• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ювелирный рынок: законодательство и неформальные практики

6 ноября Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков», на котором аспирант кафедры экономической социологии Марина Овчинникова выступила с докладом на тему «Динамика формальных рамок на рынке производства ювелирных изделий в России vs. неформальные практики».

Марина Овчинникова
Марина Овчинникова
В своей работе Марина Овчинникова задалась вопросом, как производители ювелирных изделий реагируют на изменчивое законодательство, регулирующее их деятельность. Рассматриваемый Овчинниковой рынок является единственной в России отраслью, которая полностью принадлежит частному сектору. И поэтому интересно, какими способами государство пытается контролировать деятельность этого рынка и какой «ответ» получает.

Автор считает, что власти воздействуют на рынок именно с помощью изменения и ужесточения законодательства. Это очень точный «удар», так как большинство предприятий являются малыми и просто не могут отвечать столь изменчивым требованиям, содержа в штате юристов и бухгалтеров высокой квалификации. В результате, как полагает Марина Овчинникова, рыночные агенты создают ответные неформальные практики, которые соответствуют вызовам формальных институтов и изменяются синхронно с ними. Конфликты, возможные в связи с несоблюдением законов, вызывают потребность в неформальном арбитраже для их разрешения, который обычно предоставляют общественные организации ювелиров.

Мариной Овчинниковой было проведено 18 глубинных интервью с участниками рынка, то есть с руководителями компаний по производству ювелирных изделий, сегментированных по типу производства (класса «люкс» и изделий массового потребления) и его масштабу (крупные, средние и мелкие производители). В исследовании также используются аналитические материалы, предоставленные агентством «РосЮвелирЭксперт». Результатом анализа эмпирических данных стало выявление наличия неформальных практик в отношениях между рыночными агентами. Также выяснилось, что санкции со стороны государства за «обхождение» формальных институтов отсутствуют.

Данный тезис вызвал бурную дискуссию, которая касалась многогранности поставленной проблемы. Оппонент, главный научный сотрудник Лаборатории математической экономики Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) Евгений Балацкий, высказал множество предложений по развитию представленного исследования и расширению его перспектив. Он предложил рассматривать эту отрасль в общем контексте отношения государства к соблюдению формальных норм различными фирмами. Иными словами, вопрос заключается в том, только ли в данной сфере государство оказывает избыточное регулятивное давление, но лояльно к невыполнению предписанных норм.

Прозвучало также предложение уделить больше внимания именно «расшифровке» действий государства, для чего, соответственно, необходимо взять интервью у представителей законодательной власти. Однако, как отметила заместитель руководителя ЛЭСИ Светлана Барсукова, подобные интервью могут не дать объективной картины, так как велика вероятность получить однотипные стандартизированные ответы, не отражающие действительного положения вещей. Кроме этого, был также затронут вопрос о том, а так ли плох этот контроль государства, ведущий к укрупнению фирм-производителей.

Участники семинара сошлись во мнении, что представленное исследование имеет большой потенциал и может стать основой для кандидатской диссертации.

 

Алена Грязнова, стажер-исследователь ЛЭСИ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Отличники и двоечники на мировой арене. Государства сравнили по умению вести политику

Политологи ВШЭ оценили государственную состоятельность (способность государства воплощать решения во внутренней и внешней политике) 142 стран. На основе собранных данных исследователи создали и протестировали индекс госсостоятельности, определили восемь ее моделей и построили общий международный рейтинг.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

Государство или потребители: кто поможет бизнесу сохранить мораль

Может ли бизнес в XXI веке быть моральным и что такое сетевые этические племена? Об этом рассказал в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» ординарный профессор кафедры маркетинга фирмы Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Игорь Липсиц.

«Если бы я не решилась учиться — не выросла бы как бизнесмен и как человек»

Иногда, чтобы найти хорошую идею для собственного бизнеса, нужно просто оглянуться на свой опыт — модель и бизнесмен Анна Барсукова, поработав в Нью-Йорке, поняла, что любая городская красотка отчаянно нуждается в поддержке свежевыжатых соков. Так появилась сеть детокс-баров Organic Religion. В рубрике «Конструктор успеха» Анна рассказала, почему учеба в вузе привлекательней подиума и как в России развивается индустрия детокса.

Топ-менеджеры охотно садятся за парту

Среди глав российских компаний свыше трети имеют два высших образования, чем резко выделяются на фоне населения в целом. Становясь студентами второй раз, топ-менеджеры стараются улучшить теоретические знания, нарастить человеческий капитал и доходы. Эти мотивы не противоречат и концепции обучения в течение всей жизни. В конце концов, постоянный апгрейд знаний — одна из гарантий конкурентоспособности. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев изучил спрос руководителей российских предприятий на второе высшее образование.

Дети магнатов не планируют долгую карьеру в бизнесе

На судьбу крупного бизнеса в России могут повлиять двойственные жизненные установки наследников нынешних магнатов. С одной стороны, дети предпринимателей имеют отличные стартовые возможности: они образованы и разделяют ценности родителей. С другой стороны, беззаветного трудоголизма от наследников владельцев капиталов ждать не приходится. Они в большей степени гедонисты, чем их родители, и не намерены посвящать развитию бизнеса всю свою жизнь. Уже в середине жизни дети бизнесменов планируют «дрейф» в сторону хобби, отдыха и развлечений. Профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская впервые изучила умонастроения будущих наследников крупного российского бизнеса.

«Мы брали людей из Вышки не за диплом, а за знания»

Учеба в Вышке — это не только получение качественного образования, но и возможность стать частью профессионального сообщества выпускников и студентов университета. А это — не только приятное общение, но и деловые связи. Многие выпускники ВШЭ, владеющие собственным бизнесом или занимающие руководящие посты в компаниях, признаются, что берут на работу вышкинцев, потому что не сомневаются в их компетенциях и профессионализме. В нашей подборке владелец инвестиционного фонда, крупный трейдер, генеральный директор и другие работодатели, в прошлом — сами студенты Вышки, рассказывают, почему предпочитают работать с выпускниками родного вуза.