• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодые исследователи из НИУ ВШЭ примут участие в научной школе по нейробиологии

Молодые исследователи из НИУ ВШЭ примут участие в научной школе по нейробиологии

© iSock

С 17 по 24 июля в Ингушетии, на всесезонном курорте Армхи, состоится Научная школа по экспериментальной и теоретической нейробиологии «Сложные нейронные сети и когнитивно специализированные нейроны». Для участия в мероприятии необходимо было пройти сложный и беспристрастный отбор. По итогам конкурса молодые исследователи из Высшей школы экономики заняли 20% всех выделенных мест.

Научная школа по экспериментальной и теоретической нейробиологии — это цикл лекций и семинаров ведущих ученых о новых достижениях в экспериментальной и теоретической нейробиологии, а также неформальных обсуждений ключевых проблем исследований мозга. Она рассчитана на молодых исследователей, аспирантов и магистрантов, работающих или планирующих вести свои научные проекты в области экспериментальной и теоретической нейробиологии.

Организаторы научной школы — Институт перспективных исследований мозга МГУ и Научный центр «Идея», поддержку которому оказывает «Норникель». Она будет проведена по двум основным темам: «Нейробиология, математика и теоретическая физика интегративной деятельности нейронов» и «Нейробиология, математика и теоретическая физика функциональных нейронных сетей».

В рамках научной школы молодые исследователи прослушают цикл лекций, примут участие в семинарах по актуальным вопросам нейробиологии, математики и теоретической физики интегративной деятельности нейронов, обсудят ключевые проблемы исследований мозга. Перед участниками выступят лекторы — ведущие ученые-нейробиологи, в том числе представители профильных институтов РАН, МГУ, МФТИ, Техасского университета, Brain Corporation (Сан-Диего, США), Центра обучения, памяти и когнитивных процессов Института Вейцмана (Израиль).

Оргкомитет научной школы получил более 240 заявок на 40 мест. В число 40 победителей конкурса вошли восемь представителей Высшей школы экономики. Среди них есть аспиранты и стажеры-исследователи Института когнитивных нейронаук и Международной лаборатории алгебраической топологии и ее приложений НИУ ВШЭ.

Двое победителей конкурса, Константин Сорокин, аспирант и приглашенный преподаватель факультета компьютерных наук, стажер-исследователь Международной лаборатории алгебраической топологии и ее приложений НИУ ВШЭ, и Дария Клеева, аспирант факультета социальных наук, стажер-исследователь Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, рассказали новостной службе портала, почему для них важно участие в научной школе.

Константин Сорокин

Константин Сорокин

«Посещение этой научной школы для меня очень важно как для исследователя, практически полностью сфокусированного на нейробиологических структурах.

Исследованиями, связанными с нейробиологией, я занялся, еще когда учился на факультете математики НИУ ВШЭ. Работая в Лаборатории алгебраической топологии, начинаешь применять высокую математику к практическим проблемам. Постепенно углубившись в эту тему, исследуя как нейробиологию, так и методы топологического анализа данных и машинного обучения, я начал заниматься самостоятельными исследованиями, активно сотрудничая с группой академика РАН Константина Владимировича Анохина и создав на факультете компьютерных наук свой проект и семинар, посвященный компьютерным методам анализа когнитома.

Вместе со студентами и коллегами в рамках проекта мы работаем над проблемой понимания пространственного кодирования клетками места в гиппокампе мозга. За последние полтора года провели немало исследований и получили множество интересных результатов, начали нащупывать рабочие подходы к исследованию данных нейронной активности.

В научной школе будет участвовать множество интересных для меня спикеров, в том числе занимающихся топологическим анализом нейроданных. К примеру, Юрий Дабагян или же Александр Горский, подходящий к нейробиологическим проблемам со стороны теории графов и сложных сетей. Очень интересно послушать Нахума Улановского — исследователя пространственного кодирования нейронами места трехмерного и сложно организованного пространства у летучих мышей (вместе со своей научной группой он построил для этого 800-метровый тоннель).

Будучи активным исследователем в этой области, я должен постоянно взаимодействовать со старшими коллегами, чтобы держать руку на пульсе передовых исследований, понимать научные тренды, а также ценность и истинность своих исследований. К тому же я читаю научные и научно-популярные лекции на различных площадках, вместе с Константином Владимировичем мы участвовали в съемках научной передачи “Границы познания”, через пару недель у меня лекция для широкой аудитории в “Зиларте”.

Чтобы стать участником научной школы, нужно было пройти большой конкурс (уверен, если бы многие студенты были решительнее, он стал бы еще больше). Лично меня пригласил поучаствовать Константин Владимирович — главный организатор и идейный вдохновитель этой конференции. Думаю, я смогу с большой пользой для себя и для проекта провести там время. Очень рад, что у меня будет время обсудить в деталях с людьми, находящимися на переднем крае науки, свои наработки и идеи, понять лучше их интуицию и обменяться опытом».

Дария Клеева

Дария Клеева

«В летней школе от Научного центра “Идея” я буду участвовать второй раз. В прошлом году она проходила в “Сириусе” и была посвящена математическим и физическим аспектам анализа данных в нейронауке. Эта школа позволила не только окунуться в теорию, важную для понимания того, как устроена иерархия сетей мозга, как можно описывать и моделировать динамику их функционирования, но и принять участие в практике. Участникам предлагали на выбор несколько проектов, чаще всего связанных с обработкой тех или иных данных мозговой активности.

По завершении школы каждая команда представляла полученные результаты, а совместное обсуждение этих результатов оказалось полезным для последующего развития проектов уже вне рамок школы. Так, например, до сих пор с коллегами из Сколтеха и МГУ мы продолжаем заниматься проектом, посвященным снижению размерности данных электроэнцефалографии (ЭЭГ) для анализа синхронизации корковых источников.

Участие в подобного рода школах и проектах важно для меня, поскольку тема моей кандидатской диссертации касается разработки методов оценки функциональной связности в коре головного мозга. Эта тема требует подкованности в области цифровой обработки сигналов, статистики и теории графов. Также она популярна в современной нейронауке, ведь именно функциональная связность является информативным маркером важных нейрональных процессов в мозговых сетях.

Когда я узнала, что школа проводится во второй раз в этом году, то сразу отправила заявку. Вне всяких сомнений, участие в ней принесет пользу как с точки зрения работы над моей диссертацией (на школе вновь будет освещаться сетевая нейронаука), так и с позиции расширения научного кругозора (например, в рамках темы биологии, математики и теоретической физики сознания).

При подаче заявки необходимо было обосновать мотивацию участия в школе, перечислить свои проекты и приложить резюме. Аналогичный процесс отбора был и в прошлом году. Судя по тому, что все участники в прошлом году с энтузиазмом посещали лекции и участвовали в проектах, это оптимальные критерии».

Вам также может быть интересно:

Даже несуществующий медицинский термин значительно влияет на оценку поведения человека

Ученые Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ Алексей Котов, Иван Асланов и Юлия Судоргина экспериментально доказали, что категориальные названия, в том числе выдуманные медицинские термины, значительно влияют на суждения людей, активизируя семантические знания в памяти. Исследование опубликовано в Frontiers in Psychology.

Мозг в космосе: как меняется нервная система человека в невесомости

Роскосмос обсуждает полеты на Марс, NASA планирует организацию туров на МКС, SpaceX тестирует прототип марсианского корабля Starship. Ученые же всерьез обеспокоены безопасностью долгого пребывания в космосе. Влияние невесомости на кости, мышцы и вестибулярный аппарат известно, но как меняется мозг космонавтов? IQ.HSE собрал самые свежие исследования по теме.

О чем расскажут пальцы рук

Соотношение длины пальцев укажет на уровень образования мужчины.

Никотин может помочь в лечении шизофрении

Ученые раскрыли механизм действия никотина на нервные клетки, функции которых нарушаются при психических расстройствах.

Как формируется алкогольная зависимость

Одна из причин алкоголизма — дисбаланс в работе дофамина, воздействующего на "центр удовлетворения" в головном мозге.

Забота о других помогает заботиться о себе

Способность заботиться о себе развивается, когда человек переживает за других. Нейробиологи тесно увязывают эти две способности. Восхищение и сострадание к другим людям вызывает в мозге человека активность в тех нейронных структурах, которые участвуют в формировании самосознания. Тем самым, сопереживание заставляет человека осмыслять собственное «Я», влияет на его этический выбор и вызывает желание участвовать в социально значимых нравственных действиях, рассказали ученые НИУ ВШЭ, доцент кафедры общей социологии Мария Козлова и научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Наталья Кошелева.

Как прикоснуться к науке, которая станет интригой ближайших десятилетий

17 октября в рамках фестиваля «Наука 0+» пройдет Welcome Lab Day департамента психологии НИУ ВШЭ. О том, что покажут на этом дне открытых дверей, какие направления сегодня наиболее популярны в психологии и можно ли заставить человека подчиняться мнению большинства с помощью стимуляции мозга, рассказывает руководитель департамента психологии Василий Ключарев.

В Высшей школе экономики обсудят нейробиологические механизмы социального влияния

30-31 августа 2015 года в Высшей школе экономики пройдет первый международный семинар по нейробиологическим механизмам социального влияния (Neurobiology of Social Influence). Организатор — Центр нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

Наука о мозге часто подменяется мифами

Образовательное сообщество хотело бы использовать новые достижения нейробиологии — науки, изучающей мозг. Однако попытки транслировать достижения ученых нередко приводят к тому, что учебные методики создаются на основе заблуждений и мифов, отметил руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ Василий Ключарев в докладе «Нейробиология и образование: мифы и взаимосвязи».

Аспиранты факультета психологии ВШЭ смогут проводить психофизиологические исследования мирового уровня

В этом году в аспирантскую школу по психологическим наукам на бюджетные места набирают по конкурсу 10 человек. Они будут слушать учебные курсы в соответствии со своими научными интересами и работать в лабораториях на самом современном оборудовании.