• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучая субкультуру скинхедов

Монография «Russia’s Skinheads: Exploring and Rethinking Subcultural Lives» получила приз Александра Ноува, учрежденный Британской ассоциацией славянских и восточно-европейских исследований. О работе над книгой и исследуемой в ней проблематике рассказывает один из ее авторов, директор Центра молодежных исследований ВШЭ (Санкт-Петербургский кампусЕлена Омельченко.

— Елена Леонидовна, прежде всего, поздравляем вас с получением приза Александра Ноува. Книга российских авторов получает эту награду впервые?

— Премия Александра Ноува вручается с 1995 года, и действительно, российские исследователи впервые попали в число номинантов. Но авторами книги являются не только российские специалисты, я и старший научный сотрудник Центра молодежных исследований ВШЭ Альбина Гарифзянова, но и британский исследователь, с которым мы сотрудничаем уже многие годы, профессор Уорвикского университета Хилари Пилкингтон. На мой взгляд, книга не случайно была отмечена призом, так как она является результатом уникального многолетнего исследования, в рамках которого методом включенного наблюдения изучалась отдельно взятая компания скинхедов в одном из северных российских городов. Начиная с 2003 года, мы трижды возвращались к одной и той же компании, проживали вместе с ее членами, постоянно общались, наблюдали за их повседневной жизнью. В книге описываются особые характеристики российских скинхедов, отличия от западного скин-сообщества. Кроме того сквозь материалы раскрывается техника и методология подобного типа анализа, в книге прослеживаются все этапы исследования, а также описываются сложности, риски, этические моменты подобной работы. Поэтому книга будет полезна не только тем, кто изучает субкультуры или националистические, ксенофобные настроения, но и студентам, исследователям, интересующимся методологией качественной социологии.

— Средства масс-медиа создали определенный образ скинхеда — агрессивный, националистически настроенный, бритоголовый молодой человек спортивного телосложения, в обязательном порядке в тяжелых ботинках — насколько этот образ соответствует реальности?

— Единого скинхедства как гомогенного сообщества не существует, поэтому сложно говорить и о каком-то одном типаже. Современная скинхедкультура состоит из нескольких направлений. Смысл скинхедства с точки зрения возникновения этой субкультуры в 1960-е годы на окраинах Лондона и других крупных промышленных городов Англии — это отстаивание патриархального образа жизни, специфической, локальной идентичности молодежи из рабочих районов. Молодые люди из рабочего класса достаточно агрессивно демонстрировали свою патриархальность, «рабочесть» и «районность». Идеология первых скинхедов не была националистической, так как среди участников этих групп были представители различных наций, в том числе, например, выходцы с Карибских островов. Но с самого начала эти группы имели определенный стиль организации и солидарности, это всегда было специфическое мужское братство.

Национал-патриотические настроения и идеология были привнесены в эту среду националистически ориентированными политическими партиями Великобритании и были восприняты частью скинхед-сцены лишь к концу 1980-х годов. Тогда появились наци-скины, в этой группе укоренились расистские идеи, связанные с чистотой крови, с заботой о потомстве, появились культовые тексты.

Сегодня можно говорить о пяти основных направлениях скинхедства: «треды», «наци», «шарпы», «скины-анархисты», «раши». Эти группы отличаются идеологическими и мировоззренческими установками, например, анархисты полностью отрицают националистические идеи, они являются частью антифашистского движения. У них зеленые шнурки, в отличие от белых или черных, которые носят «реальные» скины, шнурки всегда были очень значимыми в скинсообществе, белый шнурок говорит о том, что человек активно участвует в агрессивных акциях. «Раши» — это леворадикальное крыло, достаточно агрессивное, воспринявшее многие троцкистские, левацкие идеи.

— Можно ли говорить о специфике субкультуры скинхедов в России? Кто сегодня становится скинхедами? Чем привлекательна для молодежи эта субкультура?

— Повторюсь, не существует единого движения скинхедов ни в международном, ни в российском масштабе. В России можно говорить об особой группе — «боны-скины», это некая диффузная группа, участники которой восприняли исключительно внешний имидж скинхедов, растиражированный медиа, и восприняли политику агрессивного противодействия представителям любых других национальных групп, они считают себя этакими «санитарами» города.

Наше исследование было связано с изучением наци-скинов, пропагандирующих идею чистоты русской расы. Это довольно противоречивое положение, так как, с точки зрения культового для скин-идеологии «Майн кампфа», славяне не достойны членства в высшей касте человечества. Это одно из основных противоречий, вокруг которого идут сложные теоретические споры и дискуссии в российском скин-сообществе, создаются собственные культовые тексты, где развиваются идеи превосходства славянской расы. Особенность российских наци-скинов заключается в том, что они отстаивают свою приверженность идее государственности, борьбы за могущество России и позиционируют себя как патриоты России, считают, что их ксенофобные настроения характерны для всего российского общества, просто остальные не находят в себе смелости открыто признавать это. «Наци» активно критикуют политическую систему, миграционную политику государства, считая ее недостаточно жесткой, и допускают для себя возможность открытых агрессивных действий в отношении иноверцев и инородцев. Хотя с принятием закона «Об экстремизме» открытых публичных действий стало меньше, численность наци-скинхедства в России снижается, но происходит другая вещь, на мой взгляд, более серьезная и опасная — националистические идеи все больше распространяются среди других молодежных групп. И несмотря на то, что сама скин-субкультура стала более узкой, ее идеи, практики становятся более широкими. Во многом, на мой взгляд, это подпитывается государственной политикой, которая инициирует патриотические настроения в молодежной среде, культивирует имперские амбиции в общественном сознании.

— Как вам удалось завоевать доверие ребят, насколько охотно они шли на контакт? Какие возникали сложности во время проведения исследования?

— У нас был проводник в одну конкретную компанию, им стал молодой человек, участвовавший несколько лет назад в качестве респондента в одном из проектов центра «Регион», посвященного изучению наркотических практик. В подобных исследованиях очень важно завоевать доверие респондентов, гарантировать им анонимность и конфиденциальность, демонстрировать четкую исследовательскую позицию, безоценочную по отношению к той жизни, которую ведут участники компании группы, что не всегда просто, но это позволяет включиться в их повседневную жизнь. Благодаря подобной «включенности» можно понять психологические механизмы, которые связывают ребят, а также проследить, какие факторы способствуют выбору той или иной субкультуры, в данном случае — с такой жесткой ксенофобной и националистически окрашенной идеологией.

— Какие еще проекты реализуют в рамках деятельности Центра молодежных исследований ВШЭ?

— В этом году при поддержке Центра фундаментальных исследований ВШЭ был запущен проект по новым молодежным солидарностям. Мы изучаем разные типы молодежных практик, возникающих в последние годы в Питере — от радикальных и экстремистских до конструктивно-легитимных форм протеста. Например, мы изучаем национал-ангажированное спортивное движение «Русский бег», участники которого спорт и здоровый образ жизни несут как знамя своей «русскости»; или специфическую практику «бойцовских клубов», где речь идет о «естественном» бое не в спортивных залах. Проводится кейс, посвященный клерикализации современной молодежи, объектом исследования здесь выступает и православная, и исламская молодежь. В феврале мы начали проект «Молодежь и выборы», это исследование ориентировано на попытку внутреннего описания того, что происходит на самом деле на избирательных участках и после выборов. Мы пробуем изнутри понять мотивации и настроения молодых людей, активно участвовавших в выборах и в протестных акциях, последовавших за ними. В прошлом году мы начали интересное исследование, посвященное движению «Наши», оно также реализуется через включенное наблюдение. Практически все исследования, которые ведет Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ по изучению молодежных субкультур, разворачиваются в качественной парадигме, что подразумевает использование определенного методологического инструментария — глубинные нарративные и биографические интервью, включенное наблюдение, этнографию.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка оценила вклад Coca-Cola в развитие России

Coca-Cola инвестировала в экономику России свыше $6 миллиардов. Такие данные приводятся в новом исследовании Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ.

Молодежь (не) любит ЗОЖ. Как молодые люди относятся к своему самочувствию

Студенты больших городов не слишком заботятся о здоровье и мало применяют знания по теме на практике. Таковы данные опроса, проведенного в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Перми.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Постсоветское притяжение. Интеграционные настроения молодежи ближнего зарубежья

Интерес молодого населения постсоветских стран к России снижается, а российская молодежь все чаще не хочет ни с кем интегрироваться, получать образование или работать за рубежом. Настроения 18-24-летних жителей РФ, Армении, Молдовы, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Беларуси исследовали на данных Интеграционного барометра ЕАБР за 2012-2017 годы.

Почему столь устойчивы ошибочные представления об удаче и таланте

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Успех и удача. Фактор везения и миф меритократии» Роберта Фрэнка — одного из наиболее известных современных специалистов по поведенческой экономике. IQ.HSE публикует фрагмент из книги про роль удачи в успехе и «депрессивный реализм».

Евро как «легкомысленный эксперимент»

В Издательском доме ВШЭ вышла книга немецкого экономического социолога Вольфганга Штрика «Купленное время. Отсроченный кризис демократического капитализма». IQ.HSE публикует фрагмент из книги, в котором обсуждается введения евро и его последствия.

Что делает подростка счастливым

Анкетирование подростков от 14 до 19 лет показало, что определяющими факторами счастья для них остаются полноценная семья и забота близких. К таким выводам пришли исследователи ВШЭ в статье «Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками».

Вышла первая книга о профессоре Теодоре Шанине «Несогласный Теодор»

Это личная история о борьбе, победах, поражениях, рассказанная от первого лица и записанная профессором ВШЭ Александром Архангельским. Издание подготовлено к публикации магистрами программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» НИУ ВШЭ.

Александр Архангельский стал одним из победителей «Большой книги»

Жюри национальной литературной премии «Большая книга» присудило второе место роману профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна Александра Архангельского «Бюро проверки». Церемония награждения победителей премии прошла 4 декабря.

Нейролирика

В книжной серии журнала «Контекст» вышла первая книга стихов, созданных нейронной сетью. Сборник «Нейролирика» объединил тексты, написанные в стиле поэтов разных эпох, от античности в русском переводе до Серебряного века и современности. Автор эксперимента, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Борис Орехов, рассказал IQ.HSE, зачем нужна компьютерная поэзия, и как это работает.