• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучение средневековых проповедей

В Брешии (Италия) прошел 18-й семинар Международного общества изучения средневековых проповедей, в котором выступили с докладами и сотрудники  Высшей школы экономики.

Международное общество изучения средневековых проповедей (МОИСП) было основано в 1988 году группой ученых из разных стран. В этом году в городе Брешия (Италия) прошел 18-й научный семинар МОИСП, посвященный проблемам использования правовых аргументов в проповедях и, в более широком смысле, — проблемам взаимодействия права и религии в интеллектуальном пространстве Европы VI-XV веков.

В форуме приняли участие ученые из Италии, Франции, Польши, Израиля, Великобритании, Венгрии, Бразилии и России. Высшую школу экономики на семинаре представляли доцент кафедры практической философии Александр Марей и сотрудник факультета истории Елена Марей.

Семинар открылся 20 июля в Католическом университете Брешии выступлениями его ректора Л. Моргано, научного координатора семинара, профессора университета Турина Лауры Гаффури и президента МОИСП профессора Франко Моренцони.

Первый доклад на семинаре, озаглавленный «Послание к Римлянам, 2.14: от Оригена к Августину», был сделан профессором Католического университета Милана Марко Рицци. Автор сосредоточился на различных интерпретациях этого фрагмента Послания апостола Павла к римлянам в текстах латинской патристической традиции. Христианские богословы по-разному трактовали соотношение нравственных и правовых норм, которыми руководствовались язычники, иудеи и христиане. Однако наиболее авторитетной и получившей наибольшее распространение в последующие эпохи стала позиция Аврелия Августина, считавшего, что, хотя христианские нормы и являются совершенством, все же, тех, кто жил до пришествия Христа, следует судить по нормам их времени. Доклад Роберто Альчиати (Университет Турина, Италия) «Правила монастырской жизни в "Проповедях" Цезария Арльского» был посвящен организации монастырей в Галлии V-VI веках. Отдельно докладчик остановился на важности епископа в жизни монашеской общины. По мнению Р. Альчиати, необходимо отказаться от восприятия монашества как некоей resinse и начать его изучения как органической части христианского сообщества.

Доклад Елены Марей (НИУ ВШЭ) «Lex autem iuris est species: идеал закона в произведениях Исидора Севильского» касался правовых представлений одного из основоположников средневековой культуры — знаменитого энциклопедиста Исидора Севильского. В своих «Сентенциях», ставших впоследствии основой для многих средневековых проповедей, епископ Севильи призывал правителя издавать такие законы, которые служили бы на благо всему обществу, а не отдельным лицам, а также самому повиноваться изданным постановлениям.

Наоми Беннет (Кэмбридж, Великобритания) в своем докладе «Христос как законодатель и судья в англо-саксонских проповедях» отметила соединение в образе Христа в исследуемую эпоху функций политического правителя, законодателя и судьи. Проецируя этот идеальный образ на политическую действительность англо-саксонских королевств, образованные прелаты (прежде всего, архиепископ Вульфстан), выстраивали идеологию королевской власти. Следующий доклад Розы Марии Парринелло (Университет Турина, Италия) «Проповедь и Kaiserkritik в Византии» был посвящен эпохе и творчеству византийского императора Льва VI Мудрого. Он прославился прежде всего как законодатель (при нем были приняты «Василики»), однако кроме этого был автором 44 проповедей, в которых затрагивались вопросы императорской власти, статуса закона и прочего.

Завершился первый день форума докладом Рафаэля Савиньи (Университет Болоньи, Италия) «Епископские рraedicatio, admonitio и correctio в каролингскую эпоху: нормы и модели поведения». Основываясь на анализе многочисленных текстов, докладчик очертил круг полномочий и обязанностей епископа по отношению к пастве, куда входит наставление, обучение, утешение, воспитание и другое.

Заседание второго дня началось с доклада Мишеля Лоуерса (Университет «София Антиполис», Ницца, Франция) «Praedicatio et correctio. Публичные речи и обязанность “исправления”: от монашеского устава до церковного права XI-XIII веков». Докладчик отметил, что обязанность воспитания и исправления, которая ложилась на епископов, получила юридическое обоснование в эпоху григорианской реформы, что значительно усилило авторитет Церкви. Эммануэль Бэн (Университет «София Антиполис», Ницца, Франция) в своем выступлении «Mitto vos: от обязанности проповедовать к праву проповедовать» описал фигуру проповедника XI-XII веков. До XI века проповедовать разрешалось в том числе и мирянам (хотя гораздо чаще эту обязанность все-таки брали на себя клирики), и за свою деятельность проповедник собирал пожертвования с паствы. Начиная с середины XI века право нести слово Божие было закреплено за священниками, которые, памятуя о бедности апостолов, отныне не должны получать от этого никакой прибыли. Последним в утреннем заседании был доклад Кристиана Грассо (Практическая школа высших исследований, Париж, Франция) «Папские проповеди крестового похода в период IV Латеранского собора», в котором докладчик показал, что в своих письмах римские понтифики Иннокентий III и Гонорий III призывали к крестовому походу, опираясь как на теологические, так и на правовые аргументы.

Вечернее заседание, проходившее под председательством Николь Бериу, открылось докладом профессора Андреа Эррера (Университет Катанзаро, Италия) «Инквизиторский процесс между проповедью и правом: фаза inquisitio generalis». В докладе был освещен процесс формирования одного из интереснейших жанров юридической процессуальной литературы позднего Средневековья и раннего Нового времени — учебников для инквизиторов. Автор отметил, что их отличие от аналогичных процессуальных руководств по гражданскому процессу заключалось в том, что их писали не юристы для не юристов.

Вслед за ним Александр Марей (НИУ ВШЭ) рассказал о формировании юридической терминологии в средневековой Кастилии. В своем докладе «Понятие yerro в испанском праве XI-XIII веков: между грехом и преступлением» он показал, что термин yerro в эпоху короля Альфонсо Мудрого использовался как обобщающее слово для обозначения любого проступка и преступления как против светского права, так и против канонического.

Автор следующего доклада, Каролина Гуаль (Государственный университет Кампинас, Бразилия) посвятила свое выступление одной из самых ярких фигур в истории средневековой Церкви — папе Александру III. Докладчица обратила внимание на то, что в своих декретальных посланиях понтифик с одинаковой легкостью прибегал как к текстам канонического и римского права, так и к Священному Писанию и святоотеческой традиции. Барбара Бомби(Университет Кента, Великобритания) посвятила свой доклад анализу работы проповедников в западнославянских землях. Отдельно отмечалось, что ради распространения своей веры монахам разрешалось не только проповедовать, но и устраивать для местных жителей театрализованные костюмированные представления. Последний доклад в этот день, прочитанный профессором Жан-Полем Буайе(Университет Экс-ан-Прованс, Франция), был посвящен фигуре Варфоломея Капуанского, известного юриста, советника королей Сицилии и ученика Фомы Аквинского. Особое внимание в докладе было уделено так называемым «правовым проповедям» Варфоломея Капуанского, то есть текстам, соединявшим в себе проповедь с приговором по тому или иному уголовному делу.

Третий рабочий день конференции был открыт заседанием под председательством профессора Юсси Ханска (Университет Тампере, Финляндия). Первый докладчик, Университет (Университет святого Андрея, Великобритания) в своем выступлении «Закон и проповедь: Sermones quadragesimales de legibus Леонардо Маттеи из Удине» рассказал о творческом наследии доминиканского проповедника XIV века Леонардо Маттеи. В своих проповедях Леонардо обращался к теме соотношения светского права и христианских заповедей. Он обосновывал необходимость и полезность земных законов для жизни общества в целом и настаивал на законопослушности каждого жителя. Фабрицио Конти (Центрально-европейский университет, Будапешт) в своем докладе «Суд совести. Исповедь и “ежедневный закон” у миланских францисканцев XV века» показал, как проповедь о грехе и покаянии может служить идее «суда совести» и исповеди как таинству, посредством которого поведение человека подвергается анализу и суду. Утреннее заседание завершилось мастер-классом под руководством профессора Алексиса Шарансонне (Университет Лиона, Франция). Он предложил участникам проанализировать два документа, относящихся к противостоянию императора Фридриха II и Папы римского Иннокентия IV.

В понедельник 23 июля заседание началось с доклада профессора Николанджело д’Акунто (Католический университет, Брешия) «Юридические аргументы и инструмент публичной речи во время борьбы за инвеституру». Он отметил, что в силу своей значимости борьба за инвеституру так или иначе затрагивала все слои населения, так что в ней участвовали широкие массы горожан. Это привело к тому, что проповедники стали апеллировать скорее к чувствам, нежели к разуму прихожан. Следующим выступил профессор Марк Саперстайн (Колледж имени Лео Бека, Лондон, Великобритания) с докладом «Еврейское право в средневековых еврейских проповедях». Объектом его изучения стали проповеди, записанные в Испании, которые посвящены регламентации быта и поведения иудеев. Линда Джонс (Университет Помпеу Фабра, Барселона, Испания) в своем докладе «Право, порядок и идеология в проповедях Альмохадов» рассказала о возникновении жанра мусульманской проповеди во времена Альмохадов, основанной на теологических и юридических источниках. Филиппо Седда (Университет «Ла Сапиенца», Рим, Италия) в своем докладе «Юрист на кафедре и под кафедрой: кодекс Джованни да Капестрано, написанный им самим» продемонстрировал слушателям неизданную рукопись средневекового проповедника и юриста Джованни да Капестрано. Как отметил докладчик, лексика этого сочинения выдает в его авторе юриста, который готовится выступать с проповедью с епископской кафедры.

Работа была продолжена во второй половине дня. Сильвана Веккио (Университет Феррары, Италия) в своем выступлении «Exempla de legibus. Юридические метафоры Джованни да Сан Джиминьяно» рассказала о заимствованиях и переосмыслении юридических терминов в тексте проповеди доминиканского проповедника XIV века. Следом Беатриче Пашута (Университет Палермо, Италия) представила доклад на тему «“Постановка” судебного заседания: “Процесс Сатаны” между теологией и правом». Исследовательница проанализировала знаменитый трактат Бартоло да Сассоферрато «Процесс Сатаны», в котором дьявол и Дева Мария спорят о том, кому же принадлежит человеческий род, а судьей на этом процессе является Христос. Дьявол, используя слабые аргументы, конечно же, терпит поражение. Трактат примечателен тем, что, будучи чисто теологическим по содержанию, по форме он полностью соответствует процессуальным руководствам по гражданскому процессу. Следующими выступили Мари-Анн Поло де Болье («Группа исторической антропологии средневекового Запада», Париж, Франция) и Жак Берлиоз (директор Центра исторических исследований, Париж, Франция). В своем докладе «Передача правового знания посредством сборников exempla» исследователи выделили три уровня использования правовых терминов и аллюзий в текстах проповеднической литературы: документальный (упоминание юристов или их произведений), риторический (использование юридических терминов и цитаты из юридических источников) и идеологический (использование юридических метафор при описании праведной жизни). Доклад Сони Кабальеро Эскамилья (Университет Гранады, Испания) «Средневековая иконография и Божье правосудие: способы репрезентации» был построен на изобразительном материале. Автор исследовал синкретизм восприятия правовых и богословских реалий в сознании средневекового человека, проиллюстрированный примерами из иконографии Страшного суда в сочетании с фресками, изображающими проповеди и аутодафе. Дебби Нирит Бен-Арье (Университет имени Бен Гуриона, Негев, Израиль) в своем докладе «Проповедь, право и изображение во Флоренции XV века» исследовала иконографию капеллы Сальвиати флорентийской церкви Сан-Марко, где можно видеть фигуру проповедника. Последний докладчик, Пьетро Делькорно (Университет Радбуд, Нидерланды) сделал сообщение на тему «Суд человеческий и Небесный. Судебная процедура во флорентийских священных мистериях», в котором рассмотрел проблему трансляции правового знания через театрализованные представления.

Последний день конференции открылся докладом профессора Марции Луккези (Университет Павии, Италия) «“Satis vulgaria sunt apud praedicatores…”: тема игры у юристов-канонистов и проповедников (XV века)». В качестве объекта исследования она выбрала трактат об игре итальянского канониста Стефано Коста. Исследовательница отметила, что на этот трактат не раз ссылались проповедники, обличающие азартные игры, что говорит о тесной связи канонического права и искусства проповеди. Эдит Мадас (Академия наук Венгрии) в своем докладе «Закон и справедливость в проповедях о святых королях Венгрии» проанализировала три проповеди XIII-XV века, посвященных проблемам закона, справедливости и суда, в которых святой король Ладислав представлен судьей и законодателем. Последней выступила польская исследовательницаСтанислава Кузьмова (Университет Кракова, Польша) с докладом «Мотив свидетельства в средневековых проповедях (на материале проповеди святого Станислава Краковского)». С. Кузьмова показала, что для аргументации своих слов проповедники часто использовали юридические метафоры.

Итоги конференции были подведены на круглом столе, проходившем под председательством профессора Диего Квальони (Университет Тренто, Италия), Джованни Анденна Университет Брешии, Италия) и Луки Ло Скьяво (Университет Терамо, Италия) Следующий симпозиум МОИСП планируется провести в июле 2014 года в Кракове (Польша).

 

Елена Марей, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»

С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.

Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?

100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.

Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями

Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.

Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье

Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Список литературы: советская историческая наука

Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Идеал женщины Третьего рейха

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.

Фронтовые письма XX века

Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000).