• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Китай и Индия: два гиганта, но не лидера

Перед Китаем и Индией открываются и большие экономические возможности, и серьезные опасности. Перспективы роста двух азиатских гигантов рассмотрел Л. Гринин в своем докладе, представленном на XIV Апрельской международной конференции ВШЭ.

В ближайшие десятилетия Китай и Индия будут в числе ведущих экономик мира по объему ВВП, но не всегда — по темпам роста. Китай замедлит развитие, в том числе и из-за старения населения и дефицита рабочей силы. У Индии окажется больше ресурсов для сохранения высоких темпов развития, однако и она будет вынуждена уступить ряду быстроразвивающихся стран, прогнозирует ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Леонид Гринин в своей работе «Китайская и индийская модели экономического развития и перспективы мирового лидерства».

 

Три кита Китая: инвестиции, экспорт, конкуренция провинций

Роль развивающихся стран в мире будет возрастать, а роль развитых западных стран — сокращаться, убежден исследователь. Среди преимуществ Китая в этой гонке Гринин называет ориентацию его экономики на экспорт, дешевую рабочую силу, значительные иностранные вложения и высокую долю инвестиций в ВВП. Благодаря огромной роли государства на накопление идет сверхвысокая доля ВВП. Этот фактор, наряду с дешевой социальной политикой и дешевой экологией, также помогает Китаю поддерживать высокие темпы роста.

В Китае, подчеркивает Леонид Гринин, возникла уникальная система движущих сил развития: в отличие от развитых стран главную роль играют здесь иностранный бизнес, местные власти и госкорпорации.

Роль иностранных инвесторов в КНР переоценить невозможно: именно в секторе, связанном с их вложениями, производится львиная доля экспортных и инновационных товаров.

Что касается внутренних факторов, то крайне эффективным для формирования высоких темпов роста стал особый механизм участия государства в развитии производства. А именно — мощная конкуренция провинций за привлечение инвестиций и высокие показатели роста (см.: Бергер, 2009).

То, что удалось разбудить силы внутри аппарата управления, которые крайне заинтересованы в экономическом росте, по мнению Гринина, во многом и определило китайский экономический феномен.

 

Что сдерживает рост Китая

Технологический и инновационный уровни китайской экономики растут. Однако в целом она пока остается неинновационной, экстенсивной и ресурсозатратной, а также экологически очень грязной.

Леонид Гринин перечисляет факторы возможной пробуксовки роста экономики Китая.

  1. Нехватка ресурсов. Китай во многом зависит от импорта энергии и сырья, причем эта зависимость будет увеличиваться.
  2. Грядущая нехватка рабочей силы и рост ее стоимости. Политика «Одна семья — один ребенок» (официальный контроль рождаемости с конца 1970-х) привела к тому, что молодежи в экономику будет приходить меньше, чем уходить на пенсию пожилых людей. После 2013-2016 гг. дефицит рабочей силы будет возрастать.
  3. Удорожание экспортной продукции и уменьшение притока капитала. Они уже сказываются. Рост затрат и конкуренция стран с более дешевой рабочей силой замедляют рост экспорта. В 2012 г также несколько уменьшился приток иностранных инвестиций.
  4. Падение отдачи от инвестиций. Норма инвестиций в Китае приближается к 50% от ВВП, но отдача от них в целом невысокая. В стране немало излишних мощностей, что ведет к ненужным затратам, чрезмерной конкуренции и рано или поздно вызовет сокращение инвестиций и замедление роста.
  5. Экология. Китай — лидер по загрязненности воздуха, воды и почвы. Улучшение ситуации в этом плане означает удорожание продукции и уменьшение темпов роста.
  6. Рост затрат на социальные нужды. Старение населения, подъем жизненных стандартов, необходимость не допускать большого разрыва в уровне жизни, а также забота об увеличении внутреннего потребления ведут к росту обязательств государства. Это в будущем станет тяжким бременем для Китая.
  7. Рост диспропорций, ограничение роста неравенства и контроль над инфляцией ради поддержания стабильности китайского общества значительно влияют на экономическую политику и темпы роста.

Леонид Гринин делает вывод: так или иначе, несмотря на усилия китайских властей, темпы роста экономики будут постепенно замедляться. Даже при благоприятных обстоятельствах в течение ближайших трех лет они не превысят 6–7 %. А после 2016 г. они снизятся до 4–6 %.

 

Три мира Индии

По мнению Леонида Гринина, индийская модель экономического развития уникальна. Она органично сочетает в себе черты развитых капиталистических, социалистических и развивающихся стран, то есть всех трех миров — первого, второго и третьего, представленных на карте планеты. Такой «симбиоз» дает Индии преимущества в адаптации к различным явлениям.

Исследователь описывает этот специфический универсум Индии. Третий мирхарактеризуется перенаселенностью, бедностью, безработицей и высокой неграмотностью. Второй мир — это активная экономическая деятельность государства по развитию инфраструктуры и экономики на основе пятилетних планов плюс регулирование социальной жизни.

Первый мир. В Индии существуют устоявшаяся демократия, сложившаяся частная собственность, крупные негосударственные корпорации, развитый рынок ценных бумаг, а также немалая прослойка людей свободных профессий и высококвалифицированных специалистов, занятых в частном бизнесе. К этому добавляются инновации и достижения фундаментальной науки. Такие характеристики первого мира в совокупности более не встречаются в развивающихся странах, уточняет Гринин.

Таблица 1. Процент грамотного населения среди взрослых (в возрасте 15 лет и выше, %)

 

Оба пола

 

2000

2010

Китай

90,9

 

94,3

 

Индия

61,0

(2001)

62,8

(2006)

 

 

 

 

 

 

Женщины

 

2000

2010

Китай

86,5

 

91,3

 

Индия

47,8

(2001)

50,8

(2006)

 

 

 

 

 

 

Мужчины

 

2000

2010

Китай

95,1

 

97,1

 

Индия

73,4

(2001)

75,2

(2006)

Источник: ADB 2012

 

«Портрет» индийской экономики

Леонид Гринин отмечает знаковые черты экономики Индии:

  1. Большая роль государства во всех сферах, которая, однако, уменьшилась в результате реформ после 1991 г.
  2. Существенное значение крупных многосекторных частных и государственных корпораций при огромном числе (до 45–50 млн) мелких предприятий в промышленности и особенно в сфере услуг.
  3. Преобладание в структуре экономики сферы услуг, включая финансовые и другие современные сектора, при быстром росте промышленности.
  4. Крупные экспортные сектора высокотехнологичного производства и квалифицированных услуг (компьютерно-информационные технологии, создание программных продуктов, аутсорсинг и др.). Это позволило Индии занять особое место в международном разделении труда.
  5. Активное привлечение иностранных инвестиций и технологий.
  6. Высокая норма накопления, внимание к инфраструктуре и научно-техническим инновациям.
  7. Упор на внутреннее потребление как на мотор роста при поощрении экспорта, ограничении импорта и развитии импортозамещения.
  8. Важная роль зарубежных индийских общин.

Среди преимуществ, являющихся исторической особенностью или достижением Индии, Леонид Гринин также выделяет:

  • широкое распространение английского языка и англоязычной литературы;
  • высокий уровень индийского высшего образования и фундаментальной науки, позволяющий выпускать специалистов хорошей квалификации со знанием английского;
  • большое количество высококвалифицированной рабочей силы в инновационных областях (во многом следствие особых усилий индийского правительства).

 

Ограничения индийской модели — продолжение ее достоинств

Ограничения индийской модели, по мнению исследователя, — продолжения ее преимуществ, прежде всего исключительных демографических ресурсов.

В ближайшее время экономика страны получит небывалое количество молодых людей. Однако обратная сторона демографической «медали» — трудно решаемые проблемы безработицы, бедности и неграмотности. При этом надо учесть, что усиление социального недовольства нередко возрастает именно в момент обозначившихся возможностей решения проблемы в течение обозримого времени. Леонид Гринин поясняет: «Демократические традиции Индии являются ее преимуществом, однако при определенных условиях они способны стать источником политической слабости, нерешительности, роста влияния популистских и националистических движений или конфликтов».

Таким образом, считает автор работы, будущее Индии как мощной державы зависит от ее внутренней прочности. Некоторым залогом последней, на взгляд Леонида Гринина, служит то, что нынешнее государственное устройство Индии опирается не только на подтвержденные жизнью конституционные положения, но и на традиции, имеющие древние корни. Например, на убеждение элит в необходимости искать правильный баланс распределения власти между различными ее уровнями.Все это позволяет надеяться, что Индия имеет запас прочности и не развалится при сложных ситуациях.

Тормозит развитие Индии то, что огромное население, которое будет еще увеличиваться, и ожидаемый рост промышленности и городов усугубляют остроту давних проблем — недостатка пахотных земель и пресной воды. Все это требует интенсификации хозяйства и больших вложений, чтобы расширить водные ресурсы.

 

Китай и Индия — схожие черты

Леонид Гринин отмечает общие особенности двух азиатских гигантов:

  1. схожие социальные проблемы — необходимость сохранения высоких темпов роста ради обеспечения работой молодежи, быстрый рост городов, плохая экология; диспропорции между регионами; бедность и неравенство; большой демографический потенциал
  2. зависимость от импорта энергоносителей,;
  3. значительная роль государства в экономике и регулировании различных сфер, в развитии инфраструктуры; развитие национальных корпораций;
  4. активное привлечение прямых иностранных инвестиций; высокая роль предприятий с иностранным участием;
  5. наращивание экспорта и занимаемое особое место в международном разделении труда;
  6. стремление к техническому прогрессу, улучшению образования и внедрению инноваций.

 

Среди отличий между растущими азиатскими гигантами автор статьи называет:

  1. Большую роль государства в Китае.
  2. Более высокую норму накопления в Китае по сравнению с Индией, отсюда и более быстрые темпы роста.
  3. Большую ориентированность китайской экономики на экспорт, более высокую роль иностранных инвестиций, чем в Индии.
  4. В Индии — большую опору на внутреннее потребление как на источник роста.
  5. Различия структуры экономики и экспорта: в Китае преобладают промышленность и экспорт товаров, в Индии — сектор услуг и экспорт услуг.
  6. Постоянное положительное сальдо внешней торговли у Китая.
  7. Более значимую роль частного капитала и мелкого бизнеса в Индии.
  8. В Индии больше компаний, чьи акции котируются на бирже.
  9. Разные механизмы для поощрения развития: в Китае — особые экономические зоны, в Индии — технопарки.
  10. Разный уровень  инвестиций (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Доля инвестиций в ВВП (% от ВВП)

Источник: ADB 2012

 

Будущее азиатских гигантов

«Перед обоими государствами открываются как большие перспективы, так и большие опасности», — подчеркивает Леонид Гринин.

В среднесрочной перспективе (условно до 2030 г.) у Китая крупные преимущества (см., например, диаграмму 2). Однако именно в этот период, по мнению автора исследования, вероятны различные кризисы, быстрое нарастание проблем, которые существенно изменят ситуацию.

Диаграмма 2. ВВП по паритету покупательной способности (в международных долларах на текущий момент, млрд)

Источник: ADB 2012

 

По некоторым расчетам, Индия может достичь уровня Китая по ВВП примерно к 2030 г. Что касается будущего, то в долгосрочной перспективе (условно до 2050–2060 гг.) крайне существенными будут:

  • демографические изменения (старение населения Китая и, напротив, пока не исчерпанный демографический потенциал Индии — см. диаграмму 3);
  • прочность системы, ее способность к трансформациям, решению крупных проблем и предотвращению катастроф.

Диаграмма 3. Прогноз численности населения Индии и Китая до 2100 г.

Источник: Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat. World Population Prospects: The 2010 Revision .

 

Анализ моделей развития двух стран-гигантов убеждает, что в ближайшие десятилетия Китай и Индия, несомненно, будут в числе ведущих экономик мира по объему ВВП, подчеркивает Леонид Гринин. У Индии, по его мнению, в перспективе больше ресурсов для сохранения высоких темпов развития.

В заключение статьи исследователь подчеркивает, что в ближайшие десятилетия расклад сил в мире существенно изменится. Роль США и Запада будет сокращаться, а значение развивающихся стран — возрастать. Это следствие глобализации: она ускорила развитие периферии. Это приведет к сокращению бедности и росту среднего класса в развивающихся странах (см., например, NIC 2012 ).

Однако при всей реконфигурации в мире ослабление США не приведет к появлению лидера, способного заменить их, утверждается в работе. Ни Китай, ни Индия не смогут взять на себя бремя такого лидерства. Дело, в частности, в экономических возможностях (в бедности населения) и отсутствии опыта и нужных союзов. Таким образом, в мире в ближайшие десятилетия не будет абсолютного лидера, но возникнет целый ряд первенствующих в разных отношениях стран.

 

Полный текст доклада Л. Гринина

Вам также может быть интересно:

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.