Пандемия спровоцировала рост стрессовых расстройств среди врачей
Психологи из НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Екатеринбурга провели исследование о влиянии пандемии на психологическое здоровье российских врачей: оказалось, что медицинские работники чаще стали страдать от стресса, тревоги и депрессии. Результаты работы опубликованы в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health.
Во время пандемии COVID-19 значительно возросло количество психических расстройств: люди больше стали страдать от депрессии, тревоги, стресса, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Наиболее уязвимыми с этой точки зрения оказались врачи. Они больше рискуют заразиться коронавирусом, поскольку много контактируют с пациентами, больше работают сверхурочно и в силу профессии чаще сталкиваются с человеческими страданиями. За последние два года в разных странах (в США, Италии, Великобритании, Китае, Индии и др.) ученые провели ряд исследований, чтобы выяснить, повлияла ли пандемия на психологическое здоровье врачей. Оказалось, что, например, в Великобритании у 58% медицинских работников отмечается ПТСР, тревога или депрессия, а в США и Австралии от этих расстройств страдают от трети до половины сотрудников медицинской сферы.
Чтобы оценить ситуацию в России, команда исследователей из НИУ ВШЭ, Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН и Уральского федерального университета запустили пилотный проект среди стоматологов. Выбор пал на врачей именно этой специальности, поскольку стоматологи, как никто другой, рискуют заразиться коронавирусом в процессе лечения: врач напрямую контактирует со слюной пациента, а кроме того, в процессе стоматологических процедур в воздух попадают взвешенные жидкие частицы (аэрозоли), которые переносят вирусы и бактерии.
В исследовании приняли участие 128 врачей и сотрудников стоматологий из Екатеринбурга. Участники должны были заполнить несколько анкет, в которых их просили оценить, как часто в течение последних нескольких недель они испытывали те или иные тревожные состояния, например страдали от бессонницы, плохих воспоминаний, испытывали подавленность, беспокойство и т.д. Для оценки уровня стресса использовалась шкала депрессии, тревоги и стресса (DASS-21), на сегодняшний день один из самых распространенных инструментов диагностики психологического дистресса. Для оценки симптомов ПТСР использовалось две шкалы: шкала оценки влияния травматического события (IES-R) и шкала симптомов ПТСР. Они дополняют друг друга и позволяют получить более полную картину психологического состояния человека.
Алена Золотарева
«Конечно, мы не можем поставить диагноз, опираясь исключительно на шкалу самооценки. Однако ответы участников позволяют получить достаточно достоверную картину состояния здоровья медицинских сотрудников и оценить степень психологического дистресса», — говорит автор исследования Алена Золотарева, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.
Результаты опроса российских врачей оказались сопоставимыми с результатами аналогичных исследований в других странах. Так, почти 22% сотрудников стоматологических клиник испытывают умеренные или ярко выраженные симптомы психологического дистресса. По шкале DASS-21 у 20% опрошенных отмечаются симптомы депрессии, 24% респондентов испытывают тревогу и стресс. Симптомы посттравматического стрессового расстройства разной степени тяжести испытывают 29,7% опрошенных по шкале симптомов ПТСР и 7,1% — по шкале IES-R. У персонала, напрямую контактирующего с пациентами, отмечались более сильные симптомы ПТСР, чем у тех, кто не встречается с пациентами лично (например, зубные техники). Это можно объяснить тем, что первых мучает постоянный страх заразиться при прямом контакте.
Однако у результатов российского исследования есть и свои особенности. Например, оказалось, что самый высокий уровень депрессии, тревоги и стресса, а также ПТСР отмечается у респондентов в возрасте от 51 до 64 лет. При этом в других странах (например, в Индии и Италии) степень психологического дистресса обратно пропорциональна возрасту. Возможно, это объясняется тем, что в России это наиболее уязвимая возрастная группа с точки зрения финансового благополучия. При этом люди более старшего возраста в опросе не участвовали из-за ограничений в работе в период пандемии.
«Благодаря пилотному исследованию нам удалось показать, что медицинские работники — достаточно уязвимая группа людей и они часто страдают от психологического дистресса. И хотя выборка участников была небольшой — мы опрашивали только стоматологов из Екатеринбурга, — полученные данные сопоставимы с результатами аналогичных зарубежных исследований, — комментирует Алена Золотарева. — Для нас это значит, что нужно продолжать работу над проектом и провести более полномасштабное исследование с участием большего количества врачей из разных регионов. В дальнейшем это позволит разработать эффективные инструменты психологической поддержки врачей».
Авторы статьи отмечают, что уже сейчас в борьбе со стрессом помогают традиционные психологические практики, например техники релаксации, ведение дневника тревожных мыслей и переживаний, обращение за помощью к друзьям и близким. Кроме того, с течением пандемии уровень стресса постепенно снижается: люди получают больше информации о вирусе, появляются эффективные вакцины. А относительно недавнее исследование ученых из США и Китая показало, что, несмотря на более высокий уровень стресса, показатели счастья у медицинских работников тоже выше и после снижения стресса неизменно остаются высокими. Так что сама профессия, возможно, таит в себе мощный ресурс для преодоления психологического неблагополучия.
Вам также может быть интересно:
Женатые мужчины реже страдают от выгорания
Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».
Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ
15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля
Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.
Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»
Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».
Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество
Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.
Ученые проследили взаимосвязь между погодой и тональностью постов пользователей Одноклассников
Исследователи Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ с помощью машинного обучения проанализировали 2,7 миллионов публичных постов в социальной сети Одноклассники. Выяснилось, что больше всего позитивных сообщений пользователи публикуют в теплую погоду и при слабом ветре. Результаты исследования опубликованы в журнале PeerJ Comput Science.
Психологи из Вышки описали «синдром утенка» среди пользователей цифровых интерфейсов
Исследователи Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ Надежда Глебко и Елена Горбунова изучили особенности «синдрома утенка» — предпочтение пользователями старой версии интерфейса новой. Ученые сравнили его с другими когнитивными искажениями: эффектом знакомства с объектом, эффектом владения и отклонением в сторону статус-кво. Результаты исследования опубликованы в журнале «Психологические исследования: электронный научный журнал».
«Мы хотели дать возможность межкампусным коллективам развивать научные исследования»
Подведены итоги Конкурса проектов на выполнение фундаментальных научных исследований распределенными межкампусными научными подразделениями НИУ ВШЭ, который проводился в университете впервые. Поддержано 10 научно-исследовательских групп по пяти научным тематикам. Четыре проекта-победителя будут выполняться новыми научными подразделениями, созданными в результате конкурса.
«За последние 20 лет вычислительное моделирование стало важной частью когнитивной науки»
В рамках проекта «Цифровые профессора» Вышка приглашает международных преподавателей для работы со студентами в дистанционном режиме. Одним из участников программы стал научный сотрудник департамента экспериментальной психологии Университета Гента (Бельгия) Иван Иванчей. В Высшей школе экономики он провел курс по выбору «Введение в компьютерное моделирование когнитивных процессов».
«Удалось собрать на одной площадке специалистов по ИИ, чистой математике и нейробиологии»
В начале сентября на факультете компьютерных наук Вышки прошла международная конференция Computer Methods of Cognitome Analysis. Событие, посвященное методам анализа когнитома, было организовано Международной лабораторией алгебраической топологии и ее приложений ФКН ВШЭ.