• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В пандемию преподаватели вузов стали еще больше работать

В пандемию преподаватели вузов стали еще больше работать

© Высшая школа экономики

Рабочая неделя ученых стала еще длиннее в период пандемии. Этот эффект коснулся исследователей из разных стран вне зависимости от их пола и специализации, выяснила международная команда с участием ученых из НИУ ВШЭ. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40. Увеличение количества рабочих часов в неделю, по-видимому, часть новой нормы академической среды. Результаты исследования опубликованы в журнале Plos One.

Пандемия COVID-19 сделала условия работы многих исследователей более неопределенными. Университетским ученым пришлось адаптироваться к новым способам организации учебного процесса, научиться разбираться в  онлайн-платформах для обучения, оценивать работу студентов и давать им качественную обратную связь.

Группа ученых из России, Португалии и Гонконга в 2020 году изучила, как кризис COVID-19 повлиял на рабочую нагрузку и распределение времени на выполнение рабочих задач их коллег. Сама работа стала результатом пандемии: авторы виделись только онлайн.

Респондентов для исследования отобрали случайным образом из числа авторов научных материалов (статей, тезисов конференций, книг и т.д.) в базе научного цитирования Scopus за 2019 год. Участников попросили заполнить анкету с вопросами о текущей рабочей нагрузке, а также о времени, которое ученые ожидали затратить на различные исследовательские, преподавательские и управленческие/служебные задачи и затратили на самом деле.

В первый раз респонденты заполняли анкету в мае 2020 года, во второй раз — в ноябре того же года. Было разослано 126 тысяч писем-приглашений. В первой волне исследования приняли участие 902 ученых со всего мира. Эффективная выборка составила 525 респондентов. Больше всего участников было из Соединенных Штатов Америки (104), Бразилии (49) и Италии (31). Выборка второй волны состояла из 169 участников. Наиболее широко были вновь представлены эти же страны.

Исследователей просили описать конкретную академическую задачу (например, научное руководство) и оценить, сколько времени они рассчитывали потратить на эту деятельность до пандемии (как если бы пандемии никогда не было) и во время нее.

Оказалось, что в среднем в 2020 году университетские ученые работали на три часа в неделю больше, чем в 2019-м. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40 часов в доковидное время.

Основная причина увеличения рабочей нагрузки была связана с преподаванием и в меньшей степени — с выполнением административных обязанностей. Больше всего трудностей у ученых во время пандемии вызвала адаптация к новым методам обучения. Особенно много времени стало уходить на перенос образовательного процесса в онлайн-среду и обучение пользованию онлайн-платформами.

Ученым необходимо было разрабатывать новые способы оценки студенческих работ и обратной связи. Время общения со студентами также изменилось. Если раньше преподаватели встречались с ними в определенные рабочие часы, то в пандемию запросы от учащихся приходили в любое время в течение недели. Ответы на них увеличили нагрузку на преподавателей.

Одновременно с этим время, которое ученые тратили на исследовательскую работу, осталось прежним вне зависимости от пола и дисциплинарной области.

В то время как большая часть исследований воздействия пандемии COVID-19 на академическую среду посвящена возможностям изменения методов преподавания, а также давлению, которому ученые подвергались во время кризиса, новое исследование позволило рассмотреть пандемию как событие, которое подчеркнуло уже укрепившиеся тенденции переработки в академической среде.

Анна Панова

«Ученые и так работают больше нормы. А во время кризиса они стали трудиться еще больше, чтобы смягчить неопределенность в период пандемии. Это адаптивное поведение только усилило давно сформировавшуюся тенденцию. Причем такая стратегия могла быть как их собственным выбором, так и  результатом давления извне — со стороны университета или коллег», — комментирует Анна Панова, старший научный сотрудник Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ. 

Мария Юдкевич

«Сверхурочная работа делает исследователей все более уязвимыми к стрессу и выгоранию. Во время пандемии установилась новая норма, когда ученые работают еще больше. Вопрос в том, насколько устойчива эта ситуация и каковы ее долгосрочные последствия. Это особенно интересно, так как в других производственных секторах, наоборот, серьезно рассматривается сокращение количества рабочих дней и часов для повышения производительности труда и качества жизни», — считает Мария Юдкевич, заведующая Международной лабораторией институционального анализа экономических реформ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

«Мы хотели дать возможность межкампусным коллективам развивать научные исследования»

Подведены итоги Конкурса проектов на выполнение фундаментальных научных исследований распределенными межкампусными научными подразделениями НИУ ВШЭ, который проводился в университете впервые. Поддержано 10 научно-исследовательских групп по пяти научным тематикам. Четыре проекта-победителя будут выполняться новыми научными подразделениями, созданными в результате конкурса.

«Удалось собрать на одной площадке специалистов по ИИ, чистой математике и нейробиологии»

В начале сентября на факультете компьютерных наук Вышки прошла международная конференция Computer Methods of Cognitome Analysis. Событие, посвященное методам анализа когнитома, было организовано Международной лабораторией алгебраической топологии и ее приложений ФКН ВШЭ.

Ученые рассказали, как РНК влияют на развитие онкологии

Международная группа ученых и медиков с участием исследователей из НИУ ВШЭ изучила влияние микроРНК и длинных некодирующих РНК на развитие рака яичников у женщин. Ученые рассмотрели более сотни образцов опухолей и выяснили, что определенные микроРНК препятствуют мутации клеток, а длинные некодирующие РНК, связывающие их, наоборот, ее стимулируют. Полученные результаты могут помочь в разработке нового типа фармацевтических препаратов, регулирующих концентрации микроРНК у пациентов. Исследование опубликовано в International Journal of Molecular Sciences.

Ученые ВШЭ адаптировали на русский язык Шкалу эмоционального заражения

Ученые из Института когнитивных нейронаук ВШЭ перевели опросник эмоционального заражения на русский язык и проверили его действие на русскоязычных испытуемых. Это первое исследование того, как люди бессознательно подражают чужим эмоциям, проведенное на российской выборке. Результат опроса более 500 респондентов показал, что женщины больше склонны к заражению чужими чувствами, чем мужчины. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

Ученые разработали новый метод анализа генетического перемешивания популяций

Исследователи Международной лаборатории статистической и вычислительной геномики НИУ ВШЭ совместно с иностранными коллегами предложили новый статистический метод анализа перемешивания популяций. Он позволяет точнее определять время и количество волн миграций. Так, в истории колумбийцев и мексиканцев (потомков коренных американцев, испанцев и африканцев) по два эпизода перемешивания, которые произошли около 350 и 200 лет назад для мексиканцев и 400 и 100 лет назад для колумбийцев. Результаты опубликованы в журнале Plos Genetics.

Российские ученые рассчитали, как лучше всего распределять награды в командных турнирах

Исследователи из Международной лаборатории экономики нематериальных активов ВШЭ вывели функцию расчета вознаграждений для победителей и призеров командных соревнований. В работе использовалась статистика турниров по киберспорту. Полученный принцип позволит выстроить оптимальную структуру призов в групповых турнирах в любой сфере, в том числе в бизнесе или битве патентов. Результаты исследования опубликованы в Journal of Economic Behavior & Organization.

Ученые предложили новый способ борьбы с раком

Коллаборация исследователей при участии специалистов Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ представила новый способ борьбы с трудноизлечимой меланомой. Ученые обнаружили, что одна из форм молекулы ДНК, попадая в раковые клетки, способна вызвать иммунный ответ, аналогичный реакции организма на вирус. В результате погибают клетки, поддерживающие рост опухоли, а пациент снова начинает реагировать на противораковую терапию. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Пандемия способствовала обустройству офисов на дому

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует изменение спроса работающего населения на цифровые устройства в связи с расширением практик удаленной занятости и дистанционного обучения на фоне пандемии COVID-19.

Ученые из Москвы и Владивостока вместе изучают институты и предпочтения в экономическом поведении

До 20 мая продолжается прием заявок от подразделений НИУ ВШЭ на открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» 2022 года. Одна из зеркальных лабораторий, успешно работающих сегодня, была создана по итогам аналогичного конкурса в 2020 году учеными-экономистами из НИУ ВШЭ и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) для изучения институтов и предпочтений в экономическом поведении. Как организовано сотрудничество коллег из Москвы и Владивостока, рассказывает заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин.

Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников

Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.