• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тотальный переход в онлайн стал для университетов временем испытаний и инноваций

Тотальный переход в онлайн стал для университетов временем испытаний и инноваций

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Новый выпуск журнала HERB посвящен осмыслению опыта, приобретенного университетами в период пандемии. Авторы статей рассказали о рисках, с которыми столкнулись студенты и преподаватели, о внедрении новых форматов обучения, о реализованных в дистанционном формате проектах, а также поделились первой рефлексией на тему развития университетской среды в постпандемический период.

Вынужденный переход к онлайн-обучению положительно сказался на возможностях преподавателей для обмена опытом – считают директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Эдуардовна Черненко и руководитель проектной группы управления образовательных инноваций и специальных международных программ Вероника Алексеевна Салтыкова.  В своей статье Horizontal Peer Support for Teaching Excellence in the Digital Age авторы рассказали о позитивных изменениях традиционных форматов взаимодействия преподавателей в рамках мероприятий проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке», проведенных в 2020 году.

Благодаря использованию дистанционных форматов коммуникации количество участников мероприятий проекта увеличилось почти в 10 раз. Впервые стало возможным одновременно охватить все кампусы НИУ ВШЭ, сделав обмен опытом более масштабным, интенсивным и продуктивным.

Проект «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» нацелен на укрепление и развитие горизонтальных связей между преподавателями университета, и с 2017 года в его рамках организуются курсы и мастер-классы по развитию преподавательского мастерства, дискуссии на самые острые и актуальные темы о преподавании, а также другие мероприятия, темы которых подсказывают и выбирают сами преподаватели. Более того, как правило, именно преподаватели Вышки и выступают в роли ведущих и спикеров таких мероприятий, становясь наставниками для своих коллег, которые, в свою очередь, примеряют на себя роль студентов.

В своей статье авторы рассказали о положительных эффектах, которые дает такой подход обеим сторонам. Когда весь учебный процесс резко перешел в дистанционный формат, этот подход полностью оправдал себя. В системе всесторонней поддержки преподавателей университетом опыт личного взаимодействия коллег, рассказывающих друг другу о своем опыте использования онлайн-технологий, оригинальных практиках организации семинарских и лекционных занятий в онлайн-среде и много другое, приобрел особую ценность. 

Новым этапом в развитии системы горизонтальной поддержки преподавания в период пандемии стало успешное внедрение практики peer-review, когда преподаватели посещали занятия друг друга и делились своими впечатлениями, давали и получали содержательную обратную связь. Именно дистанционный формат и поспособствовал развитию этой практики, обеспечив легкий и практически беспрепятственный доступ к виртуальной аудитории своего коллеги.

Суммируя полученный опыт, авторы статьи поделились мнением о перспективах развития новых моделей коммуникации в цифровой среде, которые, по их мнению, значительно отличаются от традиционных и привычных всем оффлайн-форматов. 

Выводы, к которым пришли авторы, основаны не на количественных данных, а на качественном анализе рефлексивных анкет, которые заполняли преподаватели, принимавшие участие в курсах проекта, а также на содержательных комментариях преподавателей, почерпнутых в их peer-review. Собранная информация позволила не только увидеть формируемый коллегами запрос на поддержку преподавания в цифровой среде, но в то же время предоставила обширный ресурс для выстраивания траекторий развития образовательного процесса в будущем. 

Совершенно очевидно, что цифровые платформы и инструменты доказали свою эффективность, и следующим большим шагом для университетов должен стать качественный переход в смешанный формат обучения (blended). Как отметили авторы, в будущем еще предстоит переосмыслить полученный опыт преподавания в цифровой среде и привлечь для этого большие данные. Горизонтальное взаимодействие преподавателей, которое позволяет аккумулировать внутренние ресурсы университета, станет в этом процессе мощным инструментом поддержания и повышения качества преподавания, способствуя транслированию внутри университетского сообщества нового доказательного знания.

Юлия Бриль, приглашенный редактор номера

В этом выпуске мы исследуем вопросы создания цифровой и гибридной образовательной среды, формирования экосистем для онлайн-обучения, влияния дистанционного обучения на успеваемость и психическое здоровье студентов. В материалах номера говорится о необходимости комплексного экспертного аудита системы высшего образования и о международной инициативе по созданию платформы для учащихся с особыми потребностями.

Мы представляем нашим читателям одну из статей выпуска, в ней исследователи рассказывают о проекте Высшей школы экономики по взаимной поддержке преподавателей. Проект включает разные формы горизонтальной коммуникации преподавателей университетов: обсуждение педагогических вызовов и инновационных практик, применяемых в обучении студентов, посещение занятий своих коллег и предоставление содержательной обратной связи, сертифицируемые курсы повышения квалификации, многие актуальные темы которых предложили сами преподаватели. Горизонтальное взаимодействие преподавателей оказалось особенно востребовано и эффективно в период пандемии. Благодаря обмену педагогическими практиками процесс преподавания онлайн стал во многом более комфортным и продуктивным.

Вам также может быть интересно:

Отечественный автопром попал в пробку

Эксперты Вышки и автоотрасли обсудили влияние пандемии на производство и торговлю автомобилями. Они пришли к выводу, что российский автопром пережил прошлый год лучше, чем многие другие страны, но проблемы отрасли остаются нерешенными, а перспективы во многом зависят от качества госполитики.

Пандемия сократила объемы трансграничной онлайн-торговли в России

Российский рынок трансграничной интернет-торговли серьезно пострадал от коронакризиса. На восстановление до уровня 2018-2019 гг. ему понадобится 7-8 лет. Кроме пандемии, негативную роль сыграли девальвация рубля и решение правительства снизить лимит беспошлинного ввоза товаров личного пользования. В то же время, внутренний онлайн-ритейл вырос более чем на 50% и составил 2,6 трлн рублей. К такому выводу пришли эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

Вирус перемен: как коронакризис поменял городскую среду

Пандемия привела к изменению облика мегаполисов и серьезно повлияла на жизненные установки горожан. О том, какие тенденции формируются из-за коронавирусного кризиса, говорили участники круглого стола «Город наизнанку: кастомизация города и новая средовая этика», который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

Ярослав Кузьминов: «Мы от безусловного дохода перейдем к идее безусловного участия»

Ректор Вышки в интервью РБК отметил, что Россия лучше многих справилась с коронавирусным кризисом. Но для страны вызовом является падение реальных доходов населения, в том числе переход в категорию бедных части представителей среднего класса. Если не решить эту проблему, то темпы экономического роста останутся невысокими.

Российский IT-сектор: новые вызовы и возможности после пандемии

Алармистские прогнозы не сбылись, отечественная IT-индустрия понесла не столь большие потери из-за коронакризиса, как ожидалось. Но пандемия привела к резкому росту потребности в цифровых продуктах и заострила старые проблемы. Что нужно предпринять для ускорения развития отрасли? На этот вопрос постарались ответить участники семинара, проведенного НИУ ВШЭ.

Гадкие утята «черных лебедей»: как взять уроки из 2020 года

Пандемия коронавируса будет, наверное, упоминаться всякий раз, когда понадобится пояснить смысл выражения «черный лебедь». Впрочем, едва ли не каждому уже знаком этот предложенный Нассибом Талебом ярлык неожиданных событий, которые необратимо меняют привычной ход вещей. Итоги 2020 года в колонке для «Российской газеты» подводит вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон.

Участники юбилейной Форсайт-конференции НИУ ВШЭ обсудят сценарии будущего после COVID-19

9—13 ноября Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проводит Международную научную конференцию «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика». Признанная ОЭСР одним из наиболее значимых мировых форумов исследователей будущего, конференция в десятый раз соберет российских и зарубежных экспертов, представляющих ведущие think tanks, научные центры и университеты, национальные министерства и ведомства, институты развития и высокотехнологичные компании из более 20 стран.

Образование – онлайн: «новая нормальность» и ловушки дистанта

Представители вузов и колледжей обсудили влияние эпидемии коронавируса на систему образования в первый день работы XI Международной российской конференции исследователей высшего образования, которая прошла в онлайн-формате.

Коронавирусный кризис усилил несправедливость и социальную напряженность

Меры господдержки населения в период пандемии позволили избежать тяжелой бедности и несколько сгладить неравенство в доходах, однако стало ясно, что велика не только группа бедных, но и группа людей с недостаточными доходами. Кризис также подчеркнул неравный доступ к медицинской помощи и к привлекательным рабочим местам. К таким выводам пришли эксперты НИУ ВШЭ и Всемирного банка.

Поствирусное будущее: «Мы не знаем, сердится ли мир или сосредотачивается, но это будет новый мир»

Кризис глобализации и государства, появление новой экономики и трансформацию рынка труда, «гонку за человеком» и «гнев природы», реакцию «миллениалов» и «поколения Z» на локдаун, и то как мир и Россия справились с пандемией и ее последствиями, обсудили эксперты Валдайского клуба и премьер-министр России Михаил Мишустин.