• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идентификация спорна

В рамках 16-го Симпозиума "Пути России", который состоялся 23—24 января в Московской высшей школе социальных и экономических наук, прошла секция "Российская идентичность: как ее изучать и как ее изучают".

Если попытаться сформулировать проблематику секции, то она была посвящена кризису идентичности в российском обществе после распада общества советского. Раньше мы все были советскими людьми, но кто мы теперь? Кто и как формирует новую российскую идентичность?

Открывая работу секции, Галина Зверева (РГГУ) рассказала о том, как в 2007 году власти при горячем участии "Единой России" принялись за формирование общероссийской идентичности (цивилизационной, политической, гражданской). Опорой здесь служили ключевые слова: сильная Россия, великая Россия, российская цивилизация, российская история, российские традиции, российское государство, российская нация, национальные ценности. Но на практике действия власти сводились и сводятся скорее не к поиску национальной идеи, а к созданию информационного продукта, адресованного обществу и способного обеспечить функционирование государственной власти в тех рамках, которые для нее являются оптимальными. Причем в представлении партийных идеологов реальность формируется словами говорящего. Стоит В. Путину публично сказать "российская нация объединилась", как это тут же стало реальностью.

Между тем в программных документах "Единой России" с понятием идентичности существует немалая путаница. Используются термины: российская идентичность и российские идентичности, русская нация и российская нация. О сплочении российского народа говорится то в прошедшем, то в будущем времени.

Борис Дубин (Левада-центр) отметил важность символизма (флаг, гимн и пр.) в формировании нашей идентичности. Проблемы идентичности встают в России особенно остро в периоды раздробленности общества. В эти же периоды особую значимость приобретают символы, которые отделяют нас от того, что лежит вне российской идентичности.

Одним из парадоксов российской идентичности Б. Дубин считает то, что, с одной стороны, мы всегда идентифицируем себя с "первым лицом" (с человеком из центра). Но, с другой стороны, российское — это вовсе не московское, не центральное, российская идентичность не возможна без представления человека из глубинки.

Символы, конечно, во многом формируются государством. Может ли быть эффективно сформирована государством национальная идея и вытекающая из нее идентичность — вопрос открытый. Но в любом случае, помимо государства, весомая роль в формировании национальной идентичности принадлежит искусству. Или принадлежала тогда, когда искусство и культура были национальными.

Переходя к разговору о русском искусстве и его роли в формировании нашей идентичности, Илья Кукулин и Мария Майофис (Новое литературное обозрение) обратили внимание на использование "советского" в современной русской культуре.

До самого последнего времени в искусстве наблюдалось либо ироническое отношение к советским символам, либо полное отождествление с ними. Случайное совпадение или тенденция, но в 2008 году одна из главных литературных премий страны и главная премия в области современного искусства были присуждены за работы, откровенно ностальгирующие по "советскому". Литературную премию "Русский Букер 2008" получил Михаил Елизаров за роман "Библиотекарь", где главный герой узнает, что несколько книг забытого советского писателя Громова обладают магическими свойствами, и различные группы читателей ведут за них ожесточенную борьбу. А премия Кандинского в области современного искусства досталась Алексею Беляеву-Гинтовту за работы "Братья и сестры" изображающую людей, слушающих речь Сталина 3 июля 1941 года, и за полотно из серии "Родина-дочь", на котором предстает фрагмент мухинской статуи.

Но есть сферы жизни, где идентичность формируется без участия государства. Прежде всего, это сеть Интернет. Владимир Римский (Фонд ИНДЕМ) считает, что идентичность формируется в коммуникации. Это не всегда происходит осознанно, но в процессе коммуникации может измениться и представление личности о себе, и сама личность. Специфика Интернета в том, что здесь можно вести социальную деятельность без разглашения своих социальных характеристик. Иногда для признания тебя членом какого-либо сообщества достаточно только имени, причем, выдуманного. Иногда этого не достаточно.

И в этом смысле существует принципиальное противопоставление Интернета и власти. Государство формирует коллективную идентичность, складывая ее из социальных характеристик. Интернет же не может иметь таковые.

Во время заключительной дискуссии председателей секции Б. Дубина и Л. Гудкова попросили прокомментировать проект "Имя Россия. Исторический выбор 2008", который, безусловно, имеет самое прямое отношение к формированию идентичности.

На провокационный вопрос о том, не подделка ли все это шоу, ведущие секции ответили уклончиво. Они напомнили, что все опросы общественного мнения — непаханое поле для манипулирования, здесь не обязательно прибегать к подтасовке результатов.

Результаты всероссийского (телефонного, смс, интернет) голосования "Имя Россия. Исторический выбор 2008" (по версии РТР):

  • Александр Невский
  • Петр Столыпин
  • Иосиф Сталин
  • Александр Пушкин
  • Петр I
  • Владимир Ленин
  • Федор Достоевский
  • Александр Суворов
  • Дмитрий Менделеев
  • Иван IV Грозный
  • Екатерина II
  • Александр II

Как ни странно, опросы "Левады-центра" опровергают результаты голосования "Имя Россия". По данным "Левады-центра", в списке "Имен России" устойчиво лидируют Петр I и Александр Пушкин. После того, как РТР во время проекта "раскрутил" Александра Невского, в опросах "Левады-центра" он попал на третье место. А Петр Столыпин никогда не входил, по опросам того же "Левады-центра", даже в первую десятку. Если же говорить об общих тенденциях, то Б. Дубин и Л. Гудков отметили понижение рейтингов символов советских (хотя позиции Иосифа Сталина по-прежнему очень высоки) и подъем имперских символов. Кроме этого, по сравнению с другими странами, отметили председатели секции, "у нас всегда был гипертрофированный набор кровососов" в подобных списках.

Но неизменно по всем социологическим опросам больше всего в России доверяют президенту, церкви и армии.

Репортаж с открытия Симпозиума "Пути России"

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Программа секции:

  • Зверева Г. Как "нас" теперь называть? Формулы коллективной самоидентификации в современной России
  • Берелович А. Ответственность советолога: наука и политика
  • Дубин Б. Векторы и уровни коллективной идентификации в сегодняшней России
  • Кукулин И., Майофис М. К типологии переосмысления "советского" в современной русской культуре
  • Римский В. Воздействие сети Интернет на формирование и развитие идентичностей
  • Пушкарева Т. Историческая память: современные трансформации (на материале сравнительного изучения исторического сознания российских и немецких школьников)

Вам также может быть интересно:

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

Тест: что вы знаете о российских фамилиях

Изучение фамилий дает более глубокое понимание процессов рождаемости, миграции и этнического самоопределения. Научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Валерий Юмагузин на данных телефонных справочников населенных пунктов за 2019 год выяснил, как меняется набор фамилий и о чем он говорит. IQ.HSE подготовил тест по мотивам исследования.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на факультет социальных наук

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

Жить одиноко

Около четверти россиян старшего поколения живет в одиночестве. От чего зависит и насколько высок уровень их благополучия, изучили на данных RLMS-HSE за почти четверть века. 

Миллениалы

«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат. О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.

Еда на выброс

Рациональное поведение — не единственное, что сдерживает россиян от выбрасывания купленных продуктов питания. Отношение к утилизации еды сформировали социокультурные установки, в том числе гастрономическая травма, пережитая во времена голода и дефицита. Национальные особенности, транслируемые через поколения, изучили исследователи ВШЭ.

Неравенство возможностей

Большинство россиян уверены, что для достижения их жизненных целей лучше подходят столичные мегаполисы. При этом почти 50% жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают, что достигли меньше желаемого, а свыше половины горожан в провинции уверены, что добились всего или многого. Светлана Мареева выяснила, почему провинциалы чувствуют себя успешнее, чем жители столиц.

Карьеристы и патриоты

Что узнали социологи ВШЭ, работая «под прикрытием» в радикальных молодежных движениях.

Рабочие в прошлом

Люди рабочих специальностей после распада СССР оказались невидимой группой общества. Их идентичность сегодня строится во многом на памяти о советском прошлом, у них растет чувство социального неравенства. К таким выводам пришли ученые ВШЭ в ходе полевого исследования, проведенного в бывшем соцгороде Уралмаш, расположенном на территории Екатеринбурга.

Иллюзорный идеал старения

В современном мире становится модной концепция успешного старения. Она предполагает, что человек в зрелом возрасте как можно дольше сохраняет активность, здоровье и привлекательный внешний вид. Особые требования в этом плане социум предъявляет к женщинам. Перешагнув 50-летний рубеж, они нередко оказываются в поисках своей новой идентичности. Это демонстрируют результаты анализа, основанного на данных качественных интервью с москвичками среднего возраста.