• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российские ученые установили связь между моралью и перфекционизмом

Российские ученые установили связь между моралью и перфекционизмом

© iStock

Исследователи Высшей школы экономики в Перми изучили, как разные типы перфекционистов представляют себе интеллект, мораль и окружающий их мир. Оказалось, что в основе успеха адаптивных перфекционистов лежит восприятие мира как понятного места с фиксированными правилами, в то время как дезадаптивным мешают достигать благополучия установки на жесткую систему принципов, которым нужно подчиняться. Ранняя коррекция завышенных требований к себе может повысить их шансы на успех в будущем. Результаты исследования опубликованы в журнале Psihologija.

Перфекционисты — люди, которые ждут от себя очень многого и тревожатся, когда не соответствуют собственным ожиданиям. Исследователи выделяют два типа перфекционистов. В то время как адаптивные предъявляют к себе и результатам своей работы адекватные требования и считают результаты своего труда соответствующими предъявляемым стандартам, дезадаптивные часто завышают планку. Как итог — результаты их труда не соответствуют ожиданиям. Ученые однако установили, что не все люди стремятся достичь совершенных результатов. Неперфекционисты не ждут от себя многого и не стремятся к высокому качеству своей работы.  

В основе перфекционизма лежат не особенности поведения или эмоциональные реакции, а когнитивные конструкты. К ним можно отнести представления человека о себе и своих способностях, предъявление к себе требований определенного уровня и ожидание их достижения, а затем соотнесение этих ожиданий и требований с конечными результатами труда. Поскольку было установлено, что неперфекционисты и дезадаптивные перфекционисты менее успешны профессионально, важно было выявить особенности их базовых представлений о разных феноменах, чтобы в будущем понять, как можно повысить их благополучие. 

На то, как люди интерпретируют события и, исходя из этого, меняют свое поведение и деятельность, влияют имплицитные теории. Они в некоторой степени определяют то, как люди ставят цели и на что ориентируются в работе, как формируется их мотивация, профессиональное и личностное благополучие. Ученые решили определить, как различаются между собой имплицитные теории интеллекта, морали и мира адаптивных, дезадаптивных перфекционистов и неперфекционистов. Для этого они провели исследование среди 202 студентов разных факультетов одного из российских университетов.

19,5 лет
составил средний возраст респондентов, соотношение мужчин и женщин среди опрошенных — 40 на 60%.

Опрос оценивал два фактора перфекционизма. Первый фактор — «Стандарты» — включал в себя четыре пункта, касающихся ожиданий от себя (например, «я устанавливаю для себя очень высокие стандарты»). Второй фактор — «Несоответствие» — содержал четыре утверждения о противоречии между ожиданиями и достижениями (например, «стараться изо всех сил никогда не бывает достаточным»).  

Согласно полученным результатам, адаптивные перфекционисты верят, что мир — это структурированное место с фиксированными правилами, в котором они могут развивать свои познавательные навыки, исправлять ошибки и расширять опыт. Ученые предполагают, что именно это лежит в основе их профессионального и личностного благополучия. Дезадаптивные перфекционисты имеют жесткие моральные убеждения, что может быть причиной высокого уровня вины и стыда и снижать уровень их благополучия. Неперфекционисты склонны считать, что у возможностей развития интеллекта есть пределы, мир — хаотичное и непредсказуемое место, а мораль неустойчива и нестабильна. Подобные представления неперфекционистов, как и представления дезадаптивных перфекционистов, мешают повышению их профессионального и личностного благополучия.

Ученые предполагают, что для того, чтобы снизить требования перфекционистов к себе, нужно помочь им смягчить их жесткие моральные суждения. Такие меры могут помочь в дальнейшем снизить негативные эмоциональные переживания дезадаптивных перфекционистов.

Результаты проведенного исследования могут быть полезны психологам-консультантам, школьным учителям и университетским преподавателям. «Если своевременно сформировать у учащихся адекватные стандарты своей работы или скорректировать завышенные требования к себе, в долгосрочной перспективе это может изменить их суждения о действительности и о себе, что может способствовать росту субъективного благополучия», — полагают исследователи.