• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мост между реальным и виртуальным

Возможно, на фоне празднований дня рождения ГУ-ВШЭ, избрания лучших из лучших и вручения премий создается впечатление, что научная жизнь университета замерла. Это не так.

Исследовательская группа факультета социологии ГУ-ВШЭ (д.с.н. Н.Е. Покровский, к.с.н. Д.С. Попов, к.ф.н. В.Л. Силаева, И.В. Коновалова, А.Е. Боклин и А.В. Иванова), которая вот уже два года занимается проблемами виртуализации, организовала телемост с Нижегородским государственным университетом для обсуждения результатов научной работы.

Вопреки или благодаря телемосту, дискуссия на научном семинаре получилась действительно жаркой. Слово "виртуальность" сегодня стало модным. Его растущая популярность — следствие широкого распространения компьютерных технологий и сети Интернет. Обсуждение касалось не только "компьютерного", но и более широкого понимания и трактовки виртуальности. Виртуальность — это пространство, где реальные объекты замещены симуляциями. Исследователи виртуальности видят окружающую действительность как множество "пластов", образующих сложное многомерное пространство. И образы, символы в этом пространстве обладают порой ничуть не меньшей значимостью, чем объекты материального мира.

Семинар начался с показа документального фильма, где формулируется центральная проблема семинара, он снят студенткой факультета социологии Асей Ивановой. Профессор В.С. Жидков выступил с призывом четко концептуализировать понятия, особенно понятие "виртуальность", которое, с его точки зрения, слишком вольно интерпретируется в современной научной литературе. В ответ на это В.Л. Силаева привела социально-философское обоснование определения понятия "виртуальный" и обратила внимание на проблемы типологизации виртуальной реальности. Она предложила авторскую типологию виртуальной реальности на основе критерия времени и причин возникновения ее продуцентов.

Аспирант кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ А.Е. Боклин, занимающийся изучением виртуализации сферы туризма, затронул четыре ключевых, на его взгляд, аспекта:

  1. подлинность туристического опыта (конец "настоящих" путешествий);
  2. компенсаторный характер туризма (туристические поездки как "обряды инициации" и пиковое потребление);
  3. принудительность досуга и множества возможностей (человек как объект тестирования туристическими услугами);
  4. падение витальности в обществе постмодерна (возрождение идеала созерцательности).

А.Е. Боклин вкратце остановился на каждом из упомянутых аспектов. Так, проблема соотношения явления и действительности, вариацией которой является подлинность туристического опыта, была сформулирована еще в Древней Греции Парменидом и впоследствии нашла отражение в концепции "вещи-в-себе" в немецкой классической философии (в частности, в работах И. Канта). Дихотомия светского и священного миров исследовалась Э. Дюркгеймом и П. Сорокиным. Проблеме навязывания потребностей уделял особое внимание К. Маркс и представители Франкфуртской школы, многое унаследовавшие из его идей, а идеал созерцательности отстаивал Аристотель и некоторые древние восточные философские системы — например, буддизм.

Научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Д.С. Попов предложил вниманию аудитории результаты эмпирического исследования групп создателей виртуальной реальности — "демиургов" виртуальных миров. На основе собранных материалов автор обозначает важнейшие процессы, во многом определяющие самосознание создателей виртуальности. Таких процесса три: симуляция, изменения в восприятии времени и пространства и игра как жизненный императив.

В конце состоявшейся дискуссии ее участники пришли к выводу о том, что исследовательская группа избрала верный путь и движется в правильном направлении. Но при этом очень многое еще не сделано, ряд проблем требует строгого научного осмысления. И похоже, это лишь подогревает пыл научных страстей.

Телемост оказался одним из интересных научных событий последних дней. Интерес с нижегородской стороны был серьезно подогрет визитом заведующего кафедрой общей социологии Высшей школы экономики Никиты Покровского, получившего приглашение от коллег-социологов принять участие в научной конференции. Проведение конференции с использованием телемоста прокомментировал Н.Е. Покровский.

— В это трудно поверить, но идея этого телемоста зародилась абсолютно спонтанно. Научной группой, которую я возглавляю, был давно запланирован семинар, на который приглашались серьезные исследователи — не вышкинцы. В частности, одним из приглашенных стал профессор, доктор искусствоведения В.С. Жидков. И вдруг накануне мероприятия мне звонят из Нижнего Новгорода и настойчиво просят выступить у них. Вот здесь я и предложил сделать телемост. И, мне кажется, замысел оказался вполне успешным! Мы значительно расширили рамки нашего семинара благодаря привлечению коллег из Нижнего.

— Неужели это была "проба пера", первый телемост?

— Нет, конечно, технология давно отработана. Уже не один год я читаю курс на английском языке совместно с университетом Кларка (США) для студентов факультета социологии. Раньше необходимо было заказывать оборудование на Кирпичной, просто теперь мы приобрели необходимую технику, а с ней — необходимую оперативность и автономность.

— Вы думаете, взаимодействие в режиме телеконференций дает что-то дополнительное для студентов?

— Конечно, нисколько в этом не сомневаюсь. Я убежден, что на начальном этапе ребятам так гораздо проще выходить на международный уровень. Когда у них есть свой преподаватель здесь, они находятся в стенах своего университета, это совсем другие ощущения. Уже следующими шагами становятся поездки на международные конференции, в зарубежные университеты. Весь мир так работает.

Дмитрий Попов

Вам также может быть интересно:

«Наш учебный план соответствует вызовам бизнес-среды»

На магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» дают востребованные бизнесом знания, которых пока нет в учебниках. О том, что нового ждет студентов в следующем учебном году, рассказывает академический руководитель программы Марина Предводителева.

«Мечты — это наши мотивации к успеху»

В чем проблема мирового политического рынка? Как письмо со спамом может изменить жизнь? Почему русские считают Новую Зеландию скучным пастбищем и как вести там бизнес, ни разу не побывав в налоговой? Об этом в рубрике «Конструктор успеха» расскажет выпускница факультета политологии Виктория Кузнецова, которая занимается организацией туризма по Новой Зеландии.

Как россияне рассказывают о своих городах туристам

Истории местных жителей о родных местах могут быть основой для формирования туристических брендов.

Представители Вышки в четвертый раз покорили Эльбрус

Участники клуба ВШЭ «Экстремальные виды спорта» в августе этого года в очередной раз покорили самую высокую вершину Европы и России — вулкан Эльбрус. Все участники восхождения получили звание «Альпинист России». О метели с грозой во время восхождения, обеде в любимом кафе Юрия Визбора и многом другом — в дневнике альпинистов.

Студенты ВШЭ зовут с собой в путешествия

В медиадворе Вышки в Хитровском переулке прошел первый фестиваль путешествий НИУ ВШЭ «I like trip». За один день можно было попробовать национальные блюда от студентов Вышки со всего мира, научиться танцевать народные (и не только) танцы, найти работу мечты  в сфере туризма на ярмарке вакансий, вдохновиться на открытых занятиях по йоге. А еще выбрать, как провести это лето вместе с одноименным клубом студенческих путешествий «I Like Trip» или Турклубом ВШЭ.

Экскурсия на небо

В июле студенты НИУ ВШЭ из клуба «Экстремальные виды спорта» (ЭВС) водрузили на вершине Эльбруса — одной из самых сложных вершин в мире — флаг Вышки. О непростом характере горы, способах борьбы с гипоксией и прогулках в облаках рассказали Гарри Рутберг, один из руководителей ЭВС, и Александра Олейникова, выпускница Вышки и горный гид клуба.

Студенты организовали конференцию, посвященную изучению туризма

Международная студенческая конференция «Sustainable Tourism Development in the Changing World», проходившая в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, стала площадкой для обсуждения новых подходов в исследовании индустрии туризма и гостеприимства для молодых ученых из Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Петрозаводска, Южной Кореи.

5 метров

Такой высоты достигали речные пороги на маршруте, который прошли в Саянах участники вышкинского клуба «Экстремальные виды спорта».

40 000 км

Такое расстояние в сумме преодолели участники студенческого клуба Вышки «Экстремальные виды спорта» за 15 лет его существования.

Хостелы создают новую культуру гостеприимства

Хостел — это не просто дешевая гостиница с общей спальней, а особая бизнес-модель туриндустрии. Главный ее потребитель — «креативный класс» и представители городских субкультур, отметила старший научный сотрудник Лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Ирина Боровская в докладе «Хостелы — новая культура гостеприимства: опыт Санкт-Петербурга».