• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Безопасность бизнеса: первый выпуск факультатива

20 декабря прошло заключительное занятие в рамках общеуниверситетского факультатива «Безопасность предпринимательской деятельности». Началась запись на участие в новом цикле факультатива. Рассказывает директор Института проблем безопасности ВШЭ Александр Юрченко.

 

— Александр Васильевич, факультатив, посвященный проблемам комплексной безопасности бизнеса, прошел в Высшей школе экономики впервые. Как вы оцениваете «пробу пера»?

— Для профессорско-преподавательского состава нашего института в рамках НИУ ВШЭ это действительно был стартап. Это также была первая «дегустация» студентами необычного образовательного материала и преподавателей, которые являются в основном практикующими менеджерами подразделений безопасности. Полагаю, что все мы вместе с этой новизной в первом приближении справились. Слушатели изучили на занятиях 16 больших тем, которые обсуждались на семинарских и практических занятиях, на круглых столах и встречах с представителями негосударственных служб безопасности. Наш коллектив постарался представить методологически выверенный образовательный материал, наглядно продемонстрировать его в виде слайдов, увязать с практикой. В занятиях приняли участие представители управления безопасности группы компаний «Спортмастер», отделов информационной безопасности и технических средств защиты управления безопасности Московского банка ОАО «Сбербанк России», управления финансового мониторинга службы комплаенса ОАО «Альфа банк», управления безопасности концерна «Трансмашхолдинг» и другие.

— Возникали какие-то проблемы?

— Да, проблемы были. Первая из них состоит в том, что безопасность современной предпринимательской деятельности, по сути, является сферой управления сложными и разноплановыми системами, каждая из которых имеет свою специфику, набор базовых понятий и определений. Нам было очень непросто рассказать об этом студентам, обучающимся на разных курсах разных факультетов. Согласитесь, сложно дать одинаковый для восприятия материал для студентов факультетов права, экономики, менеджмента, бизнес-информатики и других. Это подтвердили на итоговом занятии наши слушатели. Они не ожидали, что столкнутся на факультативе с объемным и сложным материалом.

— А какие еще мнения, пожелания высказали студенты?

— Им понравилось посещение пульта централизованного управления Московского банка ОАО «Сбербанк России», решающего не только вопросы комплексного обеспечения безопасности этого финансово-кредитного учреждения на территории Москвы, но и своевременного получения информации о возникающих проблемах в сфере розничного обслуживания. Практический интерес для наших слушателей представила реальная работа в информационном пространстве НП «Национальное кредитное бюро», в ходе которой они получили возможность вести информационный поиск и выстраивать множественные взаимосвязи аффилированных структур. Студенты проявили заинтересованность в решении сложных многоэтапных задач по различным разделам нашего курса. И это правильно, они взрослые люди и нацелены на приобретение «продукта», который они смогут применить на практике. Мы учли эти пожелания и внесем коррективы в обучение следующего потока, который пройдет в 3 и 4 модулях. Однако преподаватели института одновременно понимают, что давать только практику мы не можем, ведь любой образовательный процесс идет по алгоритму «знания-умения-навыки». Никому еще не удавалось вырабатывать навыки, игнорируя первые две составляющие. Кроме этого, наши молодые коллеги выразили пожелание продолжить обучение на факультативах, посвященных более узким разделам безопасности, таким как «Экономическая безопасность», «Защита бизнеса от враждебного поглощения», «Финансовый мониторинг в целях противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «Информационная безопасность для непрофессионалов» и другим.

— Александр Васильевич, каковы общие итоги факультатива?

— Все слушатели справились с программой, получили зачет на основе подготовленных рефератов. Что еще немаловажно, в конце занятий мы могли общаться на профессиональные темы на одном языке. Как мы и договаривались, определены три лучших реферата: «Превентивная защита от рейдерских атак» (Никита Киселев, четвертый курс факультета права), «Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Динара Горохова, третий курс факультета права) и «Особенности использования современных оффшорных зон в целях совершения сомнительных операций» (Сергей Кривенко, четвертый курс факультета права). Эти работы будут опубликованы в научном журнале «Национальная безопасность».

 

Иван Иванов, специально для новостной службы портала ВШЭ

 

Вам также может быть интересно:

Общеуниверситетские факультативы: что Вышка предлагает своим студентам, сотрудникам и внешним слушателям

5 сентября начинается регистрация на общеуниверситетские факультативы НИУ ВШЭ. Они открыты и для студентов Вышки, и для внешних слушателей. Рассказываем о том, как записаться на них.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Какие общеуниверситетские факультативы выбрали студенты ВШЭ и внешние слушатели

20 декабря завершилась кампания по выбору студентами НИУ ВШЭ и внешними слушателями общеуниверситетских факультативов на 1-е полугодие 2019 года. Сколько заявок подали на эти курсы? Какой курс оказался самым «многолюдным»? Куда записалось больше всего внешних слушателей? Подводим итоги.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Вышка открыла запись на общеуниверситетские факультативы первого учебного полугодия

Факультативы доступны студентам Вышки, студентам других университетов и всем желающим.

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

Вышка приглашает на общеуниверситетские факультативы

В 2017/2018 учебном году НИУ ВШЭ открывает 50 общеуниверситетских факультативов, присоединиться к которым могут не только студенты университета, но и внешние слушатели. Факультативы открыты для всех независимо от возраста и уровня обучения. Посещение бесплатно для всех слушателей, в том числе внешних.

Начинается запись на общеуниверситетские факультативы, стартующие во втором полугодии

С 1 декабря по 20 декабря будет открыта запись на общеуниверситетские факультативы ВШЭ, стартующие во втором полугодии 2016/2017 учебного года. Занятия, как обычно, будут бесплатными, записаться на них могут не только студенты ВШЭ, но и все желающие.

Открыта запись на общеуниверситетские факультативы

В 2016/2017 учебном году НИУ ВШЭ открывает более 50 общеуниверситетских факультативов, присоединиться к которым могут не только студенты университета, но и внешние слушатели. Факультативы открыты для всех независимо от возраста и уровня обучения. Посещение факультативов бесплатно для всех слушателей, в том числе внешних.