• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российская креативная индустрия: потери и перспективы

Российская креативная индустрия: потери и перспективы

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Отечественная креативная экономика развивается недостаточно быстрыми темпами. Причина в общей экономической стагнации и, как следствие, в недостаточном спросе на предлагаемые креативными индустриями товары и услуги. НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал первый выпуск научного дайджеста, темой которого стало «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы».

Авторы дайджеста во главе с первым проректором НИУ ВШЭ, директором Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ Леонидом Гохбергом отмечают, что к креативным индустриям относятся сектора экономики, где значимая часть добавленной стоимости формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. В них, в частности, включают архитектуру, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусство, музыку, кино и анимацию, видеоигры, телерадиовещание и рекламу.

В последние годы до пандемии креативные индустрии демонстрировали быстрый рост. В 2019 году они создавали 3% мирового ВВП и обеспечивали 1% мировой занятости. Их развитие позволяет использовать накопленный человеческий капитал, увеличивать экспорт товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, диверсифицировать занятость.

В России в 2019 году валовая добавленная стоимость креативных индустрий составляла $104,6 млрд по паритету покупательной способности, или 2,4% ВВП

Россия существенно уступает странам — лидерам по этому показателю, в частности Италии, Великобритании и Австралии, где доля креативных индустрий в ВВП составляет 6,1, 5,8 и 5,7% ВВП соответственно. Тем не менее численность занятых в отечественной креативной экономике, к которым авторы относят не только занятых в соответствующих отраслях, но и представителей креативных профессий в других сферах экономики, выросла. В 2017-2019 годах этот показатель поднялся с 4,2 до 4,9 млн человек. Их доля в общей занятости за этот период увеличилась с 5,9 до 6,8%. Почти три четверти работников сосредоточены совокупно в таких сферах, как мода (30%), музыка, исполнительское искусство и культурно-досуговая деятельность (28%), а также в издательской отрасли (15%). Наибольший рост добавленной стоимости в последние годы демонстрировали сектора IT, видеоигр и рекламы.

В собственно креативных отраслях в России работают около 2,7 млн человек, или 3,8% всех занятых. Это немного меньше, чем в Германии (4,1%), столько же, сколько в Австралии, больше, чем в Канаде (3,5%) и США (3,3%). Около 37% занятых в отечественной креативной индустрии приходится на три региона: Москву, Московскую область и Санкт-Петербург, в том числе 24,5% — на столицу.

По расчетам экспертов ИСИЭЗ, в 2017-2019 годах экспорт креативных товаров и услуг демонстрировал разнонаправленную динамику. Экспорт товаров вырос на 22,7%, до $1,76 млрд; экспорт услуг незначительно уменьшился — на 2,4%, до $7,2 млрд. В итоге стоимость экспорта отечественной креативной индустрии увеличилась на 1,6%, до $8,9 млрд. За это же время импорт креативных товаров и услуг вырос на 8,8%, до $16,1 млрд.

Михаил Гершман, один из авторов дайджеста, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ, пояснил, что Россия экспортирует в основном креативную продукцию низких переделов — книги, газетную бумагу, мебель, обои — и преимущественно в страны ближнего зарубежья. В импорте устойчиво доминируют мебель и игрушки. Ввоз последних обеспечивает почти треть итогового отрицательного сальдо торговли креативными товарами. Он подчеркнул, что у России есть большие возможности для импортозамещения в этом секторе.

По мнению Михаила Гершмана, низкие темпы роста отечественной креативной индустрии и ее экспорта в основном связаны с общей стагнацией и замедлением темпов экономического роста после кризиса 2014 года. Спад активности в реальном секторе вызвал снижение спроса на товары и услуги, которые относятся к креативным. Это в первую очередь услуги рекламы и инжиниринга, доминирующие в российском экспорте. В период 2015-2019 годов наблюдался постепенный подъем этих рынков, в том числе за счет роста их отдельных сегментов, например интернет-рекламы. Но уже в 2020 году пандемия нанесла заметный урон креативным индустриям во всем мире.

Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Прежде всего пострадали организации, чей доход зависит от массовых мероприятий и количества проданных билетов: театры, концертные коллективы, кино, музеи. Вследствие общего снижения потребительского спроса в экономике также понесли потери реклама, мода, арт-рынок, издательское дело. По оценкам ЮНЕСКО, в 2020 году валовая добавленная стоимость культурных и креативных индустрий в мире снизилась на 750 млрд долларов по сравнению с 2019 годом, что соответствует примерно десятимиллионному сокращению рабочих мест в данном секторе. Масштаб потерь в разных странах варьируется (высокий ущерб для креативных индустрий, например, прогнозируется в Великобритании), но их общий размер может оказаться весьма велик.

Многие страны сейчас корректируют стратегии развития креативных индустрий, разрабатывают дополнительные меры их поддержки. Это в основном финансовая помощь малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям как наиболее пострадавшим в пандемию. Например, отмена налогов, повышение доступа к льготным кредитам.

Михаил Гершман обратил внимание на то, что в России политика в отношении креативных индустрий и креативного предпринимательства только формируется. В частности, в рамках фронтальной стратегии правительства разработан проект «Придумано в России», предусматривающий введение ряда новых мер поддержки на период до 2030 года. Также на подходе утверждение Концепции развития творческих (креативных) индустрий и специального законопроекта, направленного на поддержку креативного предпринимательства в нашей стране. 

В России, по его словам, пока не появилось надежных статистических оценок влияния пандемии на креативные отрасли. «Интуитивно мне кажется, что наш творческий сектор пострадал несколько меньше, чем, например, в Европе или США, поскольку многие креативные индустрии (в основном отрасли культуры) в России исторически поддерживаются государством. IT-сектор — одна из наиболее крупных по масштабам креативных индустрий — в 2020 году даже продолжил свой рост в отдельных сегментах», — отметил эксперт.

ИСИЭЗ намерен в ближайшие месяцы продолжить исследования о влиянии пандемии на креативную индустрию, в ходе них ученые смогут более точно изучить ее последствия. «Мы опубликуем новые результаты наших работ, которые мы проводим в рамках научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», — резюмировал Михаил Гершман.

Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (ncmu.hse.ru) был создан в 2020 году в рамках Национального проекта «Наука» как консорциум, в который вошли НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

Вам также может быть интересно:

«Креативный продукт должен удивлять, быть удобным и безопасным, но при этом уникальным»

Новая онлайн-магистратура Вышки превращает креаторов в предпринимателей, способных запускать и развивать бизнес в творческих сферах. Программа «Управление в креативных индустриях» учит разрабатывать концепцию стартапа на основе рыночных трендов, привлекать инвестиции — от грантов до краудлендинга, работать в scrum-командах.

CIBA 2024: встреча искусства и бизнеса на Новой сцене Александринского театра

17 марта на Новой сцене Александринского театра в четвертый раз пройдет конференция о креативных индустриях CIBA. Это совместный проект студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Новой сцены. Центральная тема этого года — погружение в природу креативности и творческих кризисов. Вход на конференцию свободный по регистрации.

В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала  победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы

В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.

В НИУ ВШЭ представили рейтинг креативного потенциала регионов России

Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C опубликовали рейтинг креативного потенциала регионов России. В топ-3 вошли Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Также в лидерах рейтинга Краснодарский край, Новосибирская и Нижегородская области. Эксперты оценивали инфраструктуру креативных индустрий, политику региона, опыт проведения мероприятий и туристическую привлекательность.

Креативный век: россияне шагнули на новую ступень пирамиды Маслоу

Творческая самореализация становится одним из самых значимых аспектов жизни молодых людей. Они используют свои креативные способности везде и во всем и едут туда, где созданы для этого наилучшие условия. Специалисты факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ впервые провели диагностику культурно-творческого потенциала муниципальных образований и разработали индекс на ее основе.

Эксперты НИУ ВШЭ рассказали о бюджетах времени на международной конференции в Токио

В ноябре эксперты Центра исследований бюджетов времени — междисциплинарного проекта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» — выступили с докладом на конференции Международной ассоциации исследований бюджетов времени (IATUR) в Токио. В конференции приняли участие ученые из 18 стран. В рамках мероприятия обсуждались вопросы, связанные со сбором и анализом данных о расходовании времени, а также гендерное неравенство и распределение времени между различными социально-демографическими группами.

ИСИЭЗ ВШЭ представил Рейтинг креативных регионов России

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые рассчитал Рейтинг креативных регионов России. Система ранжирования субъектов РФ включает 48 индикаторов, характеризующих уровень развития креативного сектора и культурной среды, социально-экономические условия и меры поддержки 16 ключевых креативных индустрий.

Как повысить уровень благополучия детей и что на него влияет

5 октября 2023 года НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» совместно с Фондом Тимченко провел научно-практический семинар, посвященный развитию подходов к изучению и измерению детского благополучия. Участники обсудили разные подходы к изучению и измерению детского благополучия в междисциплинарной перспективе и рассмотрели практический опыт внедрения индекса детского благополучия в регионах России.

Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы

Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.