• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Восточно-европейский урок для «арабской весны»

Быстрая трансформация лучше, чем постепенная. Арабским странам нельзя затягивать с экономическими реформами и решением болезненных проблем. Такую рекомендацию дал пережившим революции арабским странам архитектор польских реформ Марек Домбровский, выступая на XIV Апрельской научной конференции.

Один из авторов польской «шоковой терапии», учредитель Центра социально-экономических исследований (CASE) в Варшаве, консультант Программы развития ООН, член ученого совета Института Гайдара, Марек Домбровский (Marek Dabrowski) выступил на Апрельской конференции ВШЭ с почетной лекцией «Какие уроки могут извлечь арабские страны из опыта трансформации в Восточной Европе и бывшем СССР».

 

Продолжать реформы и избегать популизма

Построить стабильную либеральную демократию — такова, по словам Марека Домбровского, главная политическая задача для стран арабского мира. Но политические преобразования должны найти опору в экономических реформах.

По мнению ученого, экономические задачи, стоящие перед арабскими странами, менее «драматичны», чем те, которые приходилось решать странам Восточной Европы и СНГ в 1990-е годы. В тот период Домбровский, экс-замминистра финансов Польши, участвовал в консультационных программах CASE в бывшем соцлагере — странах Содружества, Восточной Европы, а также ряде арабских стран, которые «считали себя социалистическими».

К этим странам относятся Египет, Ливия, Сирия, Ирак и Алжир, а также, частично, Йемен и Тунис. Сходство между этими странами и государствами бывшего Советского блока Домбровский усматривает, например, в «преобладании политики и идеологии над экономикой», отсутствии плюрализма, административном ценообразовании, протекционизме, частичной автаркии и импортозамещающей индустриализации, а также мощной позиции силовых ведомств и большом бремени расходов на оборону.

Решение нынешних проблем арабских стран, по мнению профессора Домбровского, включает, по меньшей мере, четыре пункта:

  1. Послевоенное восстановление — в Ливии и Сирии.
  2. Необходимость «избегать популизма» — пересмотра итогов приватизации, «охоты на ведьм»  (на иностранных инвесторов, пришедших в страну при «предыдущем режиме)», большого государственного субсидирования.
  3. Последовательность и прозрачность реформ. (продолжать предыдущие реформы, но делать это в более справедливом ключе, отметил Домбровский).
  4. Решение «фундаментальных задач развития».

 

Залечить социально-экономические раны

Марек Домбровский перечислил девять основных проблем арабских стран, затрудняющих их социально-экономическое развитие. Очевидно, что их нужно решать как можно скорее. В число этих «болевых точек», входят, в частности, высокая безработица, быстрый рост населения, плохой бизнес-климат и слабая инфраструктура.

1. В арабских странах «не самый высокий ВВП на душу населения» (см. Диаграмму 1). Лучшие показатели у Ливана и Ливии. У других стран показатели существенно ниже. Особенно очевидно отстает Ирак — «страна, которая, казалось, когда-то была зажиточной, но в экономическом смысле сильно деградировала», отметил Марек Домбровский.

 

Диаграмма 1. ВВП на душу населения по партитету покупательной способности, в международных долларах
Источник: IMFWorldEconomicOutlookdatabase, April 2012

 

2. Продолжается высокий рост населения. В мире годовой коэффициент прироста населения держится, по данным докладчика, на уровне 1,1-1,2%. В большинстве арабских стран этот показатель вдвое больше, в среднем выше 2% в год.

3. Низкий образовательный уровень. «Неграмотность сохраняется среди взрослого населения, но также сохраняется и среди молодежи, особенно девушек», — пояснил Домбровский (см.Диаграмму 2)

 

Диаграмма 2. Уровень грамотности в отдельных арабских странах в сравнении с худшей по показателю из пост-коммунистических стран, Албанией
Источник: World Development Indicators database

 

4. Дискриминация женщин — «в доступе к образованию, семье, политике, менеджменте».

5. Высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи.

6. Неблагоприятный инвестиционный климат.

7. Несмотря на либерализацию торговли (а она в ряде арабских стран проведена уже с 1980-х годов), сохраняются протекционизм и «высокие торговые барьеры» в виде пошлин.

8. Дефицит современной инфраструктуры — например, отсутствие железных дорог во многих странах, слабая обеспеченность стационарной связью (ситуация с мобильной связью лучше).

9. Нерешенные политические конфликты — например, палестино-израильский или алжирско-марокканский (между Алжиром и Марокко почти нет дипломатических и торговых отношений).

Все эти проблемы «ограничивают экономический потенциал в регионе», резюмировал профессор Домбровский.

 

Учесть опыт посткоммунистических стран в политике и экономике

Евгений Ясин
Евгений Ясин
По мнению Марека Домбровского, хотя в целом ситуация в арабских странах отличается от того, что проходили Восточноевропейские государства в начале 90-х, имеется много принципиальных параллелей. Так, у Египта «очень много параллелей с Украиной, с оранжевой революцией» конца 2004 — начала 2005 гг. Египетская демократия «может закончиться тем же самым, чем и украинская», полагает экономист. Возможно, в Египте «введут войска».

Еще один урок для арабских стран Марек Домбровский сформулировал так: «Демократизация может способствовать экономическим реформам, но не является их автоматической гарантией». Популистская демократия, по замечанию докладчика, обычно «саморазрушительна».

Третий урок связан со «скоростью и последовательностью реформ». Нельзя упускать время, пока существует политическое окно для реформ. Арабским странам необходима готовность решать самые болезненные проблемы — например, вопрос чрезмерного субсидирования, в частности, поддержания искусственно низких цен на хлеб и топливо. По мнению Домбровского, экономика «не в состоянии это долго выдержать», все закончится крахом. «Шоковая терапия» — быстрые преобразования, по словам профессора Домбровского, «показали преимущества перед постепенными реформами». Реформа экономики должна быть «целостной, комплексной и последовательной», уточнил докладчик.

Что касается помощи арабским реформам со стороны, то тут, по словам исследователя, «можно рассчитывать на какую-то очень ограниченную поддержку США, Евросоюза и международных финансовых организаций». «Монархии Персидского залива могут быть заинтересованы в экономической и политической стабильности в соседних странах, и они сейчас оказывают поддержку. Весь вопрос в том, на каких условиях, при каких предпосылках и как далеко она пойдет», — добавил Марек Домбровский.

 

Преобразованиям содействовали более ранние реформы

За последние 30 лет в арабских странах, за редким исключением, были предприняты попытки провести либеральные экономические реформы (демократизация политической жизни была все же редким явлением). Так, «шаги в сторону рыночных реформ делал в Ливии Муаммар Каддафи», отметил Марек Домбровский. Одна из наиболее глубоких реформ прошла в Египте — по инициативе тогдашнего президента Анвара Садата, начиная с 1970-х годов. Египет провел приватизацию, хотя и ограниченную, избежав при этом больших социальных потрясений, рекордно увеличил золотовалютные резервы. А в 1990-е гг. страна добилась почти двукратного увеличения темпов экономического роста. В других странах региона реформы прошли преимущественно в 1980-е годы.

Экономическая трансформация, по словам исследователя, включала:

  • ограничение административного ценообразования и сокращение субсидий (хотя и недостаточное, по мнению экономиста),
  •  объединение валютного курса,
  •  более жесткая фискальная и денежная политика,
  •  либерализация торговли (с ЕС, США, а также внутри региона),
  •  приватизация (с иностранными капиталовложениями),
  •  довольно осторожные реформы финансового сектора: открытие бирж, либерализация движения капитала.

«Фактически в таком состоянии арабские экономики встретили арабскую весну», — отметил Марек Домбровский.

«Пусковыми механизмами» для реформ в арабских странах, по мнению Домбровского, послужили прежде всего падение цен на нефть (во второй половине 1980-х), распад СССР и приостановление поддержки с его стороны (начало 1990-х), неэффективность предыдущей модели развития и стремление создать «макроэкономическую и социальную стабильность».

Косвенно на преобразования в странах арабского мира повлияли реформы в странах Центральной и Восточной Европы и в бывших республиках СССР, а также в Китае и Индии. Сыграли свою роль и давление со стороны международных финансовых институтов (МВФ, Всемирного банка), а также со стороны США и Евросоюза. Был и частный интерес местных элит к обогащению.

В арабских странах нужно продолжать всеобъемлющие реформы, отметил Марек Домбровский. Как показывает история, «время работает против реформаторов», резюмировал экономист.

Презентация доклада

 

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Новая система кадрового отбора начала работать во всех регионах страны»

Созданная по инициативе президента РФ Владимира Путина система социальных лифтов начинается с поиска талантливых детей, а завершается подготовкой и отбором высших управленцев. Ее особенности и перспективы развития 10 апреля обсудили участники пленарного заседания XX Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на тему «Новая система социальных лифтов в России как способ обновления элит».