• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Без работы, перспектив и мотивации: эксперты обсудили, как преодолеть неуспешность молодежи

Без работы, перспектив и мотивации: эксперты обсудили, как преодолеть неуспешность молодежи

© iStock

Что значит неуспешность молодежи? Что эффективнее – социальный лифт или карьерная лестница? Что важнее – личная мотивация или помощь государства? Об этом дискутировали участники круглого стола «Застрявшие в социальном лифте»: проблема неуспешности молодежи в России», который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Закон «О молодежной политике в Российской Федерации», принятый в 2017 году, дал возможность перезагрузить системы работы с молодежью, «многое заработало, но не все попали в эту воронку», отметила Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ, открывая в качестве председателя работу круглого стола. С принятием нового закона к категории молодежи отнесли людей до 35 лет, таким образом, она увеличилась более чем на 12 миллионов до 41 миллиона человек.

© Высшая школа экономики

Критерии неуспешности молодежи разные у разных ведомств – наркозависимый это одно, сирота – совсем другое, есть еще те, кто не работает и не учится. К молодежным группам риска относятся и представители криминальных субкультур, говорит проректор Вышки. Например, по данным правоохранительных органов, движение АУЕ, признанное Верховным судом РФ экстремистским, насчитывает около 34 тысяч приверженцев в 40 российских регионах: 40% из них — подростки в возрасте 13-17 лет. А есть еще бездомные; находящиеся за чертой бедности; «выпускники» детских домов; завербованные в занятия проституцией.  

Четкого критерия неуспешности нет. Общее определение, которое социологи используют для характеристики группы риска – «это лица в возрасте от 14 до 30 лет, жизнь, здоровье и развитие которых находятся под угрозой». Неизвестно, сколько молодых людей находится в зоне риска, поскольку все базы разрознены, нет системного подхода, говорит Валерия Касамара.

Один из ключевых факторов попадания молодых людей в категорию неуспешных в России – это безработица

Валерия Касамара, сославшись на данные Министерства труда и социальной защиты, назвала число официально зарегистрированных безработных в РФ в настоящее время в 2,1 млн человек, более 33% из них – молодые люди до 29 лет.

Кроме сложностей с поиском работы, молодежь сталкивается с проблемой неофициального трудоустройства. Четверть молодых людей, работающих неофициально, в ходе опроса заявили, что возможности устроиться на легальную работу у них не было.

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.

Несмотря на огромное количество инструментов, направленных на рост потенциала российской молодежи, по оценке Валерии Касамары, многие действующие социальные лифты направлены на развитие потенциала уже активных и успешных людей. В то же время существующие вызовы и имеющиеся группы риска требуют от молодежной политики комплексного подхода, учитывающего, в том числе лучшие международные практики, уверена она. «В реальной жизни, к сожалению, провоцирующих факторов гораздо больше, чем профилактирующих», – полагает проректор Вышки.

Лариса Фальковская, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ, рассказала, что ее подразделение было создано в 2012 году. «С самого начала мы понимали, что нужна система ранней первичной профилактики», но тогда приходилось работать, реагируя на свершившиеся факты. Системным документом, рассчитанным на профилактическую работу с молодежью 14-18 лет, стал «План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года». Он в том числе предусматривает мероприятия, направленные на профилактику детской неуспешности.

© Высшая школа экономики

Еще один системный документ, по словам Ларисы Фальковской, это «Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года», нацеленный на предотвращение крайних форм неуспешности. Эти два документа позволяют синхронизировать работу многих ведомств.

Алексей Аветисов, руководитель Департамента по противодействию экстремизму среди молодежи Администрации президента РФ, предупредил, что будет говорить «лично от себя», вообще считает, что термин «социальный» или «карьерный лифт» в данном контексте непригоден. По его убеждению, нужно говорить о лестнице, то есть о поэтапном восхождении к успешности, постепенном формировании личности.

«Нам сейчас нужно разделять треки – что делать с родителями, с текущими детьми, с будущими поколениями», – отмечает Алексей Аветисов.

Мы имеем поколение родителей, которые не хотят заниматься детьми, поэтому и дети считают, что все берется непонятно откуда – раз и появилась машина

Он также считает, что главная проблема сегодня в том, что «некому с детьми разговаривать». Только говорить нужно не с позиции менторства, воспитание – это диалог. «А где у нас в школе диалоги?», – задал вопрос Алексей Аветисов. Он также предложил определиться с критериями неуспешности: «Я бы хотел в первую очередь определиться в критериях неуспешности. Что это такое? Если подросток стал «клиентом» МВД или потому что живет в доме с земляным полом? Или потому, что не особо умненький?».

Кроме того, нужно ответить на вопрос: что должно делать государство, и что оно делает не так. Алексей Аветисов уверен, что нужно сделать модной гражданственность, «в этом главный ключ», в то время как сейчас сформировалось «потребленческое отношение к государству со стороны всех подряд».

© Высшая школа экономики

Валерия Касамара по ходу обсуждения задала Алексею Аветисову вопрос, который он сам назвал в числе основных – что же такое неуспешность? «Я считаю, что это, в первую очередь, непонимание своего места в жизни», – ответил он. 

Советник руководителя Федерального агентства по делам молодежи Антон Тицкий согласен с тем, что вопрос самореализации не может ассоциироваться с лифтом, то есть с волшебством, понятно, что в одно мгновение невозможно стать классным специалистом. Необходимо разработать модель, объединяющую воспитание, образование, пути самореализации и создать концепцию жизненного пути для молодого человека до 30 лет.

Если говорить об инструментах, то их сейчас очень много, заметил Алексей Аветисов. Стартовые возможности – небо и земля по сравнению с тем, что было даже несколько лет назад. Он привел в пример конкурс «Большая перемена», победители в котором получают сертификат для поступления в любой вуз (кроме самых престижных – Вышки и МГУ). Но если не формировать желания учиться, многие и делать ничего не будут. Вопрос мотивации – один из самых актуальных, работать на это нужно с детского сада, по крайней мере на 50% здесь играет роль семья, заключил эксперт. 

Валерия Касамара, завершая дискуссию, заметила: о хорошем говорить всем было бы приятнее, но обсуждение пошло по актуальному сценарию – гораздо важнее разобраться в серьезных проблемах.

Вам также может быть интересно:

Сердцевина матрешки: что прояснится, если сравнить материалы Апрельской конференции, Всемирного экономического и Гайдаровского форумов

В этом году Апрельская международная научная конференция по проблемам экономики и общества прошла в двадцать второй раз, а ее соорганизатором вместе с Вышкой стал Сбер. Стажеры проектно-учебной Лаборатории экономической журналистики, которую возглавляет Николай Вардуль, проанализировали повестку «Апрельки» и сравнили ее с другими крупнейшими форумами. Выводы исследования в материале лаборатории.

10 принципов умной специализации регионов

Прилагательное «умный» прочно вошло в практику госуправления. Умная региональная специализация не сводится к внедрению новых технологий и является категорией не технологической, а институциональной. Какие эффективные политики стимулируют развитие территорий, анализирует директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко, обобщая итоги четырех дискуссий, состоявшихся в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Онлайн, полторы тысячи участников и Сбер в партнерах: как прошла Апрельская конференция

30 апреля завершается работа XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. В этом году она была организована ВШЭ и Сбером и прошла преимущественно в онлайн-формате. Первые итоги работы форума в интервью новостной службе портала подводит вице-президент Высшей школы экономики, заместитель руководителя программного комитета конференции Лев Якобсон.

Нет молодежи NEET!

Несмотря на то, что в России действуют социальные лифты, помогающие молодежи адаптироваться к современной жизни, доля тех, кто относится к категории NEET (не работающие и не учащиеся), находящихся в сложных жизненных условиях — еще достаточно велика. Существует много разнородных факторов, которые ведут к попаданию молодых людей в группы риска. Специфика таких факторов описана в докладе проректора НИУ ВШЭ Валерии Касамары «Застрявшие в социальном лифте: проблема неуспешной молодежи в РФ», представленном на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Что делает роботов похожими на человека?

Что такое аффект и почему он важен для человека? Как можно определить чувства и как они связаны с эмоциями и сознанием? Что можно использовать при создании человекоподобного робота? Профессор Антонио Дамасио (Университет Южной Калифорнии, США) обсудил эти и другие вопросы в своей почетной лекции под названием «Чувство, знание и искусственный интеллект» в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

«Искусственный интеллект – это новое электричество»

Как искусственный интеллект может применяться в экономических исследованиях и при принятии управленческих решений? Что в развитии технологий вызывает настороженность ученых? Об этом в докладе на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером, рассказал научный руководитель Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Панос Пардалос.

Иван Простаков: Россия остается партнером для зарубежных ученых

Проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков рассказал изданию NEWS.ru о том, как выстраивался формат XXII Апрельской международной научной конференции, как на него повлиял коронавирус и как к России относятся ученые и эксперты из разных стран.

Внешняя политика США: к чему приведет попытка соединить гегемонизм и изоляционизм

США пытаются сформулировать новую внешнюю политику на фоне поиска новой самоидентичности. Во главе угла – восстановление доминирования в мире в том числе за счет «зеленой» повестки.  В отношениях с Россией установился стиль управляемой конфронтации. Международной политике Вашингтона была посвящена экспертная дискуссия в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Цифровой разрыв: чем он грозит России и каковы его масштабы?

Россия — крайне неоднородная страна по уровню доступа к цифровым технологиям и владением ими. Коллектив ученых НИУ ВШЭ провел исследование, позволяющее сформировать подходы к измерению цифровой готовности россиян, а также выявившее масштабы цифрового неравенства в нашей стране. Результаты представлены в докладе «Оценка цифровой готовности населения России», подготовленного к XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Киберперформанс, прок-кино, цифровой арт: как развивается искусство и наука о нем в XXI веке

С 21 по 23 апреля в онлайн-формате прошла большая конференция Школы дизайна и Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты». Эксперты обсудили образовательные практики в искусстве, его современное состояние, влияние технологий, а также перспективы развития арт-сферы.