• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идентификация спорна

В рамках 16-го Симпозиума "Пути России", который состоялся 23—24 января в Московской высшей школе социальных и экономических наук, прошла секция "Российская идентичность: как ее изучать и как ее изучают".

Если попытаться сформулировать проблематику секции, то она была посвящена кризису идентичности в российском обществе после распада общества советского. Раньше мы все были советскими людьми, но кто мы теперь? Кто и как формирует новую российскую идентичность?

Открывая работу секции, Галина Зверева (РГГУ) рассказала о том, как в 2007 году власти при горячем участии "Единой России" принялись за формирование общероссийской идентичности (цивилизационной, политической, гражданской). Опорой здесь служили ключевые слова: сильная Россия, великая Россия, российская цивилизация, российская история, российские традиции, российское государство, российская нация, национальные ценности. Но на практике действия власти сводились и сводятся скорее не к поиску национальной идеи, а к созданию информационного продукта, адресованного обществу и способного обеспечить функционирование государственной власти в тех рамках, которые для нее являются оптимальными. Причем в представлении партийных идеологов реальность формируется словами говорящего. Стоит В. Путину публично сказать "российская нация объединилась", как это тут же стало реальностью.

Между тем в программных документах "Единой России" с понятием идентичности существует немалая путаница. Используются термины: российская идентичность и российские идентичности, русская нация и российская нация. О сплочении российского народа говорится то в прошедшем, то в будущем времени.

Борис Дубин (Левада-центр) отметил важность символизма (флаг, гимн и пр.) в формировании нашей идентичности. Проблемы идентичности встают в России особенно остро в периоды раздробленности общества. В эти же периоды особую значимость приобретают символы, которые отделяют нас от того, что лежит вне российской идентичности.

Одним из парадоксов российской идентичности Б. Дубин считает то, что, с одной стороны, мы всегда идентифицируем себя с "первым лицом" (с человеком из центра). Но, с другой стороны, российское — это вовсе не московское, не центральное, российская идентичность не возможна без представления человека из глубинки.

Символы, конечно, во многом формируются государством. Может ли быть эффективно сформирована государством национальная идея и вытекающая из нее идентичность — вопрос открытый. Но в любом случае, помимо государства, весомая роль в формировании национальной идентичности принадлежит искусству. Или принадлежала тогда, когда искусство и культура были национальными.

Переходя к разговору о русском искусстве и его роли в формировании нашей идентичности, Илья Кукулин и Мария Майофис (Новое литературное обозрение) обратили внимание на использование "советского" в современной русской культуре.

До самого последнего времени в искусстве наблюдалось либо ироническое отношение к советским символам, либо полное отождествление с ними. Случайное совпадение или тенденция, но в 2008 году одна из главных литературных премий страны и главная премия в области современного искусства были присуждены за работы, откровенно ностальгирующие по "советскому". Литературную премию "Русский Букер 2008" получил Михаил Елизаров за роман "Библиотекарь", где главный герой узнает, что несколько книг забытого советского писателя Громова обладают магическими свойствами, и различные группы читателей ведут за них ожесточенную борьбу. А премия Кандинского в области современного искусства досталась Алексею Беляеву-Гинтовту за работы "Братья и сестры" изображающую людей, слушающих речь Сталина 3 июля 1941 года, и за полотно из серии "Родина-дочь", на котором предстает фрагмент мухинской статуи.

Но есть сферы жизни, где идентичность формируется без участия государства. Прежде всего, это сеть Интернет. Владимир Римский (Фонд ИНДЕМ) считает, что идентичность формируется в коммуникации. Это не всегда происходит осознанно, но в процессе коммуникации может измениться и представление личности о себе, и сама личность. Специфика Интернета в том, что здесь можно вести социальную деятельность без разглашения своих социальных характеристик. Иногда для признания тебя членом какого-либо сообщества достаточно только имени, причем, выдуманного. Иногда этого не достаточно.

И в этом смысле существует принципиальное противопоставление Интернета и власти. Государство формирует коллективную идентичность, складывая ее из социальных характеристик. Интернет же не может иметь таковые.

Во время заключительной дискуссии председателей секции Б. Дубина и Л. Гудкова попросили прокомментировать проект "Имя Россия. Исторический выбор 2008", который, безусловно, имеет самое прямое отношение к формированию идентичности.

На провокационный вопрос о том, не подделка ли все это шоу, ведущие секции ответили уклончиво. Они напомнили, что все опросы общественного мнения — непаханое поле для манипулирования, здесь не обязательно прибегать к подтасовке результатов.

Результаты всероссийского (телефонного, смс, интернет) голосования "Имя Россия. Исторический выбор 2008" (по версии РТР):

  • Александр Невский
  • Петр Столыпин
  • Иосиф Сталин
  • Александр Пушкин
  • Петр I
  • Владимир Ленин
  • Федор Достоевский
  • Александр Суворов
  • Дмитрий Менделеев
  • Иван IV Грозный
  • Екатерина II
  • Александр II

Как ни странно, опросы "Левады-центра" опровергают результаты голосования "Имя Россия". По данным "Левады-центра", в списке "Имен России" устойчиво лидируют Петр I и Александр Пушкин. После того, как РТР во время проекта "раскрутил" Александра Невского, в опросах "Левады-центра" он попал на третье место. А Петр Столыпин никогда не входил, по опросам того же "Левады-центра", даже в первую десятку. Если же говорить об общих тенденциях, то Б. Дубин и Л. Гудков отметили понижение рейтингов символов советских (хотя позиции Иосифа Сталина по-прежнему очень высоки) и подъем имперских символов. Кроме этого, по сравнению с другими странами, отметили председатели секции, "у нас всегда был гипертрофированный набор кровососов" в подобных списках.

Но неизменно по всем социологическим опросам больше всего в России доверяют президенту, церкви и армии.

Репортаж с открытия Симпозиума "Пути России"

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Программа секции:

  • Зверева Г. Как "нас" теперь называть? Формулы коллективной самоидентификации в современной России
  • Берелович А. Ответственность советолога: наука и политика
  • Дубин Б. Векторы и уровни коллективной идентификации в сегодняшней России
  • Кукулин И., Майофис М. К типологии переосмысления "советского" в современной русской культуре
  • Римский В. Воздействие сети Интернет на формирование и развитие идентичностей
  • Пушкарева Т. Историческая память: современные трансформации (на материале сравнительного изучения исторического сознания российских и немецких школьников)

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.

Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту

Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

Новый онлайн-курс Высшей школы экономики появился на национальной платформе «Открытое образование». Чем интересно изучение современного общества, почему теория в социальных науках имеет первостепенное значение для исследовательской практики, как социологическая теория делает общество «вменяемым», рассказала Светлана Баньковская, автор курса, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ.