• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методологические проблемы культурсоциологии

Интервью участника XIV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества», председателя сессии «Cultural sociology in action: Methodological reflections» Дмитрия Куракина.

— Дмитрий, какая тема в этом году являлась центральной в обсуждении на культурологических сессиях: «Culturalsociologyinaction: Methodologicalreflections» и «Culturalsociologyinaction: Empiricalexplorations»?

— В прошлом году мы впервые представили культурсоциологию на Апрельской конференции, и задача была во многом ознакомительная. Мы стремились охарактеризовать эту исследовательскую программу в целом и проиллюстрировать ее конкретными исследованиями, проводимыми в России. Эта задача была, как мне кажется, успешно решена, и сегодня культурсоциология уже не нуждается в подробном представлении, по крайней мере, в Вышке. Поэтому в этом году мы решили двинуться дальше и поставить, во-первых, существенно более сфокусированную проблему, а во-вторых, расширить географию участников. В качестве этой проблемы выступила методология культурсоциологических исследований: как обеспечить достоверное научное знание, какие фундаментальные и конкретные препятствия существуют на этом пути, присутствует ли методологическая специфика культурсоциологических исследований, каковы перспективные методологические решения и приемы и прочие вопросы. Кроме того, мы постарались снабдить все рассуждения эмпирическими иллюстрациями.

Участники конференции, в основном, разделяют идентичность «второго поколения» «сильной программы» культурсоциологии. Основатели этого научного проекта, то есть представители «первого поколения», сформулировали концептуальную рамку, поставили и решили многие теоретические проблемы, инициировали теоретические же дискуссии, а также предложили ряд «парадигмальных» эмпирических исследований, которые успешно выполняют функцию образца.

— С чем связан такой выбор тематики?

— Мне представляется, это во многом «поколенческий» сюжет. Участники конференции, в основном, разделяют идентичность «второго поколения» «сильной программы» культурсоциологии. Основатели этого научного проекта, то есть представители «первого поколения», сформулировали концептуальную рамку, поставили и решили многие теоретические проблемы, инициировали теоретические же дискуссии, а также предложили ряд «парадигмальных» эмпирических исследований, которые успешно выполняют функцию образца. Таким образом, исследовательская модель собрана, и самое время проблематизировать и оптимизировать ее работу, а это уже методологическая задача. Поэтому я думаю, что эта задача — один из естественных вызовов для сегодняшнего поколения исследователей. Это и предопределило наш выбор. Идея нашей сдвоенной сессии, кстати, коллективная — мы придумали ее в ходе дискуссий в Университете Констанца летом прошлого года. Помимо участников конференции, в этом мозговом штурме участвовал Наиль Фархатдинов, наш коллега по культурсоциологической группе Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ, который, не смог принять участие в сессии, поскольку в эти дни защищал PhD в Абердине.

— Насколько «острыми» являются методологические вопросы для современной культурсоциологии? Что здесь является трендом сегодня?

— Культурсоциологи лишь начинают заниматься этими вопросами всерьез. Одним из первых был молодой, но уже весьма известный социолог Айзек Рид. И сам успех его работ, которые обсуждаются широко за пределами культурсоциологического сообщества, весьма показателен. Однако в целом это скорее исключение, и представленные на нашей сессии доклады претендуют на то, чтобы инициировать серьезную дискуссию.

— Насколько представительными получились сессии по сравнению с прошлым годом?

— Помимо членов нашей исследовательской группы, оценивать представительность которых я не берусь, в программу сессии вошли четыре очень сильных исследователя из Европы, Северной Америки и Австралии. Один из них, Джонатан Роберж, к сожалению, не смог приехать. Остальные представили интересные доклады, находящиеся в русле их работ последних лет, среди которых сборник «Iconic Power», опубликованный недавно под редакцией Джеффри Александера, Бернарда Гизена и Доменика Бартмански, монографии Иана Вудварда «Understanding Material Culture», «Cosmopolitanism. Uses of the Idea», готовящейся к изданию большой работы Вернера Биндера о скандале, связанном с тюрьмой Абу-Грейб.

— Есть ли доклады, которые вам хотелось бы отметить?

— Я бы не стал выделять какой-то конкретный доклад, так как мы постарались, чтобы сообщения образовали композиционное единство. Мы постарались коснуться и эпистемологических вопросов, и конкретных исследовательских техник. Доминик Бартмански и Иан Вудвард посвятили свои выступления, по сути, критике дискурсивно-ориентированного анализа, то есть такого понимания социальной жизни, которое рассматривают культуру исключительно как текст. Это, действительно, наиболее развитая и хорошо проработанная часть культурсоциологической теории. Они рассуждали о том, как культурсоциология может объяснять перформансы, иконические и материальные объекты, которые не получается редуцировать к дискурсивным феноменам.

Я бы не стал выделять какой-то конкретный доклад, так как мы постарались, чтобы сообщения образовали композиционное единство. Мы постарались коснуться и эпистемологических вопросов, и конкретных исследовательских техник.

Вернер Биндер проблематизировал отношение между объяснением и интерпретацией в культурсоциологии, и, в частности, акцентировал внимание на различии между «публичными» смыслами — то есть доступными непосредственному постижению всеми участниками коммуникации, и более глубокими культурными смыслами, которые структурируют человеческое восприятие и социальную жизнь. Методологически исследование последних весьма затруднительно, поскольку они не открыты непосредственному наблюдению, их нельзя выявить, к примеру, посредством социологического опроса. Однако скрытое может стать явным, если мы сосредоточимся на анализе разного рода сбоев в порядке социальной жизни: от оговорок, методологический потенциал которых вскрыл еще Фрейд, до публичных скандалов. Анализу сбоев и трансгрессий был посвящен мой доклад.

Дарья Хлевнюк сосредоточилась на методологических проблемах базового для культурсоциологии различения «сакральное/профанное» и порассуждала о том, как граница между ними может быть идентифицирована в музейных практиках. Варвара Кобыща, в заключение, проанализировала случай, произошедший недавно в Московской области, когда около семидесяти подростков остановили электричку и за двадцать минут полностью закрасили ее граффити. Анализ этого кейса совмещает практически все обсуждаемые линии: и проблематику искусства и повседневной эстетики, и сбои в рутинных практиках, и роль материального и иконического в культуре.

— Каковы основные результаты сессий? Довольны ли вы этими результатами?

— Главным результатом является начало методологической дискуссии в культурсоциологии. Разговор, начатый в Москве, будет продолжен на других площадках. То, что этот разговор начался именно в Москве и в Вышке тоже, по-моему, очень важно. Возможно, в обозримой перспективе мы сможем провести уже отдельную международную культурсоциологическую конференцию. Впрочем, не будем забегать вперед.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.

Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту

Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

Новый онлайн-курс Высшей школы экономики появился на национальной платформе «Открытое образование». Чем интересно изучение современного общества, почему теория в социальных науках имеет первостепенное значение для исследовательской практики, как социологическая теория делает общество «вменяемым», рассказала Светлана Баньковская, автор курса, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ.