• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи ВШЭ выявили профессиональные траектории 25-летних

Исследователи ВШЭ выявили профессиональные траектории 25-летних

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Ученые из Института образования ВШЭ определили типичные образовательные и карьерные траектории высокообразованной молодежи. Они выявили и описали девять маршрутов 25-летних. Выяснилось, что 30% бакалавров и специалистов продолжают обучение в магистратуре сразу или через пару лет после окончания первой ступени образования, оставшиеся 70% просто выходят на рынок труда. Полная версия работы опубликована в серии докладов Института образования НИУ ВШЭ. 

Базой для изучения стали данные национального репрезентативного исследования «Траектории в образовании и профессии», которое ведет Институт образования ВШЭ. Выборку составили российские школьники, которые в 2012 году учились в 9-м классе. Исследователи проследили траектории 1247 школьников, которые к 24–25 годам получили высшее образование: стартовые условия и контекст, в котором эти траектории разворачивались. 

В исследовании использовали метод анализа последовательностей (sequence analysis) с последующим кластерным анализом. Этот метод пришел в социальные науки из биоинформатики, где он применяется при расшифровке генома. Суть анализа последовательностей состоит в том, что ученые смотрят на изменения состояний или характеристик объекта во времени и классифицируют сценарии этих изменений. 

Вера Мальцева

«В случае с образовательно-карьерными траекториями мы изучали, как сменяют друг друга стадии получения образования и состояния на рынке труда: учеба в школе, колледже, вузе, совмещение учебы в колледже (вузе) и работы, временная занятость, постоянная работа, неактивность и безработица», — комментирует один из авторов доклада, старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Вера Мальцева.

Исследователи выделили девять траекторий в образовании и на рынке труда, характерных  для нынешних 25-летних: линейная, линейная с совмещением, карьерная, длинная линейная, реверсивная, длинная карьерная, отложенная, прекариальная, транзитная. 

Сильнее всего эти пути отличает друг от друга длительность образования. В то время как 30% бакалавров и специалистов продолжают обучение в магистратуре сразу или через пару лет после окончания первой ступени образования, оставшиеся 70% просто выходят на рынок труда. 

Вторая особенность — это длительность опыта работы как после окончания обучения, так во время него. По статистике, более 60% студентов совмещают учебу и работу, но у оставшихся 40% такого опыта нет. В итоге опыт работы 25-летних, обучавшихся в школе, бакалавриате и магистратуре, оказывается очень разным — от шести лет до полного его отсутствия. Это отражается на их заработках и на том, насколько легко и быстро им удается получить постоянную работу. 

Исследование показало, что маршруты не сводятся к простым оппозициям: поступил в магистратуру или нет, совмещал работу и учебу или нет, находится сейчас в постоянной занятости или нет. Все устроено сложнее. 

Путь «школа — учеба без работы — переход на постоянную позицию» больше не актуален. Учеба активно совмещается с работой как в бакалавриате, так и в магистратуре. Если в бакалавриате такой традиционный путь еще возможен, то в магистратуре он чреват сложностями при переходе к постоянной занятости. 

На формирование образовательно-профессиональных траекторий влияют успеваемость и когнитивные способности, социально-экономический статус семьи, место проживания, выбранная специальность. По более длинным образовательным траекториям следуют те, чья успеваемость и социально-экономический статус были выше. Ранний выход на работу не всегда связан с более низкой успеваемостью и невысокими ресурсами семьи,  а может быть карьерной стратегией с расчетом на более гладкий переход к постоянной занятости и получение более высокой заработной платы.

Авторы статьи подчеркивают, что важно не спешить с выводами об успешности той или иной траектории, особенно применяя традиционную метрику заработной платы. Для капитализации образования необходимо время. 

Наталья Розенфельд

«К 25 годам часть молодежи только завершает образование и лишь начинает полноценно выходить на рынок труда. С другой стороны, зарплата не отражает всей сложности субъективного восприятия успешности траектории в образовании и профессии. У успешности есть спектр нематериальных метрик: социальная мобильность, самореализация, удовлетворенность работой и многое другое», — рассказывает один из авторов доклада, стажер-исследователь Института образования НИУ ВШЭ Наталья Розенфельд. 

Вам также может быть интересно:

Стажировки, квизы, лимонад: в Вышке состоялся Карьерный марафон

17 апреля в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре прошел весенний Карьерный марафон от Центра развития карьеры НИУ ВШЭ. Информационные стенды, а также подарки и сюрпризы для студентов подготовили 35 компаний, и среди них финансовые институты, IT-интеграторы, банки, консалтинговые фирмы и др.

Больше тысячи студентов питерской Вышки встретились с партнерами университета на HSE Career Day

В середине ноября в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург провели HSE Career Day. В мероприятии приняли участие более 1000 студентов и 26 компаний-партнеров, которые презентовали свои карьерные возможности и разыграли мерч. Встречу бизнеса и образования организовали студенты вместе с Центром развития карьеры.

Открытые новому и аккуратные сотрудники получают зарплату на 8% выше

Исследователи факультета экономических наук ВШЭ выяснили, что ответственные люди с меньшей вероятностью оказываются без работы, а если ответственность сочетается с открытостью и эмоциональной устойчивостью, то и вовсе могут рассчитывать на бóльшую зарплату. Исследование опубликовано в журнале Higher Education in Russia and Beyond.

ИСИЭЗ Вышки исследовал изменения в образовательных траекториях за 20 лет

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал потоки обучающихся по основным уровням образования — начиная с дошкольного и заканчивая подготовкой кадров высшей квалификации, и оценил изменения в образовательных траекториях и стратегиях за период с 2001 по 2021 гг. Результаты опубликованы в серии информационных бюллетеней по проекту «Мониторинг экономики образования» (МЭО).

В Москве запущен профориентационный проект «Высшая школа карьеры»

30 января в парке «Зарядье» состоялся запуск проекта «Высшая школа карьеры», который направлен на помощь родителям и детям в вопросах профориентации. Среди спикеров – руководители образовательных организаций, специалисты медиасферы, представители ведущих компаний.

28%

россиян обрадовались бы желанию дочери стать программистом. Аналогичной карьере для сына были бы рады 40% наших соотечественников.

Почему российские гуманитарии — не экспортный товар

Директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин спорит с хедхантером Аленой Владимирской о причинах невостребованности российских гуманитариев на Западе.

Карьере способствуют не только профессиональные качества, но и связи

Дружеские и семейные связи помогают на этапе карьерного старта, но особенно важно покровительство влиятельных лиц для продвижения управленцев нижнего и среднего звена, выяснила группа экспертов Центра исследований социальной организации фирмы ВШЭ.

74%

молодых специалистов в возрасте 19-24 лет используют дружеские или родственные связи при устройстве на работу.

«Диплом Вышки помог мне устроиться на работу в Google»

Диана Огаркова, выпускница факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ 2007 года, вспоминает студенческие годы, рассказывает о своей сегодняшней работе, делится советами, как выбирать вуз для поступления.