• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология: репутация превыше всего

17 февраля в ГУ-ВШЭ прошла конференция "Современные проблемы формирования методного арсенала социолога", посвященная памяти первого декана факультета социологии нашего университета Александра Крыштановского.

Конференция была организована кафедрой методов сбора и анализа социологической информации при активном содействии факультета социологии ГУ-ВШЭ, дирекции по корпоративным делам компании "Нестле России и Евразии" и ООО "Евраз Холдинг". Своими впечатлениями о конференции поделились декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко и заведующая кафедрой методов сбора и анализа социологической информации Юлиана Толстова.

— Александр Юльевич, каковы были основные цели конференции?

— Мы провели третью ежегодную конференцию, посвященную первому декану, который основал факультет социологии в Вышке, Александру Олеговичу Крыштановскому, и, соответственно, приурочена она была к его дню рождения. В свое время, после его трагического ухода из жизни, мы думали о том, как сохранить память об этом замечательном человеке, и одной из идей было проведение конференции по социологическим методам в маркетинге. Тематика эта выбрана неслучайно — Александр Олегович значительную часть своей профессиональной деятельности посвящал именно методам на зарождавшемся в конце 1980-х — начале 1990-х годов рынке маркетинговых исследований. Нужно сказать, что очень большую организационную роль здесь сыграла кафедра методов сбора и анализа социологической информации, которую раньше возглавлял Крыштановский, его друзья, соратники, скажем, заведующая кафедрой Юлиана Толстова, другие сотрудники.

Если же говорить о "прикладных" целях проведения конференции, то, во-первых, это — создание площадки, на которой профессиональные социологи и маркетологи-практики могли бы обмениваться опытом. Мы должны реагировать на запросы рынка и реорганизовывать каким-то образом структуру наших учебных курсов, связанных с методами сбора, анализа и интерпретации социологических данных в количественных исследованиях.

Вторая цель — формирование некоторых стандартов в отрасли. Не секрет, что маркетинговые исследования в России развиваются опережающими темпами, кадров не хватает, очень часто в основу тех или иных маркетинговых исследований ложатся весьма упрощенные представления о возможностях сбора и анализа данных, что вредит как реноме всего рынка маркетинговых исследований, так, рикошетом, и репутации социологов. Потому что в общественном сознании грани между социологом и маркетологом не существует, о нас судят главным образом по тем близким нам по профилю коллегам, которые проводят разного рода исследования рынков, эффективности рекламы и так далее. По этим причинам мы и поддерживаем проведение этой конференции.

— На ней большое внимание уделялось и методикам преподавания…

— Да, помимо того, что круглый стол был посвящен обмену практическим опытом, на нем также затрагивались вопросы, связанные с преподаванием методов в социологии. Осенью в ходе Всероссийского социологического конгресса были сессии и секции, посвященные методам анализа социологических данных, в рамках которых наши коллеги задавали тон. На нынешней конференции эта линия была продолжена, потому что сейчас перед нами стоит задача перехода на стандарты третьего поколения в высшем профессиональном образовании. Проект новых стандартов преподавания подготовлен социологами ведущих российских вузов, в том числе из ГУ-ВШЭ, но одно дело подготовить стандарт, а другое — выработать механизмы его реализации. К нам сейчас поступает множество вопросов из различных российских вузов, где коллеги испытывают какие-то организационные, методические сложности. Я полагаю, что нынешняя конференция — одна из форм обмена опытом по вопросам реализации новых стандартов преподавания методной части.

— А каковы характерные черты преподавания социологических методов в Вышке?

— Специфика математических статистико-вероятностных методов в социологи заключается в том, что от социолога-математика требуется очень хорошее понимание тех ограничений, которые накладывает на него предмет. Так, курсы Александра Крыштановского отличались тем, что он не только показывал, как возводить "строительные леса", но и доходчиво раскрывал студентам, что при одинаковых "лесах" само здание строится совершенно по-разному, и поэтому нужно очень четко понимать, какой результат вы хотите получить. Когда к нам на магистерские программы поступают выпускники физмата, то у них в первое время вызывает оторопь то обстоятельство, насколько важна содержательная осмысленная интерпретация: одно и то же значение коэффициента может быть достаточным при анализе одних явлений и недостаточным — при анализе других. Сложность профессии социолога состоит именно в том, что нужно максимально чувствовать предмет и понимать применимость тех или иных методов. Именно такому тонкому анализу учил Александр Крыштановский и учат сегодня преподаватели кафедры методов сбора и анализа социологической информации.

Надо сказать, что на факультете социологии к чтению курсов привлекаются многие выпускники факультета, и такое сочетание опытных кадров и молодежи тоже во многом заслуга первого декана. Значительную часть курсов на факультете ведут практикующие социологи, которые строят преподавание на кейсах, примерах из профессионального опыта. Именно здесь они ищут подающих надежды студентов, которые в будущем могут стать сотрудниками представляемых преподавателями компаний.

Все наши преподаватели постоянно участвуют в реальных проектах и не теряют связи с практикой. Кроме того, со следующего года практикум по методам будет вводиться уже на втором курсе, чтобы студенты не только получали представление о существующих методах, но и использовали их для решения конкретных задач. Ну и, наконец, студенты попадают на наши базовые кафедры — кафедры ФОМа, ГФК-Русь, Левады-Центра, где они погружаются в атмосферу фабрики по производству социологических данных.

— Какой интерес представляет прошедшая конференция для студентов и абитуриентов ГУ-ВШЭ?

— Она выполняет еще одну важную роль — является своего рода сигналом и для наших студентов, и для наших возможных абитуриентов о том, что мы понимаем социологию не как некую гуманитарную науку, которая занимается общими размышлениями о превратностях человеческого общества, а как точную дисциплину. И ее задача — найти аргументы и точно зафиксировать динамику общественных процессов, сдвиги общественного мнения, динамику потребительских предпочтений… Таким образом, мы стремимся продемонстрировать здесь известную истину о том, что всякая наука становится наукой только тогда, когда она говорит языком математики, языком точных наук.

На рынке труда достаточно востребованы именно специалисты, владеющие методами в прикладном аспекте. Наши выпускники, выбирающие специализацию в области методов, не жалуются на отсутствие спроса на их услуги на рынке труда. Большинство из них работает в крупных компаниях: либо в компаниях по изучению общественного мнения, либо там, где занимаются анализом рынка и поведением потребителей. Нужно сказать, что спрос на таких специалистов не утолен, ведь, как я уже говорил, рынок маркетинговых услуг растет, и, видимо, в долгосрочной перспективе эта динамика продолжится. Естественно, такие специалисты требуются любой фирме, которая стремится организовать у себя сбор и анализ информации.

Комментарий заведующей кафедрой методов сбора и анализа социологической информации Юлианы Толстовой:

Юлиана Толстова
Юлиана Толстова
— Несмотря на то, что конференция проходила всего полдня, даже менее того, с пяти до десяти вечера, она вызвала большой интерес: мы получили более 50 тезисов, из них более половина — из самых разных российских городов, из-за рубежа. В этом году участники приезжали даже с Дальнего Востока, были исследователи из Украины, Белоруссии. Показательно, что, хотя некоторые социологи подали тезисы, но не смогли приехать — например, живущий в США Борис Докторов, — большинство участников все же прибыли, невзирая на расстояния, малый объем конференции и кризис (а ведь дорогу они оплачивали самостоятельно). Поскольку заявок было много, выступления разделили на две секции: одна была посвящена педагогическим проблемам, преподнесению методов социологам, а другая — конкретным методам.

В основном среди участников были преподаватели вузов, что говорит о том, что методы проведения социологических исследований интересуют университеты. В России реализуется множество инноваций в этой сфере, а социологи, несмотря на существующие проблемы, имеют явное желание встречаться, обмениваться опытом, в том числе признается необходимость проведения школ по повышению квалификации исследователей. Мы полагаем, что следует думать о проведении всероссийской конференции, посвященной социологическим методам анализа данных. На прошедшей конференции я участвовала в двух ипостасях: и как преподаватель Высшей школы экономики и представитель кафедры, и как председатель исследовательского комитета Российского общества социологов (РОС) по математическому моделированию. И мы надеемся, что при совместных организационных усилиях ГУ-ВШЭ и входящих в РОС вузов в следующем году наша конференция, посвященная памяти Александра Крыштановского, перерастет во всероссийскую конференцию по социологическим методам. Ближайшим же результатом нынешней встречи будет сборник материалов конференции, включающий подробное описание выступлений, хода дискуссий, также в него войдут все присланные тезисы, в том числе доклады тех, кто не смог присутствовать лично.

По результатам проведения конференции можно сказать, что в России существует не только потребность и практика анализа и адаптации западных методов, но и нужда в развитии и применении новых методов, более того, в российских вузах сегодня производится множество интересных разработок. Например, Анастасия Истомина из Владивостока сделала доклад по инструменту измерения дисциплинарного воздействия, Михаил Басимов представлял исследовательскую группу из Кургана, которая занимается разработками, связанными с обеспечением однородности объектов для построения регрессии, Регина Мухамадиева и Гульдар Хилажева из Уфы в своем выступлении рассказали о проблеме выбора методики при исследовании проблемы самоубийств. Я назвала всего несколько имен тех, кто участвовал в круглом столе, но интересны были все доклады.

На педагогической секции были представлены методики преподавания современных методов анализа данных, тут выступали молодые преподаватели ГУ-ВШЭ, преподаватели из других вузов Москвы, университетов Минска, Нижнего Новгорода, Кургана, Ставрополя и Саратова.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Виктории Силаевой

Вам также может быть интересно:

Люди с расширенными возможностями: на семинаре ЛЭСИ обсудили фильм «Апгрейд»

Состоялся традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ. Его участники обсудили кинокартину Ли Уоннелла «Апгрейд» (2018), а также другие произведения, связанные с роботизацией человека. Это 21-й рождественский семинар ЛЭСИ, посвященный актуальным общественным проблемам на материале известных российских и зарубежных фильмов.

«Это настоящая любовь полевых исследователей к своей работе»

Писать, издавать и читать книги — важная часть науки. Награждение  авторов, которые фиксируют изменения в обществе, исследуют тенденции и паттерны поведения, имеет особое значение для популяризации и развития социологии. В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения Ежегодной социологической книжной премией им. Б.А. Грушина.

Люди не желают видеть рядом антропоморфных роботов-помощников

Ученые из НИУ ВШЭ изучили особенности восприятия социальных роботов (способных коммуницировать с людьми и оказывать им помощь в разных делах) в повседневных ситуациях. Исследовались влияние на восприятие таких факторов, как внешний вид роботов, речь, ситуации взаимодействия, а также характеристики респондентов.

В НИУ ВШЭ получили новые данные о связи удовлетворенности работой и жизнью

В университете провели глобальное исследование, посвященное факторам, влияющим на связь удовлетворенности работой и удовлетворенности жизнью. Оно основано на данных Европейского исследования ценностей (European Values Study, EVS) и охватывает 28 653 респондентов. В ходе их подробного анализа старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) им. Рональда Франкла Инглхарта Наталья Соболева выяснила, что удовлетворенность работой имеет разное влияние на удовлетворенность жизнью в разных социальных группах.

«Восхищаюсь стремлением студентов НИУ ВШЭ учиться, обсуждать, расширять свои перспективы»

В рамках проекта «Цифровые профессора» Вышка приглашает международных преподавателей для работы со студентами в дистанционном режиме. Одним из участников программы в ноябре 2021 года стал доцент кафедры коммерции и маркетинга Познанского университета экономики и бизнеса Роберт Романовский. Он прочитал лекции по стратегическому брендингу для студентов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в рамках курса «Искусство и городские коммуникации».

Как живут семьи в России — 10 трендов из исследований ученых НИУ ВШЭ

Как молодежь относится к браку? Что укрепляет семью? Сколько детей хотят иметь россияне? Когда молодые люди отделяются от родителей? И почему все больше одиноких людей? Ответы на эти вопросы есть в исследованиях ученых НИУ ВШЭ. 15 мая прошел Международный день семей, а IQ.HSE подготовил к нему тематический дайджест.

В России одинока каждая десятая женщина

Социологи из НИУ ВШЭ изучили результаты опросов за 1994–2019 годы и установили, что одинокими российские женщины чаще всего становятся не из-за своего осознанного и свободного выбора, стремления к карьере и самореализации, а в силу неблагоприятных обстоятельств. Итоги исследования опубликованы в электронном «Вестнике Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE)».

Ученые, вернувшиеся в Россию с зарубежным опытом, успешнее в науке

Международная мобильность российских ученых в виде работы и обучения за границей часто воспринимается как проблема — талантливые уезжают. Но получив зарубежный опыт, исследователи возвращаются, привозят новые знания, а это уже вклад в успехи отечественной науки. При всех плюсах международной мобильности вовлеченных в нее российских ученых не более 15% в возрасте до 39 лет. Влияние международной мобильности на научную карьеру оценила команда исследователей под руководством доцента ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Алены Нефедовой. Публикация с первыми результатами проекта планируется в ближайшем номере «Журнала Новой экономической ассоциации».

Ученые: творчество не мотивирует креативный класс к труду. Главное — деньги и социальные гарантии

Социологи из НИУ ВШЭ и Online Market Intelligence (OMI) Евгения Балабанова и Кристина Попкова изучили, как «эстетическое» и «рыночное» взаимодействуют в мотивации к занятию креативными профессиями. Результаты исследования опубликованы в журнале «Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены».

Онлайн-платформы принуждают российских фрилансеров трудиться по ночам и в выходные

Денис Стребков, Андрей Шевчук и Алексей Тюлюпо из Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ выяснили, как онлайн-платформы формируют рабочие графики фрилансеров и какие последствия это имеет для работников. Результаты исследования опубликованы в журнале New Technology, Work and Employment.