• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобальное резервирование нефти

Сегодня желание уйти от больших колебаний и обеспечить стабильность развития мировой энергетики в будущем составляет значительную составляющую политической жизни. Насколько эффективна политика стратегического нефтяного резервирования и восполнения рыночных дефицитов за счет резервов анализирует в своем докладе заведующий кафедрой мировой экономики ВШЭ Леонид Григорьев.

Практика государственного резервирования нефти и нефтепродуктов в целях преодоления чрезвычайных ситуаций используется во многих странах мира. Наиболее масштабным и информационно прозрачным является механизм стратегического резервирования в странах ОЭСР (Международное энергетическое агентство, МЭА), возникший после нефтяного кризиса начала 1970-х гг.

Коммерческие запасы, отмечает Григорьев, делаются с иными целями: обеспечение непрерывности производства, спекуляция и т. д. Обычно увеличение коммерческих запасов связано со снижением цены, и наоборот. Иллюстрацией этой закономерности служит резкий рост коммерческих запасов нефти в странах ОЭСР в 2008 — 2009 гг., совпавший с периодом падения цен. Но в последние годы даже при высоких ценах запасы превышают исторические уровни. Это может говорить о переходе к «новому режиму» коммерческих запасов после кризиса.

График 1. Динамика коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов США и ОЭСР в целом, 2007 — 2011, дней потребления

Источник: АЭИ США

Общие объемы государственных нефтяных запасов ОЭСР (МЭА) в 2011 г. составляют 1,5 — 1,6 млрд барр., из которых почти половина (0,7 млрд барр.) принадлежит США. В соответствии с соглашением от 2001 г. каждая из стран МЭА должна иметь запасы, соответствующие 90 дням потребления, при этом учитываются и государственные, и коммерческие запасы. МЭА трижды осуществляло координированную акцию по выделению нефти из государственных запасов стран-членов для стабилизации рынка: в 1991 г. из-за операции «Буря в пустыне», в 2005 г. из-за урагана «Катрина» и в 2011 г. в связи с событиями в Ливии. Правительство США неоднократно в одностороннем порядке выделяло из своего Стратегического резерва топливо для компенсации дефицита сырья, возникавшего вследствие природных катаклизмов (ураганов).

В конце июня 2011 г. МЭА приняло решение осуществить совместную акцию по изъятию из стратегических государственных запасов 60 млн. барр. нефти в целях стабилизации мирового рынка в условиях ливийского конфликта. По расчетам организации, в третьем квартале в мире ожидался существенный дефицит топлива. Акция началась в июле, а завершилась в середине сентября 2011 г. За это время государственные запасы стран ОЭСР снизились на 38 млн барр., в основном за счет стратегического резерва США (снижение на 30 млн барр.), еще на 22 млн барр. были снижены обязательства предприятий по обязательным запасам.

Проведение акции МЭА привело к кратковременному снижению нефтяных цен на 10 долл./барр. (Brent), которое было отыграно в течение двух недель. Примерно такое же воздействие на цену оказало в августе понижение S&P кредитного рейтинга США. Вместе с тем нельзя исключать, что в отсутствие акции МЭА и последовавшего в это же время одностороннего повышения добычи Саудовской Аравией, цены на нефть могли бы заметно повыситься в третьем квартале 2011 г.

График 2. Суммарные и государственные запасы нефти и нефтепродуктов стран ОЭСР, янв. — авг. 2011, млн барр.

Источник: МЭА

В других странах также существуют резервы нефти нефтепродуктов, но они существенно менее транспарентны. Имеющаяся информация позволяет предположить, что с поправкой на объемы потребления они существенно ниже запасов МЭА. В частности, Китай, по данным Financial Times, к 2008 г. сконцентрировал чуть более 100 млн барр. запасов и планирует довести эти объемы до 270 млн барр. к началу 2012 г. (около месяца потребления)

В целом практика использования государственных резервов для стабилизации цен и компенсации дефицита либо изъятия излишков может существенно повысить стабильность нефтяных рынков. Но это возможно в случае предсказуемой для основных участников рынка и прозрачной политики резервирования со стороны владельцев крупнейших резервов.

Несмотря на макроэкономическую неустойчивость, цены на нефть в течение 2011 г. превышали 100 долл./барр. в связи с напряженным состоянием физического рынка. На протяжении большей части 2011 г. мировой спрос на нефть превышал предложение. Нельзя сказать, что прошедший год был отмечен активным ростом спроса. Наоборот, по сравнению с 2010 г., когда мировое потребление на волне посткризисного восстановления возросло на 3,2%, в 2011 г. произошло существенное замедление. Глобальный спрос увеличился лишь на 0,8% за год (0,7 млн барр./день), причем к концу года замедление лишь усиливалось.

График 3. Цены на нефть Brent, потребление и производство нефти, 2008 — 2011

Источник: АЭИ США

Повышение спроса со стороны развивающегося мира (+1,3 млн барр./день), в первую очередь Китая (+0,4 млн барр./день), компенсировалось сокращением потребления в США (-0,4 млн барр./день) и развитых странах Европы (-0,3 млн барр./день). Сохранявшийся при этом дефицит был вызван выбытием ливийской нефти весной; в третьем квартале он достиг максимума (1,2 млн барр./день, по оценке МЭА), и именно в этот период МЭА было вынуждено осуществить акцию по размещению части запасов на рынке.

Развитие событий на рынке нефти в 2011 г. вновь подтвердило важность фундаментальных факторов. Значимое влияние на нефтяные цены традиционно приписывается курсу доллара и общему состоянию фондовых рынков. Но в 2011 г. курс доллара был стабильным, а фондовые индексы по итогам года также не показали существенной прибавки по сравнению с 2010 г. Иллюстрацией роли фундаментальных факторов стал разрыв между ценами марок Brent и WTI, превышавший в октябре 20 долл./барр.

График 4. Цены на нефть, курс доллара, индекс S&P 500, 2010 — 2011, янв. 2010 = 100



 

Источник: МВФ, S&P, Bloomberg

Причиной дефицита на рынке нефти в 2011 г. стало фактическое прекращение добычи в Ливии. Уровень производства в Ливии до 2011 г. составлял 1,5 млн барр./день, из которых чуть более 1 млн барр./день отправлялось на экспорт, в основном в Европу. Осенью 2011 г. ливийский нефтяной комплекс начал восстанавливаться, и в декабре добыча достигла 0,8 млн барр./день. По оптимистичным прогнозам, добыча полностью восстановится летом 2012 г., скептики ожидают этого только в 2013 г. Восстановление ливийской добычи необязательно означает рост предложения: в декабре 2011 г. ОПЕК, установив квоты с нового года на фактическом уровне добычи, предусмотрела возможность «добровольных» снижений выпуска членами Организации для балансировки рынка. Это де-факто предполагает высвобождение квот для ливийского выпуска другими участниками.

График 5. Структура поставок сырой нефти из Ирана, 2010

Источник: UN Comtrade

В 2012 г. возникает новая угроза — ограничение поставок из Ирана. Иран является более крупным игроком по сравнению с Ливией: добыча составляет около 3,5 млн барр./день, из которых 2 млн барр./день экспортируется. США уже ввели меры, затрудняющие расчеты за иранскую нефть, Европа с 1 июля прекращает закупки нефти из Ирана. Вариантов дальнейшего развития ситуации несколько: от отмены ограничений при достижении договоренности до вооруженного конфликта. В широком смысле слова пострадать от последующего повышения цен способны все страны-импортеры, а экспортеры выиграют в финансовом плане, но не в плане устойчивости рынков.

График 6. Добыча сырой нефти ОПЕК, квоты ОПЕК, цены на нефть, 2010 — 2011

Источник: АЭИ США, МВФ

 

14 декабря 2011 г. ОПЕК провела очередную встречу на высоком уровне, в рамках которой было достигнуто долгожданное компромиссное решение по квотам на добычу нефти. В июне 2011 г. в Организации де-факто произошел раскол: арабские монархии Персидского залива во главе с Саудовской Аравией откликнулись на призыв развитых стран увеличить добычу в связи с дефицитом (и сделали это впоследствии в одностороннем порядке), а остальные члены ОПЕК, в частности Иран и Венесуэла, выступили против расширения квот.

Вам также может быть интересно:

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Новая система кадрового отбора начала работать во всех регионах страны»

Созданная по инициативе президента РФ Владимира Путина система социальных лифтов начинается с поиска талантливых детей, а завершается подготовкой и отбором высших управленцев. Ее особенности и перспективы развития 10 апреля обсудили участники пленарного заседания XX Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на тему «Новая система социальных лифтов в России как способ обновления элит».