• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Популяризация науки – очень тяжелое дело»

«Популяризация науки – очень тяжелое дело»

© iStock

Одним из победителей Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ сотрудников ВШЭ в научно-популярной номинации (направление «Менеджмент») стал ординарный профессор ВШЭ Игорь Липсиц. На конкурс он представил свой учебно-просветительский Youtube-канал «Профессор Высшей школы экономики рассказывает». Секретами популярности канала Игорь Владимирович поделился с новостной службой портала.

Популяризацией науки я занимаюсь давно. Моя первая книга, вышедшая в далеком 1988 году, была написана именно в этом жанре и называлась «Цена на экране компьютера». Начальство поставило мне головоломную задачу - простым и образным языком рассказать об Автоматизированной системе управления плановым ценообразованием (АСОИцен). После такого боевого крещения любые другие темы кажутся намного проще.

Популярные лекции по экономике я начал читать еще до создания своего Youtube-канала – сначала на канале «Российские университеты», куда меня в 1990-х годах привел мой наставник Лев Львович Любимов, а затем вместе с коллегами - в клубе Open Lectures, которые создали наши ученики, выпускники Высшей школы менеджмента ВШЭ. Эти лекции стали выкладывать на Youtube, и я увидел, что такое обучение людям тоже полезно. После этого решил сам записывать видео своих лекций по темам, которые не включены в программы ВШЭ, - делиться знаниями со всеми, кому они интересны. Мне тогда было уже под семьдесят, и я ощущал такую потребность…

Игорь Липсиц

Со временем оказалось, что мой канал имеет сугубо утилитарное значение даже для моей основной работы на программах Высшей школы бизнеса ВШЭ.

Во-первых, он позволяет потенциальным студентам понять, кто, чему и как их будет учить, если они поступят в Вышку. Известно, что образование - доверительное благо, и всегда есть риск, что даже в ведущем университете скучные люди будут учить тебя скучному. А если можно послушать будущих преподавателей бесплатно на Youtube, риск неудачного выбора снижается.

Во-вторых, выяснилось, что теперь я могу экономить время и в своих основных курсах, просто отсылая слушателей для просмотра определенной темы на свой канал, где есть соответствующее видео.

Канал я планирую развивать и дальше – записывать целые курсы, а не просто тематические циклы. Темы мне заказывают сами слушатели, число которых достигло почти двух тысяч. Первый такой курс – «Понимание среды бизнеса» - я уже записал и сразу получил позитивные отклики. Например, один слушатель поблагодарил за «легкое донесение информации», написал, что получилось «восхитительно», а выпускник нашей программы МВА назвал этот курс «полезным и актуальным для всех». Вообще популяризация науки – очень тяжелое дело.

Тебе надо построить красивый понятийный мостик между тем, чему ты сам учился как специалист долгие годы, и тем, что может понять человек, о таких вещах вообще никогда ранее не слыхавший

Заниматься этим очень интересно, равно как и получать обратную связь. Так что я не мог упустить возможность быть оцененным «по гамбургскому счету», то есть не чиновниками, а своими коллегами – сотрудниками ВШЭ, поэтому принял участие в конкурсе лучших русскоязычных работ.

Конкурсу дало «зеленый свет» руководство ВШЭ, члены жюри нашли время для анализа большого пула интересных статей и проектов, определили лауреатов, многие из которых мне известны и вызывают огромное уважение результатами своих трудов. И, конечно, радует, что в конкурсе был сделан акцент на научное и научно-популярное творчество на русском языке. Мне как русскому ученому и литератору, конечно, грустно, что русскоязычные работы в последние годы сильно оттеснены в тень публикациями на английском - универсальном языке науки XXI века.

Надеюсь, что наш конкурс станет стимулом для появления большего числа и научных, и научно-популярных проектов на государственном языке Российской Федерации. Особенно с учетом того, что в перспективе в нем смогут участвовать коллеги со всей страны, а не только вышкинцы.