• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рождение и возрождение университетов

19 октября в Культурном центре ВШЭ проходили пленарные заседания III Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Рождение и возрождение университетов».

Впервые на подобное мероприятие в России собрались руководители почти двух десятков ведущих «молодых» университетов мира, а также несколько крупнейших специалистов по развитию образования. Их истории успеха и стали лейтмотивом пленарных заседаний конференции, проведение которой было приурочено также к 20-летию двух российских вузов — Высшей школы экономики и Российской экономической школы (РЭШ). О том, как эти школы создавались, рассказали, открывая конференцию, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и проректор РЭШ Константин Сонин.
 

ВШЭ: впереди кадровая революция

«ВШЭ была сформирована как ответ экономического сообщества на вызовы нового этапа развития России», — пояснил зарубежным коллегам Ярослав Кузьминов. Он обратил внимание на то, что специалистов по экономике, которые владели бы адекватным мировым стандартам набором компетенций, в то время в России было крайне мало, а спрос на кадры в реформирующейся экономике был высок. Преподаватели экономики в начале девяностых годов одновременно сами ей обучались, проходя стажировки в ведущих европейских университетах на гранты Евросоюза. В таких условиях экономическим вузам было не до исследований (тем более что и государственного финансирования на них не выделялось), и сильный крен в сторону преподавательской деятельности во многом сохраняется до сих пор.

«Но даже с такими ограничениями ВШЭ утвердилась на образовательном рынке как вуз, чьи программы соответствовали глобальным стандартам, — отметил Ярослав Кузьминов. — Быстро был завоеван авторитет у абитуриентов и работодателей». Особенностью программ Вышки было и остается широкое преподавание английского языка. В 1997 году Вышка первой перешла к письменным анонимным вступительным экзаменам, которые стали прообразом ЕГЭ и позволили справиться с коррупцией при поступлении в вуз.

Одновременно ВШЭ расширялась, прирастая новыми факультетами и направлениями подготовки, в том числе гуманитарными, и превратилась в настоящий университет с самым большим в России бюджетным приемом. Активизировалась исследовательская деятельность вуза, Вышка стала ведущим экспертно-аналитическим центром, в котором обсуждаются вопросы экономической и социальной политики. «Такое развитие было крайне нетрадиционным, потому что обычно экспертиза формируется на базе фундаментальных исследований, а у нас экспертно-аналитическая деятельность развивалась быстрее», — заметил ректор ВШЭ.

Несмотря на эти достижения, перед университетом стоит еще много нерешенных задач. Места Вышки в международных рейтингах не соответствуют ее амбициям, необходимо новое качество исследований, преподавания и международной интеграции. «Вышка планирует кадровую революцию», — отметил Ярослав Кузьминов, пояснив, что широкое распространение получит международный рекрутинг профессоров и доцентов и в целом повысятся требования к кандидатам при отборе профессорско-преподавательского состава. Эти изменения могут напрямую коснуться «до половины нынешнего состава Вышки». «Это крайне болезненный для нас вопрос, — признал ректор, — но Ученый совет осенью принял решение идти по такому пути».
 

РЭШ, сравнимая лишь с Лондонской школой экономики

Похожими были мотивы создания Российской экономической школы, рассказал Константин Сонин. Созданная как магистерский вуз, РЭШ с первых же дней привлекала для обучения лучших выпускников российских математических и экономических факультетов, а для преподавания — сильных зарубежных профессоров. Большое количество выпускников РЭШ, в свою очередь, отправлялось на PhD-программы лучших мировых университетов, включая Гарвард и MIT. По доле таких выпускников с РЭШ в Европе может сравниться только Лондонская школа экономики.

РЭШ первой применила на практике новые для российского образования механизмы управления и найма сотрудников, введя систему tenure. Управление РЭШ, которая является частным вузом, осуществляет независимый совет директоров. Новым для РЭШ опытом стало открытие совместного с ВШЭ экономического бакалавриата, программа которого включает не только экономические и математические, но и гуманитарные дисциплины и позволяет студентам формировать гибкие учебные планы. «Кто-то может спросить, а что же тут революционного? — заметил Константин Сонин. — Но чтобы оценить это, нужно понимать, в какой ситуации мы находимся. Все знают, как сильно российские школьники подготовлены по математике. Но мало кто задумывается о том, что математика — это едва ли не единственное, чему их в школе хорошо учат».

Впрочем, РЭШ знаменита не только своими образовательными программами, но и очень сильными исследователями. В исследовательских рейтингах и рейтингах цитируемости РЭШ традиционно показывает лучшие результаты среди российских социально-экономических вузов. Более того, Российская экономическая школа была признана лучшим исследовательским институтом экономического профиля на пространстве Восточной Европы.
 

Путь к академическому совершенству

Первое из пленарных заседаний, объединенных темой «Путь к академическому совершенству», открыла презентация Калифорнийского университета в Санта-Крузе (UCSC), которую представил его ректор Джордж Блюменталь. Санта-Круз является самым молодым из десяти кампусов Калифорнийского университета, он был основан в 1965 году на побережье бухты Монтерей и считается одним из красивейших университетских кампусов в США. «С самого начала наши основатели имели уникальное видение того, каким должен быть университет», — отметил господин Блюменталь. Дело не только в том, что UCSC изначально проектировался как исследовательский университет, в котором большая доля студентов ведет серьезную исследовательскую работу, а многие выпускники продолжают академическую карьеру. Ключевым в стратегии университета можно назвать слово “distinction”. «Отличительными», позволяющими сразу позиционировать новый вуз в глобальном академическом пространстве должны быть как его образовательные программы, так и исследования. Не стоит упускать из виду и местоположение университета, его преимущества и особенности также нужно использовать для развития.

Так, расположение кампуса UCSC на побережье позволило университету запустить исследования окружающей среды и физиологии морских животных, при участии университета в Калифорнии был реализован большой природоохранный проект. UCSC, управляющий двумя телескопами на Гавайях и руководящий строительством 30-метрового телескопа нового поколения, является также одним из мировых лидеров в исследованиях околоземного пространства и космоса. Примечательно, что технологии, разработанные для астрономических наблюдений, удалось использовать и в другой сфере — они нашли применение в микробиологических исследованиях.

Предметом особой гордости UCSC является Genome Browser, интерактивный вебсайт, обеспечивающий доступ к информации о геномах различных видов живых существ. К разработке этого проекта университет активно привлекал инженеров Кремниевой долины — еще один пример использования местоположения кампуса в исследовательских целях. Кроме того, ученые UCSC, участвовавшие в расшифровке генома человека, сейчас вплотную занимаются изучением онкологических заболеваний, рассчитывая найти инновационные пути лечения рака.
 

«Быть молодым, значит — иметь преимущество»

С «провокационного утверждения» начал свою презентацию заместитель директора Университета Орхуса (Дания) Кристиан Торн. Он заметил, что «быть молодым университетом, значит — иметь преимущество, поскольку молодые вузы могут позволить себе быть гибкими и развиваться вне стереотипных схем». Университету Орхуса больше 50 лет (этим возрастом принято ограничивать «молодость» вузов), но его с полным правом можно назвать молодым, поскольку всего несколько лет назад датская система высшего образования пережила масштабное реформирование. Реформ было три. В результате административной реформы университеты получили более широкую автономию от государства, теперь они управляются советами директоров, утверждающими ректоров. Финансовая реформа позволила университетам получить большее государственное финансирование, но его продолжительность поставлена в прямую зависимость от академических результатов вузов. Наконец, в 2006-2007 году датские университеты значительно укрупнились за счет многочисленных слияний.

Университет Орхуса, приросший пятью внешними институтами и школами, значительно изменил свою внутреннюю структуру. Несмотря на расширение самого университета, количество департаментов в нем сократилось вдвое, а основной административной задачей стала ликвидация «внутренних границ». По словам Кристиана Торна, прежде деканы факультетов ощущали себя на своей территории «королями», не слишком беспокоясь о том, что происходит в соседних «королевствах». Теперь ситуация изменилась, и деканы вынуждены взаимодействовать друг с другом, развивая междисциплинарное сотрудничество. Именно там, на периферии и границах различных дисциплин, и рождаются передовые исследования, уверены в Университете Орхуса.

«Мы стремимся быть лучшим местом для молодых исследователей со всей Европы», — пояснил господин Торн. Придерживаясь Болонской системы, университет использует и новые инструменты привлечения студентов, а также новые методы рекрутинга исследователей и преподавателей. Например, создан специальный фонд для краткосрочной поддержки начинающих исследователей. При этом в Орхусе уверены, что на исследовательском пространстве лучше быть лидером в небольшом количестве дисциплин, чем пытаться объять необъятное и слыть посредственностью во всем.
 

«Чтобы проводить исследования и делать карьеру»

Лучший, согласно рейтингу газеты «The Times», вуз Греции — Университет Крита — представлял на конференции его ректор Эврипид Стефану. Основанный в 1973 году, университет стал во многом новаторским и, пожалуй, самым открытым греческим вузом. Впервые в нем смогли свободно учиться турки, что было очень важно, учитывая напряженные отношения между двумя странами. Университет Крита также стал первым в Греции, запустившим аспирантские программы и программы, соответствующие привычной европейской магистратуре. «Наш университет стал местом, в которое едут, чтобы проводить исследования и делать карьеру», — отметил Эврипид Стефану.

Университет имеет несколько научных станций, в том числе обсерваторию, но ректор Стефану признается, что фондов для устойчивого развития вуза не хватает. Ситуация усугубляется нехваткой (а фактически — отсутствием) национальных грантов, поэтому университет вынужден «охотиться» за международными грантами и грантами Евросоюза.

Что касается международных академических рейтингов, то руководство Университета Крита склонно согласиться с Альбертом Эйнштейном, утверждавшим, что «не все, что важно, может быть измерено, и не все измеряемое важно». Однако для дальнейшего развития университета, по словам ректора Стефану, необходимо развивать междисциплинарность, всячески стимулировать сотрудничество разных департаментов, а также связи с зарубежными коллегами.
 

Независимое мышление и технологическое продвижение

Еще более сложные и масштабные задачи стоят перед китайскими университетами, которые рассматриваются как «драйверы развития» китайской экономики и общества. Такой вывод можно было сделать из доклада вице-президента Фуданьского университета Линь Шанли. Основанный в 1905 году как публичная школа Фуданьский университет прошел через несколько серьезных трансформаций. Современная его история, позволяющая отнести этот вуз к «молодым» началась после провозглашения КНР — университет стал одним из первых в Китае, где начала реализовываться советская модель высшего образования, а через тридцать лет в нем же начался постепенный отказ от этой модели, не соответствовавшей вызовам времени.

Развитие китайских университетов сейчас базируется на трех главных принципах, отметил Линь Шанли. Во-первых, университет — это территория личного развития, независимого мышления, свободы творчества и исследований. Во-вторых, развивается инфраструктура вузов, не прекращается процесс улучшения и обновления образовательных и научных программ. Наконец, акцент делается на научное и технологическое продвижение, которое должно придать новый импульс и новое качество китайской экономике. В Китае понимают, что продолжать расти только на дешевых ресурсах и низких производственных затратах в долгосрочной перспективе страна не сможет, подчеркнул Линь Шанли.
 

«Ворота в Китай»

Второе пленарное заседание конференции открывал президент Китайского университета Гонконга Джозеф Шанг. Этот университет, созданный в 1963 году и позиционирующийся, по словам его ректора, как «ворота в Китай», во всех трех главных академических рейтингах (Шанхайском, The Times и QS) входит в Топ-200, а в рейтингах молодых вузов мира — в Топ-10.

Статус и положение университета как связующего звена между западной и традиционной китайской культурой позволяет ему заключать выгодные академические партнерства. Образовательные и научные программы этого вуза в свое время создавались при поддержке специалистов Йельского университета (сотрудничество между ними продолжается по сей день). В то же время Китайский университет Гонконга обладает уникальной базой данных и архивных материалов по истории китайского культурного наследия.

Главной задачей университета, пояснил Джозеф Шанг, было найти «свои» направления исследований, которые бы обеспечили вузу конкурентные преимущества. В 2006 году было выделено пять таких направлений — медицина, история и культура Китая, информационные технологии, экономика и финансы, науки о Земле. «В этих сферах мы хотим найти стратегических партнеров», — отметил господин Шанг. Одно из соглашений было заключено, например, с MIT и позволило создать совместный центр по компьютерным технологиям. Среди важных для университета проектов — центр по реагированию на чрезвычайные ситуации, с партнерами из материкового Китая ведутся онкологические исследования.

Вместе с тем какими бы технологичными ни были проекты Китайского университета Гонконга, студенты осваивают и множество гуманитарных курсов, помогающих «сформировать их собственное мировоззрение», а также «возбудить воображение и способность к критическому мышлению».
 

Спасая себя и мир

Университет Уорвика (Великобритания) представлял на конференции его проректор Найджел Трифт, рассказавший о том, как его вузу, созданному в 1965 году, удалось завоевать репутацию одного из ведущих исследовательских центров Европы.

Современный исследовательский университет, по Найджелу Трифту, должен отвечать нескольким требованиям. Большая часть профессорско-преподавательского состава в Уорвике находится на контрактах, обязывающих не менее 40% времени отводить на исследования. Результаты исследовательской работы должны непременно вводиться в учебный процесс, что помогает «втягиванию» в исследования студентов. Кроме того, необходим «комплексный подход к исследованиям», а не узкая их специализация. Не следует забывать и о глобальных проблемах (например, изменении климата и исчерпании энергоресурсов). При наличии эффективной стратегии развития университет способен не только внести свой вклад в рост национальной экономики, но и участвовать в «решении институциональных и технологических проблем, с которым сталкивается современный мир», уверен господин Трифт.

Университет Уорвика стабильно входит в десятку лучших университетов согласно национальному британскому рейтингу, хотя в восьмидесятых годах его будущее представлялось туманным. В условиях жесткой бюджетной политики правительство Маргарет Тэтчер урезало финансирование университета, что, как выяснилось в дальнейшем, пошло ему только на пользу. Университет вынужден был и научился зарабатывать самостоятельно. Успех принесли предпринимательские проекты и собственное конструкторское бюро, клиентами которого стали крупнейшие автомобильные компании, производители авиационных и ракетных двигателей. Опыт изучения реальных производственных процессов позволил университету создать также бизнес-школу, ставшую одной из лучших в Европе. В результате государственное финансирование составляет сейчас лишь 20% бюджета Университета Уорвика.
 

Самый интернациональный в Голландии

Следующим на пленарном заседании выступал Мартин Пол, ректор самого молодого в Голландии Маастрихтского университета. Этот вуз начинал свою работу в Южном Лимбурге (полвека назад — один из наиболее депрессивных регионов Нидерландов) как медицинский исследовательский центр, но за прошедшие годы вырос в многоцелевой университет с программами по менеджменту, информационным технологиям, инновациям, с гуманитарным колледжем. При этом Маастрихтский университет долгое время занимался исключительно научно-исследовательской деятельностью, а бакалавриат был открыт там всего несколько лет назад.

Обучение носит проблемно-ориентированный характер и проходит в небольших группах, особое внимание уделяется междисциплинарности и «международности» курсов. Университет, по словам Мартина Пола, «интегрирован в международную корпоративную среду», в нем реализуются специальные программы, финансируемые крупными корпорациями. Еще в 1988 году университет перешел на обучение на английском языке (исключение составили курсы по голландской литература и юриспруденции). Сейчас Маастрихтский университет самый интернациональный в Голландии — более 45% студентов и 30% профессорско-преподавательского состава составляют иностранцы. Кстати, и сам Мартин Пол является выпускником Гейдельбергского университета в Германии, а затем долгое время работал в Гарварде и Свободном университете в Берлине.
 

Университет со специальным налоговым режимом

Завершал пленарный день Ютака Цудзинака, вице-президент Университета Цукубы — вероятно, единственного японского вуза, который может похвастаться как нобелевскими лауреатами, так и олимпийскими чемпионами. «И мы в равной степени гордимся их достижениями», — заметил господин Цудзинака. Университет был создан в 1973 году на территории научного парка Цукубы, в который правительство переводило различные научно-исследовательские центры. Сейчас по соседству с университетом располагаются более 170 исследовательских учреждений и 140 частных предприятий, на которых занято более 20 тысяч человек.

Университет Цукубы создавался на основе «нового концептуального подхода» и должен был задать стандарты реформирования системы высшего образования в Японии. Эту концепцию кратко можно описать так: предельная открытость во всех аспектах деятельности университета. Главным документом, регулирующим работу университета, является 6-летний план развития, который дополняют регулярно проводимые самообследования.

В 2004 году вуз получил статус национальной университетской корпорации. От вертикальной модели организации исследовательской работы решено было перейти к горизонтальной, что значительно повысило эффективность исследований и одновременно ответственность каждого подразделения за использование ресурсов. Горизонтальные связи были установлены и на уровне образовательных программ — если прежде профессора были замкнуты в рамках своих департаментов, то теперь взаимодействуют на междисциплинарном поле. Новая система, по словам господина Цудзинака, обеспечила университету «возможность гибкого реагирования на возникающие вызовы и задачи».

В 2011 году Цукуба решением японского правительства превратилась в особую экономическую зону для международного сотрудничества, в ней был введен специальный налоговый режим. Университет Цукубы в этих условиях запустил несколько инновационных проектов в области медицины (онкологические исследования) и «зеленых» технологий (использование морских водорослей для производства энергии). Кроме того, вуз расширил свою предпринимательскую деятельность, сейчас в районе Цукубы действует около 90 венчурных компаний, основанных при участии университета.

Репортаж о следующем дне конференции будет опубликован в ближайшее время.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

Какие профессии будут нужны через 10 лет

Какой вуз гарантирует, что завтра ты не останешься без работы? Зачем повару университетский диплом? Кто такие «кентавры»? Чему научит цифровая школа? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Институт образования ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую премию в области образования

Институт образования НИУ ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую ежегодную премию в области образования — YidanPrize 2019. Ее размер почти в четыре раза превосходит Нобелевскую премию — по 3,87 миллиона долларов в двух категориях: исследования и развитие образования.

7 цифр о российском образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил сборник «Образование в цифрах». Он содержит данные, характеризующие текущее состояние и динамику развития общего, среднего профессионального и высшего образования в России. Приводим самые интересные цифры.

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.