• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономисты показали, как возникают разные цены на одинаковые товары

Экономисты показали, как возникают разные цены на одинаковые товары

© iStock

Исследователи из ВШЭ смоделировали ситуацию, часто возникающую при продаже товаров в интернете, и объяснили, почему на один и тот же товар продавцы могут назначать разные цены и все равно находить покупателей. Работа опубликована в серии препринтов Программы фундаментальных исследований ВШЭ «Экономика».

В повседневной жизни мы нередко замечаем, что один и тот же товар в разных магазинах может продаваться по разной цене. Интуитивно кажется, что если и продавцы, и покупатели могут легко и быстро сравнивать цены, как, например, на онлайн-платформе, то постепенно выработается общее, усредненное представление о том, сколько должен стоить каждый товар, и все цены будут стремиться к нему. Однако в реальности этого не происходит. Почему?

Авторы работы рассмотрели вопрос на примере одного типа рынков: с двумя продавцами, множеством покупателей и очень ограниченным числом идентичных товаров. Представим ситуацию: два человека продают в интернете редкие вещи, например CD-плееры, давно снятые с производства. Оба купили когда-то по одному плееру определенной модели, но не пользовались ими, и те сохранились в хорошем состоянии. Любителей техники, которые могут откликнуться на объявление, скорее всего, будет больше, чем продавцов. Предположим, что продавцы независимо друг от друга назначают цену, а покупателя каждый продавец выбирает наугад из числа обратившихся к нему.

Марина Сандомирская

«Максимальные суммы, которые покупатели готовы заплатить, являются их частной информацией и недоступны ни продавцам, ни другим покупателям на рынке. Такой подход традиционен для аукционов, а вот для моделей с прямым выставлением цен ранее использовался более простой вариант, когда все оценки известны. Поэтому данное исследование находится на стыке моделей направленного поиска и теории конкурирующих аукционов. Например, на известной американской площадке eBay продавцы действительно предлагают поучаствовать в аукционе, а вот на наших «Авито» и «Юле» выставляется желаемая цена продажи», — пояснила один из авторов работы, доцент факультета экономических наук ВШЭ Марина Сандомирская. 

Учитывая, что товар у обоих продавцов одинаков, логично, что покупатель выберет того, кто предлагает меньшую цену. Вместе с тем несложно догадаться, что к продавцу с более дешевым товаром обратится большее число покупателей и шансы получить товар у каждого из них невелики. В такой ситуации покупатель может либо согласиться на более высокую цену, рассчитывая, что этим повысит вероятность успешной для себя сделки, либо рискнуть и выбрать продавца, назначившего меньшую цену. В зависимости от финансовых возможностей и собственной оценки стоимости товара покупатели разделяются на две группы: тех, кто согласен заплатить больше, и тех, кто не готов переплачивать. Похожим образом разделяются и продавцы, назначая цену.

Чтобы проверить это объяснение, экономисты создали математическую модель. Она подтвердила сделанные выводы и показала, что продавцы, назначающие более высокие цены и, очевидно, заключающие меньше сделок, зарабатывают немного меньше тех, кто продает дешевле, но чаще. Однако возможный передел рынка — попытка самому начать продавать дешевле конкурента — еще менее выгодна, и поэтому рациональный продавец будет довольствоваться своей долей, даже если она чуть меньше доли конкурента.

Также модель позволила выяснить, что изменение цен при появлении нового покупателя зависит от того, сколько их уже присутствует на рынке: при небольшом числе покупателей разница цен растет при входе нового, а после некоторого порога начинает снижаться и доходит до нуля на так называемых бесконечно больших рынках. Это вызвано тем, что «дешевый» и «дорогой» продавцы по-разному реагируют на потенциально нового клиента: вероятность продать у «дешевого» уже достаточно велика и меняется незначительно, а у «дорогого» повышается существенно, что позволяет ему еще повысить цену.

«Неполная информация об уровне платежеспособности является базовой составляющей многих рынков. Например, огромные усилия интернет-гигантов направлены на качественное таргетирование, сбор персональных данных и деанонимизацию пользователя. Очевидно, что это делается в том числе для того, чтобы заставить того, кто может, платить еще больше. Однако уже сейчас фирмы производят скрытую дискриминацию, основанную не на знании, а на ожидании однородных потребителей, механизм которой и предложен в работе. Мы полагаем, что дальнейшее развитие исследования в сторону большего количества продавцов и товаров позволит более явно приблизиться к пониманию ценообразования на реальных рынках, в том числе на интернет-агрегаторах товаров и услуг», — подвела итог Марина Сандомирская.

Вам также может быть интересно:

«Экономисты должны объяснять свое видение проблемы политикам и обществу иначе, чем в общении с учеными»

Для того чтобы добиться воплощения своих идей, экономистам следует научиться внятно выражать свои мысли в диалоге с политиками и обществом и связывать научные принципы с решением практических задач. Профессор Школы менеджмента Квебекского университета (Монреаль, Канада) Ален Паке в ходе второго заседания Клуба экономической политики ВШЭ представил доклад «Опыт ученого в разработке и реализации макроэкономической политики: примеры и уроки».

За последние двадцать лет в России стало меньше хронически бедных

Ученые из НИУ ВШЭ и Всемирного банка проанализировали тренды бедности в России с начала 1990-х годов и по настоящее время. Это уникальное по масштабу исследование, которое подробно рассматривает траекторию роста и падения доходов россиян за десятилетия, во время которых страна пережила несколько экономических кризисов.

Магистратура повышает шансы на трудоустройство и увеличивает зарплату

В НИУ ВШЭ на большом массиве общероссийских данных установили связь между окончанием магистратуры и успехами на рынке труда. По заключению авторов работы Ксении Рожковой, Сергея Рощина, Сергея Солнцева и Павла Травкина, шансов трудоустроиться у магистров, по сравнению с бакалаврами, больше, а уровень зарплаты — выше. Результаты исследования опубликованы в журнале «Вопросы экономики».

«Экономисты умеют отвечать на вопросы, стоящие перед обществом»

Каковы перспективы экономической науки и чему нужно учиться тем, кто выбрал профессию экономиста? Кто сегодня эффективнее борется с монополиями? Сможет ли финтех вытеснить банки? Программа «Экономический анализ» факультета экономических наук ВШЭ провела онлайн-интервью с Сергеем Гуриевым, профессором парижского Института политических исследований (Sciences Po), экс главным экономистом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Ярослав Кузьминов: «Мы от безусловного дохода перейдем к идее безусловного участия»

Ректор Вышки в интервью РБК отметил, что Россия лучше многих справилась с коронавирусным кризисом. Но для страны вызовом является падение реальных доходов населения, в том числе переход в категорию бедных части представителей среднего класса. Если не решить эту проблему, то темпы экономического роста останутся невысокими.

Отстать нельзя догонять: Россия на рынках передового производства

В передовое производство вовлечено около 60 стран мира. Россия среди них — в группе опаздывающих. Остаться в этом качестве, значит, отстать, возможно, навсегда, уверены в Центре исследований структурной политики НИУ ВШЭ. Глобальные рынки продукции с передовыми технологиями эксперты Центра изучили с использованием нового подхода — через экспорт и импорт. Лидеров и аутсайдеров торговых потоков назвали в докладе на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

С Ямала – газ, из Тулы – самовары? Экономическая специализация как ключ к успеху регионов

Регионы, как и люди, уникальны. В каждом есть отрасли, развивая которые, он может процветать. Или стагнировать, если понимания своей уникальности нет. Ну а для того чтобы было, в НИУ ВШЭ создали «Атлас экономической специализации регионов России». В рамках деятельности Российской кластерной обсерватории эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выявили и детально описали все значимые для субъектов РФ индустрии. Строить стратегии и принимать управленческие решения с такой информацией станет проще.

Эффект локдауна: пройти коронакризис и идти дальше

Экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, показал способность государства вести диалог с бизнесом. Однако у бизнеса остались вопросы. Какие, выяснили эксперты НИУ ВШЭ и РСПП. Испытания локдауном и планы компаний в «новой реальности» изучили на примере шести отраслей российской экономики. Доклад по результатам исследования «Оценка влияния кризиса, связанного с пандемией COVID-19, на отрасли российской экономики и их посткризисное развитие» представлен на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Участники Международной олимпиады по экономике провели состязание для всех желающих

Завершилось двухнедельное международное онлайн-состязание для старшеклассников IEOx Winter Challenge, организованное по инициативе Международной олимпиады по экономике. Школьники решали бизнес-кейс и задачи, а также на специальном онлайн-симуляторе участвовали в игре по финансовой грамотности.

«Люди слушают экономистов больше, чем физиков или филологов»

22 октября в Высшей школе экономики состоялось заседание Научного совета по экономическим наукам Российского профессорского собрания, в котором приняли участие представители московских и региональных вузов.