• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зеркальные лаборатории: как объединить усилия российских ученых из разных университетов

Зеркальные лаборатории: как объединить усилия российских ученых из разных университетов

Фото: Александр Тиванов

Проректор Высшей школы экономики Мария Юдкевич в колонке для «КоммерсантЪ» рассказала о старте третьего открытого конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» в НИУ ВШЭ. Вышка приглашает к участию коллективы из российских вузов, научных организаций и государственных научных центров, планирующие сотрудничество с научными подразделениями ВШЭ. Заявки принимаются до 20 мая.

«Зеркальные лаборатории» — это научные проекты, которые реализуются в Высшей школе экономики в партнерстве с другими образовательными и научными организациями страны. Идея таких проектов — в объединении двух команд исследователей, имеющих общую задачу, цель и исследовательскую тему. Например, в Высшей школе экономики есть какое-то научное подразделение, занимающееся определенной темой, и где-то еще в стране есть подразделение с аналогичной научной повесткой. Они объединяются, подают заявку на участие в проекте. В случае победы в конкурсе, они становятся «зеркальным проектом» в том смысле, что оба подразделения содержательно являются дополняющей копией друг друга: у них общие идея, цели, задачи и так далее. Поэтому они и называются «зеркальные», они как отражение друг друга. Такие лаборатории сотрудничают и финансируются в течение трех лет.

Вообще, проект «Зеркальные лаборатории» у нас задуман и организуется как часть большого проекта НИУ ВШЭ «Университетское партнерство». Кроме «Зеркальных лабораторий» есть масса других его не менее важных инструментов. Это и стажировки во ВШЭ, и программа привлечения российских постдоков. Но проект «Зеркальные лаборатории» — это наиболее институционализированная история, потому что она подразумевает совместные научные исследования в рамках сотрудничества уже существующих подразделений нашего университета с подразделениями других вузов по результатам конкурса в течение на трех лет.

Конкурс у нас ежегодный, в этом году мы проведем его в третий раз. Заявки будем собирать до 20 мая, а итоги конкурса подведем 8 июля. Вся информация о конкурсе есть на странице проекта «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ. Стараемся широко информировать коллег о конкурсе. Когда мы объявляли конкурс в первый раз, мы еще не знали, что нас ждут длинная история пандемии и ограничения поездок, поэтому все строилось на взаимных посещениях, офлайн-кооперации. Но эти два года существования лабораторий показали, что они прекрасно работают и в дистанционном режиме. И сейчас мы ожидаем заявки, которые будут основаны на факте того, что люди будут много времени работать удаленно.

В прошлом году мы расширили условия конкурса: помимо заявок от команд «Вышки» с другими вузами России мы начали принимать также совместные заявки от ВШЭ и исследовательских институтов. Мы надеемся, что в этом году у нас появятся проекты «Вышки» и, например, тех или иных институтов Российской академии наук, находящихся в разных регионах. Одна из задач «Зеркальных лабораторий» (это, кстати, особенность многих наших проектов, которые мы создаем на конкурсной основе) — создание научной школы и выращивание молодых ученых. Поэтому в «Зеркальных лабораториях» всегда важной частью являются взаимные стажировки студентов, организация летних школ, поездки студентов из московского университета в региональный, из регионального в московский и так далее. И конечно, опыт включенности студентов и аспирантов в работу не только других вузов, но и научных институтов может быть очень полезен и важен будущим исследователям.

© iStock

В первом конкурсе «Зеркальные лаборатории» в 2020 году приняли участие 33 исследовательских проекта. Заявки были подготовлены совместно научными подразделениями НИУ ВШЭ и партнерами из 27 российских университетов. Победителями стали 13 проектов. На конкурс 2021 года были поданы 32 заявки совместно с 25 российскими университетами и научными центрами, десять проектов стали победителями. В прошлом году у нас было больше трех заявок на место. Мы просим присылать на конкурс довольно детальную заявку, поэтому коллеги долго готовятся, обсуждают, прорабатывают детали. Заявка на наш конкурс — это большая работа. И каждый раз перед нами стоит сложный выбор. При этом хорошо видно, что многие коллеги делают работу над ошибками. Бывают случаи, когда к нам приходит заявка, которая нам потенциально интересна, но мы ее не поддерживаем, потому что она недостаточно проработана. А в следующий раз мы получаем то же обращение и видим, что коллеги, несмотря на отсутствие централизованной поддержки, работали в течение целого года и на этот раз сделали более содержательную заявку. В 2020 году на первой волне конкурса мы какие-то заявки отклонили, а в 2021 году на вторую коллеги пришли с доработанной версией, которую мы с удовольствием поддержали.

Нужно отметить, что самые устойчивые проекты возникают тогда, когда коллеги подают заявки на конкурс, уже имея продуктивную историю взаимоотношений, и они таким образом выводят проект на новый уровень.

Во-первых, нам важно, чтобы заявленный проект можно было реально осуществить и чтобы он был интересен обеим вовлеченным сторонам. Во-вторых, нужно, чтобы в рамках этого проекта стороны инвестировали важные компетенции в его реализацию и чему-то друг у друга учились. Это значимая история, потому что можно подумать, что все должны учиться у «Вышки», что наш университет всегда выступает в роли старшего брата. Это совсем не так. По очень многим проектам работа ведется с обеих сторон, готовится двойная экспертиза, они чему-то учатся у нас, а мы учимся у них. В-третьих, желательно, чтобы в рамках работы лаборатории появлялись какие-то результаты интеллектуальной деятельности, причем не только в виде публикаций, но и в базах данных, в патентах, в практических наработках. У нас есть целый ряд проектов, задачи которых, например, сфокусированы на решении конкретных региональных проблем.

Например, Институт демографии имени А. Г. Вишневского НИУ ВШЭ совместно с Научной лабораторией социальных и демографических исследований Башкирского государственного университета изучают влияние демографических изменений на развитие человеческого потенциала в регионах России и разрабатывают рекомендации по оптимизации региональной демографической и социальной политики, направленные на достижение национальных целей развития Российской Федерации.

Или другой пример — Институт экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ и исследователи из Международной лаборатории региональных проблем развития энергетики Иркутского национального исследовательского технического университета разрабатывают модели развития энергетической инфраструктуры удаленных и изолированных территорий России, в которых отсутствует присоединение к централизованным системам электро- и теплоснабжения. Таких территорий в России около 80%.

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ В ИСТОЧНИКЕ

Вам также может быть интересно:

Ученые из Москвы и Владивостока вместе изучают институты и предпочтения в экономическом поведении

До 20 мая продолжается прием заявок от подразделений НИУ ВШЭ на открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» 2022 года. Одна из зеркальных лабораторий, успешно работающих сегодня, была создана по итогам аналогичного конкурса в 2020 году учеными-экономистами из НИУ ВШЭ и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) для изучения институтов и предпочтений в экономическом поведении. Как организовано сотрудничество коллег из Москвы и Владивостока, рассказывает заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин.

Ученые из Москвы и Красноярска вместе изучают развитие самостоятельности у дошкольников

До 20 мая продолжается прием заявок от подразделений НИУ ВШЭ на открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» 2022 года. Одна из зеркальных лабораторий, успешно работающих сегодня, была создана по итогам аналогичного конкурса Центром исследований современного детства НИУ ВШЭ и Лабораторией возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета в 2021 году. Рассказываем, чем она занимается и как организовано сотрудничество московских и красноярских коллег.

В НИУ ВШЭ стартовал третий открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории»

В конкурсе могут принять участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения НИУ ВШЭ, планирующие проведение совместных научных исследований с научными структурными подразделениями российских образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации. Заявки принимаются до 20 мая.

Подведены итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»

С 10 марта по 20 мая 2021 года в НИУ ВШЭ проходил второй открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ». Всего были поданы 32 заявки от 28 научных структурных подразделений Вышки совместно с 25 российскими университетами и научными центрами. Победителями стали 11 проектов.

Ключевое слово: как через лингвистические исследования узнать отношение местных сообществ к мигрантам

Что думают местные жители о приезжих из других стран, как сами мигранты воспринимают свою жизнь на новой родине? В пермской Вышке прошел научный семинар «Миграция в лингвистических исследованиях» из цикла «Цифровые трансформации» и проекта «Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities», который реализуется в рамках программы «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ».

ВШЭ и ДВФУ вместе изучают механизмы устойчивости опухолевых клеток к терапии

Ученые рассчитывают повысить эффективность лечения онкологических заболеваний и создать подходы персонализированной терапии рака для практической медицины. Исследования стали частью проекта «Зеркальные лаборатории», который ВШЭ реализует совместно с другими российскими вузами.

Прием заявок на второй конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» продлится до 20 мая

Стартовал открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» 2021 года. В нем могут принять участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения ВШЭ, планирующие проведение совместных исследований с коллективами из российских вузов, научных организаций и государственных научных центров. Победителей конкурса объявят 09 июля.

Московские и кубанские ученые проведут кросс-региональный анализ ценностей и межкультурных отношений

Одна из зеркальных лабораторий, созданная по итогам завершившегося летом конкурса – совместный проект Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ и Лаборатории социокультурных исследований Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ).

Назад в СССР: «гуманитарный сопромат» изучит историю советских вещей

Понять феномен советского человека через изучение деталей повседневной жизни, постичь через вещную культуру отношения общества и власти – такие задачи ставят участники совместного проекта Вышки и ТюмГУ «Поздне/Пост советское: ценности, практики, акторы».

Вышка и ИРНИТУ займутся моделированием развития энергетической инфраструктуры удаленных и изолированных территорий

Какая часть территории России не имеет централизованного энергоснабжения, сколько там стоит киловатт и какова ценность управленческих решений для региональных энергосистем – эти и многие другие вопросы будут исследованы в рамках совместного проекта Высшей школы экономики и Иркутского национального исследовательского технического университета, который победил в конкурсе «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ».