• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономисты показали, как возникают разные цены на одинаковые товары

Экономисты показали, как возникают разные цены на одинаковые товары

© iStock

Исследователи из ВШЭ смоделировали ситуацию, часто возникающую при продаже товаров в интернете, и объяснили, почему на один и тот же товар продавцы могут назначать разные цены и все равно находить покупателей. Работа опубликована в серии препринтов Программы фундаментальных исследований ВШЭ «Экономика».

В повседневной жизни мы нередко замечаем, что один и тот же товар в разных магазинах может продаваться по разной цене. Интуитивно кажется, что если и продавцы, и покупатели могут легко и быстро сравнивать цены, как, например, на онлайн-платформе, то постепенно выработается общее, усредненное представление о том, сколько должен стоить каждый товар, и все цены будут стремиться к нему. Однако в реальности этого не происходит. Почему?

Авторы работы рассмотрели вопрос на примере одного типа рынков: с двумя продавцами, множеством покупателей и очень ограниченным числом идентичных товаров. Представим ситуацию: два человека продают в интернете редкие вещи, например CD-плееры, давно снятые с производства. Оба купили когда-то по одному плееру определенной модели, но не пользовались ими, и те сохранились в хорошем состоянии. Любителей техники, которые могут откликнуться на объявление, скорее всего, будет больше, чем продавцов. Предположим, что продавцы независимо друг от друга назначают цену, а покупателя каждый продавец выбирает наугад из числа обратившихся к нему.

Марина Сандомирская

«Максимальные суммы, которые покупатели готовы заплатить, являются их частной информацией и недоступны ни продавцам, ни другим покупателям на рынке. Такой подход традиционен для аукционов, а вот для моделей с прямым выставлением цен ранее использовался более простой вариант, когда все оценки известны. Поэтому данное исследование находится на стыке моделей направленного поиска и теории конкурирующих аукционов. Например, на известной американской площадке eBay продавцы действительно предлагают поучаствовать в аукционе, а вот на наших «Авито» и «Юле» выставляется желаемая цена продажи», — пояснила один из авторов работы, доцент факультета экономических наук ВШЭ Марина Сандомирская. 

Учитывая, что товар у обоих продавцов одинаков, логично, что покупатель выберет того, кто предлагает меньшую цену. Вместе с тем несложно догадаться, что к продавцу с более дешевым товаром обратится большее число покупателей и шансы получить товар у каждого из них невелики. В такой ситуации покупатель может либо согласиться на более высокую цену, рассчитывая, что этим повысит вероятность успешной для себя сделки, либо рискнуть и выбрать продавца, назначившего меньшую цену. В зависимости от финансовых возможностей и собственной оценки стоимости товара покупатели разделяются на две группы: тех, кто согласен заплатить больше, и тех, кто не готов переплачивать. Похожим образом разделяются и продавцы, назначая цену.

Чтобы проверить это объяснение, экономисты создали математическую модель. Она подтвердила сделанные выводы и показала, что продавцы, назначающие более высокие цены и, очевидно, заключающие меньше сделок, зарабатывают немного меньше тех, кто продает дешевле, но чаще. Однако возможный передел рынка — попытка самому начать продавать дешевле конкурента — еще менее выгодна, и поэтому рациональный продавец будет довольствоваться своей долей, даже если она чуть меньше доли конкурента.

Также модель позволила выяснить, что изменение цен при появлении нового покупателя зависит от того, сколько их уже присутствует на рынке: при небольшом числе покупателей разница цен растет при входе нового, а после некоторого порога начинает снижаться и доходит до нуля на так называемых бесконечно больших рынках. Это вызвано тем, что «дешевый» и «дорогой» продавцы по-разному реагируют на потенциально нового клиента: вероятность продать у «дешевого» уже достаточно велика и меняется незначительно, а у «дорогого» повышается существенно, что позволяет ему еще повысить цену.

«Неполная информация об уровне платежеспособности является базовой составляющей многих рынков. Например, огромные усилия интернет-гигантов направлены на качественное таргетирование, сбор персональных данных и деанонимизацию пользователя. Очевидно, что это делается в том числе для того, чтобы заставить того, кто может, платить еще больше. Однако уже сейчас фирмы производят скрытую дискриминацию, основанную не на знании, а на ожидании однородных потребителей, механизм которой и предложен в работе. Мы полагаем, что дальнейшее развитие исследования в сторону большего количества продавцов и товаров позволит более явно приблизиться к пониманию ценообразования на реальных рынках, в том числе на интернет-агрегаторах товаров и услуг», — подвела итог Марина Сандомирская.

Вам также может быть интересно:

Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов

Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».

«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.

Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста

Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.

В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики

Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.

От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов

Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.

Распределение доходов и стоимости жизни по типам поселений оказались схожими в России и США

В Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния факультета экономических наук НИУ ВШЭ проанализировали данные о доходах и стоимости жизни на местном уровне в России (муниципалитеты) и США (округа). Исследование показало, что для России характерны более существенные территориальные различия в стоимости жизни, чем в США. При этом распределения общего объёма доходов между поселениями разного размера в обеих странах довольно близки. Статья опубликована в «Экономическом журнале Высшей школы экономики».

«Деньги — это уникальный социально-экономический феномен, сравнимый по значимости с феноменом использования огня, колеса или языка»

Деньги тесно взаимодействуют с материальным и интеллектуальным богатством общества, нарушение этого взаимодействия чревато кризисами. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Смирнов в интервью HSE Daily рассказал о природе денег, о необходимости инвестиций, в том числе в долговые инструменты, а также о работе с иностранными учеными в советское время, о своем видении научного и образовательного пространства и участии в создании Вышки.

«Образование — это формирование кругозора и экономического мышления»

Каковы современные тренды в экономическом образовании и как они внедряются в Вышке? Зачем экономистам машинное обучение и искусственный интеллект? Нужно ли ходить на лекции и как взять от бакалаврского образования максимум? Насколько радикально меняются экономические законы в последние годы? Это и многое другое с деканом факультета экономических наук (ФЭН) ВШЭ Сергеем Пекарским обсудили стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.

Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ

Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education.

«Мы решаем не просто задачу импортозамещения, мы создаем промышленность будущего»

Отечественная политика импортозамещения действует с начала 2000-х годов и достигла существенных успехов: доля импорта в России ниже, чем во многих развитых экономиках. При этом речь идет не просто о замене импорта на свою продукцию, а о создании конкурентоспособных высокотехнологичных производств. НИУ ВШЭ представил в МИА «Россия сегодня» подготовленный при участии РСПП и ВЭБ.РФ аналитический доклад «Импортозамещение в России: вчера и завтра».