• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пространства для обучения: открытость и функционализм

30 октября состоятся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Изменения в восприятии пространств для самообразования, инноваций и обмена знаниями» выступил аналитик Центра эффективных образовательных сред Организации экономического сотрудничества и развития Алистер Блит (Alastair Blyth).

Университет и город — какие у них «отношения»? О чем говорят внутренние помещения образовательных учреждений? Какие бывают пространства между зданиями университетских кампусов, и почему они тоже важны? Об этом рассказал участникам семинара Алистер Блит — специалист в области образовательной политики и профессиональный архитектор с опытом практической и исследовательской работы в области дизайна учебного пространства.
 

Новый город или офисный район?
 

Когда мы говорим об образовательной среде, то имеем в виду не только саму школу или университет, их здания и территорию. Речь идет о городской среде вокруг образовательных учреждений, о жизни города вообще. Докладчик отметил, что «в разных странах мира университеты считаются главной силой «регенерации» и застройки городских пространств», и привел пример «одного парижского университета», который перестроил и превратил в новый город 130 гектар полуразрушенной промышленной зоны закрывшихся фабрик на берегу Сены. Проект был запущен в 1997 году, когда Париж создал специальный орган для проведения этой масштабной операции.

Университет с энтузиазмом взялся с перестройку старых зданий и застройку пустырей. Как известно, коммерческая недвижимость, — одна самых выгодных… На территории бывших заводов вырос новый деловой квартал с множеством офисных зданий. И тут в дело вмешался городской совет Парижа. Все надеялись, что застройщики привлекут к процессу разных людей, которые будут жить в новых домах, работать в офисах, ходить в тамошние магазины и проводить исследования в новых лабораториях. Иными словами, городской совет хотел видеть на месте старой промышленной зоны новый город, а получил лишь офисный район.

Совет пожурил университет за чрезмерную увлеченность коммерческой составляющей и предложил найти баланс между жилой и коммерческой недвижимостью, образовательными учреждениями и социальными службами. В итоге университету все же удалось воздвигнуть новый город-район, и сейчас там проживает около 15000 человек, хотя на фотографиях все пока еще выглядит необжитым. «Такие районы должны расти сами по себе, естественным образом. Очень трудно построить новый район и заставить людей там жить и взаимодействовать друг с другом», — отметил докладчик.
 

Обучение через общение
 

Сегодня активно строятся и осваивают новые пространства университеты в Корее, Китае и других азиатских странах. Они аккумулируют вокруг себя деловую жизнь, создают новые рабочие места, образуют «приуниверситетские» кварталы и районы. При этом им приходится решать массу сопутствующих проблем, в частности организации и адаптации для нужд людей инфраструктуры, и прежде всего транспортного сообщения.

Но какова конечная цель всей этой великой университетской стройки? По словам докладчика, это создание пространства для обмена знаниями, идеями и информацией. В одном университете Швеции ведется исследовательский проект, посвященный нобелевским лауреатам. Среди прочего исследователи изучали биографии «нобелевцев» (всех за все время существования премии) и пытались понять, какая среда «создает» нобелевского лауреата. Многие лауреаты отмечали, что их инновационные идеи рождались благодаря взаимодействию с самыми разными людьми в исследовательской среде университета.

Таким образом, главная задача университетского здания — стимулировать взаимодействие людей. Ведь сегодня меняется сама концепция образования: университет — это не просто место, где профессор обучает студентов, сегодня профессор и студенты учатся рядом друг с другом, вместе. А учиться сегодня можно по-разному.

Современную среду для обучения студента можно представить в виде двух пространств, физического и виртуального, и трех уровней: частного (своей комнаты, лаборатории или личного кабинета в интернете), среднего (где учащийся может привлекать своих коллег) и общедоступной среды (будь то городская библиотека или социальная сеть). Конечно, все большую роль начинает играть виртуальное обучение на индивидуальном уровне, иными словами — электронное обучение и возможность изучать учебный курс на диване по смартфону. Но это не значит, что аудитории университетов исчезнут, просто они должны быть организованы по-новому. В частности, университетам нужны пространства, где студенты смогут вести работу в группах при участии преподавателя.

В качестве иллюстрации докладчик привел пример университета Мельбурна, который стал по-новому использовать старые площади. Проектировщики переоборудовали старенький лекционный зал: убрали амфитеатр и поставили несколько круглых столов — в итоге у них получилась аудитория, где можно и обычные лекции читать, и с комфортом работать в группах. «Обучение — это в большей степени групповая деятельность, социальный процесс. И физические пространства для обучения должны быть не формальными лекционными залами, но помещениями, специально оборудованными для командной работы», — подчеркнул Алистер Блит.
 

Оживляя пространства
 

Еще одна тема, затронутая в докладе, касалась пространств между зданиями университетского кампуса. На этих территориях люди общаются и взаимодействуют ничуть не меньше, поэтому и здесь нужен функциональный подход к использованию и организации пространства. Один из главных трендов последних лет среди лучших (по пространственной организации) университетов — это в прямом смысле открытость и прозрачность в дизайне. Так, докладчик рассказал об университете Глазго, где преподаватели и студенты используют огромные студии open-air для лекций, совещаний, приема гостей и других целей. Между университетскими корпусами люди перемещаются по стеклянным галереям, при этом могут видеть, что происходит вокруг и ощущать свою причастность к происходящему, даже не будучи непосредственными участниками учебного или исследовательского процесса.

В принципе, потенциал использования внешних пространств, особенно с учетом развития беспроводного интернета, очень велик. Любые территории можно приспособить под обучение. Даже «мертвое» пространство между зданиями вуза можно оживить, построив там меленькое уютное кафе с бесплатным wi-fi. И в конце тяжелого учебного дня студенты смогут продолжить свое (теперь уже неформальное) обучение за дружеской беседой и чашкой кофе.

Подводя итоги доклада, Алистер Блит сказал: «Концепция пространства университета должна строиться как часть концепции развития городского пространства. Исследователи, которые занимаются пространствами для образования, видят свою миссию в том, чтоб вывести людей из закрытых пространств, дать им возможность общаться и взаимодействовать, сделать обучение более общественным».
 

Новый функционализм
 

Как отметила дискуссант Тереза Хейтор, профессор архитектуры Высшей технической школы Технического университета Лиссабона, обучение нельзя ограничить классной комнатой: «Неформальное обучение — очень важная форма приобретения знаний. И происходит оно, как правило, за стенами школ и университетов. И поэтому созданию и обустройству пространств для неформального обучения нужно уделить соответствующее внимание. Если мы на самом деле стремимся к инновационному образованию, мы должны совершенствовать всю обучающую среду вокруг школ и университетов в общегородском контексте. Город — это та среда, которая поддерживает обучение и формирует социальный опыт человека».

По словам второго дискуссанта Джона Уортингтона, профессора школы архитектуры университета Шеффилда, прежде чем строить новые здания, университеты должны задуматься над тем, как наиболее эффективным способом можно использовать имеющиеся пространства. «Более 40 процентов помещений традиционных университетов сегодня используются как места для общения. И преподаватели, и студенты встречаются и обсуждают какие-то вопросы в коридорах, молодежь любит посидеть и поговорить на ступеньках лестниц… Раньше эти пространства считались бесполезными, а сейчас они представляются нам весьма важными и нужными. Мы должны творчески подойти к тому, как задействовать эти пространства в обучении. Но самое главное, мы должны изменить образовательный процесс и работать по-новому как в старых, так и в новых помещениях».

Елена Булин-Соколова, руководитель управления по созданию образовательного комплекса «Сколково», выступавшая третьим дискуссантом, акцентировала внимание участников семинара на изменении приоритетов в образовании. Во всем мире и в нашей стране целью образования становится формирование у детей метапредметных навыков, не связанных с какой-то конкретной дисциплиной. «Мы хотим научить наших детей тому, как надо учиться, как работать в команде и как самостоятельно принимать решения. Но эти навыки требуют других пространств и другого отношения к оснащению этих пространств. Чтобы наши дети могли заниматься, например, проектной деятельностью, мы должны обеспечить их многофункциональными пространствами, где будут выделены различные зоны, где мебель можно будет передвигать в зависимости от цели урока, где можно будет трансформировать даже стены. Все помещение должно быть архитектурно приспособлено для решения образовательных задач», — отметила дискуссант.

По словам директора Института образования ВШЭ Ирины Абанкиной, чрезвычайно важно, что академическое и исследовательское сообщество активно обсуждает идеи использования пространства внутри, между и вокруг зданий как один из образовательных ресурсов.

Другой важный аспект — это стремление исследователей, университетов и проектировщиков к новому функционализму. «В докладе было ясно показано, как видится новая функциональность в современном образовании, — сказала Ирина Абанкина. — Сегодня нам были представлены четырехмерные пространства для обучения, пространства, которые «втягивают» в себя воображение, мотивацию, модели поведения. Конечно, нам еще многое предстоит сделать в этой сфере, но надежду в меня вселяет одно: Москва относится к редким городам мира, которые в качестве своей эмблемы могут дать силуэт образовательного учреждения».

 

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.