• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В хроническом стрессе легче прощать

В хроническом стрессе легче прощать

© iStock

Российские исследователи изучили связь между аутентичностью личности (способностью быть самим собой) и умением прощать при разных уровнях стресса. Оказалось, что больше всего склонны к прощению люди, испытывающие хронический стресс, а меньше всего — подверженные повседневному стрессу. Способность прощать помогает развитию аутентичности. Результаты исследования, опубликованные в журнале «Клиническая и специальная психология», могут использоваться в программах личностного роста и коучинге.

Аутентичность — возможность «быть самим собой» — позволяет справиться с разными жизненными испытаниями. Способность прощать — возможность преодолеть чувство обиды на причинившего вред или на трудные жизненные обстоятельства — тоже помогает поддерживать психологическое благополучие. Несмотря на важность этих феноменов для изучения психологии личности, их взаимосвязь практически не исследована. Сама по себе способность к прощению только начинает изучаться в российской психологии личности, а исследования ее связей с другими позитивными феноменами личности практически отсутствуют. 

Софья Нартова-Бочавер

Исследований, в которых бы изучались вместе аутентичность, способность прощать как моральное качество и уровень стресса, нет. Профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер с коллегой Виолеттой Пак заинтересовались, как стресс влияет на аутентичность и способность прощать. Для того чтобы установить связи между этими феноменами, ученые провели опрос 140 молодых мужчин и женщин в возрасте от 16 до 40 лет. 

Респонденты относились к разным группам с точки зрения переживаемого ими стресса. Среди них были условно благополучные (студенты-москвичи из городского университета педагогической направленности), группа повседневного стресса, связанного с напряжением от рутинных обязанностей (студенты одного из международных классических университетов Москвы), и группа хронического стресса, вызванного тяжелой травмой с необратимыми последствиями (пациенты одного из реабилитационных центров, имеющих тяжелые спинальные травмы). В работе использовались стандартизированные опросники. 

Исследование показало, что наивысший уровень аутентичности показывают люди с хроническим стрессом. Условно благополучные респонденты демонстрируют средние результаты, а группа повседневного стресса — самые низкие показатели. Для способности прощать характерны те же тенденции. 

Высокую склонность к прощению среди представителей группы хронического стресса ученые объясняют эффектом посттравматического роста. Несмотря на то что эти люди находятся в очень трудных жизненных условиях (физически зависят от других, их привычные телесные ощущения изменились, а многие возможности оказались потеряны), они с большей вероятностью открывают для себя истинный масштаб жизни и самые важные ценности. Они сильнее чувствуют себя «самими собой» и готовы пренебрегать многими неудачами и несовершенством жизни, через прощения отвлекаясь от них, чтобы идти дальше. 

Представители группы «умеренно благополучных» легко адаптируются к себе и миру, обладают умеренно высокой аутентичностью и готовностью прощать других людей, себя и жизненные обстоятельства. Самую низкую способность к прощению, равно как и аутентичность, ученые отмечают в группе повседневного стресса. Возможно, именно «невидимость» и незначительность текущих огорчений у таких людей способствует тому, что они не осознают повседневный стресс, пока реакция на него не достигнет пика. Из-за этого люди, убежденные в том, что справляются с рутинными нагрузками, на самом деле истощаются и становятся излишне требовательными к себе и к окружающим.

Ученые также определили, как соотносятся между собой аутентичность и способность прощать в зависимости от уровня стресса. В целом эти феномены связаны положительно: люди, склонные проявлять милосердие и прощать других или неблагоприятные жизненные обстоятельства, с большей вероятностью ощущают подлинность собственной личности, однако сила этой связи варьирует в зависимости от стресса.

В группе хронического стресса аутентичность практически не связана со способностью прощать: складывается впечатление, что они развиваются параллельно. Для условно благополучных и находящихся в условиях повседневного стресса прощение себя стало важнейшей предпосылкой переживания аутентичности, но лишь в группе повседневного стресса обнаружилась высокая важность прощать жизненные ситуации и события. Чем лучше развиты навык прощения себя, событий своей жизни и готовность отказаться от мщения или восстановления справедливости, тем более «настоящую», подлинную жизнь проживают люди.

Ученые заключили, что способность прощать действительно вносит вклад в переживание аутентичности, но при разном уровне и качестве стресса вызывающие ее факторы могут меняться. «В стремительно изменяющихся, крайне неопределенных обстоятельствах, важно как никогда обладать широким спектром жизненных навыков и личностных качеств, среди которых, без сомнения, способность прощать окажется весьма востребованной», — отмечает Софья Нартова-Бочавер.

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.