться, что курс рубля реагирует именно на твиты, а не на эти показатели.

Ученые выяснили, что из двух «политических» переменных (наличие твитов и уровень санкций) на курсе валюты сказываются только твиты. Авторы работы выделили несколько эпизодов, когда после антироссийских высказываний Трампа курс рубля снижался и это понижение оставалось заметным в течение нескольких дней. Ученые отмечают, что все эти эпизоды совпадают с объявлением новых санкций, однако в тех случаях, когда санкции вводились, но Трамп не высказывался по этому поводу в Twitter, курс рубля не снижался.

Расчеты как российских, так и зарубежных ученых показывают, что санкции если и влияют на российскую экономику, то намного слабее, чем колебания цен на нефть. Новое исследование подтверждает этот вывод и дополняет его заключением о том, что на курсе валюты сильнее сказывается эмоциональная реакция на санкции различных игроков, чем сами ограничения. Основываясь на результатах анализа, авторы предположили, что на то, как участники рынка оценивают серьезность новых санкций и их последствия для российской экономики, довольно сильно влияют твиты президента и реакция прессы.

«Наше исследование, с одной стороны, относится к современному направлению, связанному с поведенческими финансами, с другой – частично затрагивает философские теории марксизма-ленинизма о роли личности в истории (представители моего поколения и в школе, и в институте их изучали). Кто бы мог подумать более ста лет назад, что теперь, с развитием технологий оценки тональности текста, можно количественно оценить влияние высказываний важнейших политиков на финансовый и экономический рынок!» – добавила Елена Федорова.

В работе также приняла участие исследователь из Школы бизнеса Университета Аалто Светлана Ледяева.