• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

II Конгресс молодых ученых: запрос на большую мечту и ориентир на возможности

II Конгресс молодых ученых: запрос на большую мечту и ориентир на возможности

© Сергей Шинов / Фонд Росконгресс

На днях в Сочи, в Парке науки и искусства «Сириус», прошел II Конгресс молодых ученых. Активное участие в нем приняли представители НИУ ВШЭ. Они работали на разных площадках, где обсуждался широкий круг тем — от развития университетов до машинного обучения и научного кино. О некоторых сессиях — в репортаже новостной службы «Вышка.Главное».

II Конгресс молодых ученых — ключевое мероприятие Десятилетия науки и технологий. По данным организаторов, за три дня в нем приняли участие более 3 тыс. человек из 77 регионов России и 40 стран мира. Состоялось свыше 155 мероприятий. Конгресс посетили президент РФ Владимир Путин, помощник президента Андрей Фурсенко, заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко, глава Минобрнауки Валерий Фальков и др.

В день открытия конгресса прошел круглый стол на тему «Интеграция научных и образовательных организаций новых регионов в российское научно-образовательное пространство». В его работе приняла участие вице-президент Высшей школы экономики Ирина Карелина, она посвятила свое выступление новым возможностям университетов. Сейчас в Российской Федерации порядка 500 государственных вузов, из них новые составляют примерно 5%. Она отметила, что в России накоплен «феноменальный» опыт развития университетов.

Ирина Карелина
© Максим Григорьев / Фонд Росконгресс

Сегодня актуален тренд на создание коллабораций. Это в том числе организация научно-образовательных центров, научных центров мирового уровня, зеркальных лабораторий, сетевых магистратур и аспирантур, реализация стратегических проектов программы «Приоритет-2030». Важно также, что возникают целевые аспирантуры, а гранты молодым ученым предлагают не только Российский научный фонд, но и отдельные университеты. Широкое распространение получили летние предметные школы, разнообразные стажировки.

Конструкторские бюро в вузах

Проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов выступил модератором сессии «Кадры будущего: молодежные конструкторские бюро — полигон для подготовки инженеров нового времени». Он напомнил, что по поручению президента РФ Минфин и Минобрнауки готовятся запустить систему мер поддержки для молодежных конструкторских бюро на базе ведущих университетов страны. Цель — привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок.

Дмитрий Земцов
© Сергей Отрошко / Фонд Росконгресс

«В России около сотни университетов, которые готовы генерировать новые технологии и новые знания, и есть студенты, которые готовы решать прорывные задачи. А если посчитать работающие конструкторские бюро, то их окажется не больше 50. А ведь каждый сильный университет может запустить более одного молодежного студенческого конструкторского бюро», — подчеркнул проректор Вышки. И нужно сделать так, чтобы ребята еще на студенческой скамье в своем университете смогли решать реальные задачи от технологических компаний.

Дмитрий Земцов рассказал о новой технологической корпоративной культуре, на которую следует ориентироваться. Есть практики, когда молодежную команду не распределяют между старшими наставниками, а воспитывают в составе целой группы, чтобы затем эта группа влилась в компанию, пояснил он.

В сессии «Развитие кадрового управленческого резерва в области науки и образования как инструмент для решения основных вызовов общества» принял участие заместитель председателя Госдумы РФ, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Борис Чернышов. Изменение мирового уклада создает запрос на новые кадры, на тех людей, которые бы могли управлять большими системами, отметил он. По его словам, те вызовы, которые стоят сегодня перед нашей страной, «формируют запрос на большую мечту поколения».

Борис Чернышов
© Игорь Родин / Фонд Росконгресс

«Сегодня есть большой запрос, прежде всего у молодежи, на то, чтобы, оперируя этой большой мечтой, создавать новую экономическую политику, новую научную политику», — говорит Борис Чернышов. Каждый человек должен чувствовать, что он необходим: «Мы очень хотим, чтобы большое количество интересных, талантливых, креативных людей с новыми идеями приходило в систему управления». По его мнению, кадровые конкурсы, проводимые на платформе «Россия — страна возможностей», убеждают молодежь в том, что она нужна стране.

Ориентироваться на возможности, а не на страхи

В рамках инициативы Десятилетия науки и технологий «Проектирование будущего» прошла сессия по этой теме. Заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний, директор Форсайт-центра НИУ ВШЭ профессор Александр Соколов рассказал, как сейчас меняется система прогнозирования. Работа Форсайт-центра заключается в том, чтобы собрать команду стейкхолдеров — ключевых экспертов, основных пользователей в нужной сфере, а также людей, которые принимают решения. Они выбирают взаимоприемлемый вариант будущего из нескольких возможных и разрабатывают систему мер для его достижения.

Александр Соколов
© Иван Климычев / Фонд Росконгресс

Сейчас ситуация становится намного более непредсказуемой, турбулентной. Нужно выбрать меры, которые позволят снизить эту неопределенность, и быть готовыми отреагировать на разные варианты. «Для этого нужно, с одной стороны, привлекать адекватных экспертов, а с другой — работать с большими данными», — считает профессор. Также надо учитывать, что могут возникать различные шоки. Для этого исследователи собирают базу слабых сигналов и событий-джокеров, пытаются их описывать и анализировать. Есть модели, которые позволяют с ними работать. Чтобы прогнозы реально работали, очень важно, чтобы в процесс на самых ранних стадиях активно включились лица, принимающие решения, подчеркнул Александр Соколов.

Рассуждая о влиянии настоящего на будущее, он отметил, что очень часто мы строим планы, исходя из различных страхов, тратя усилия на то, чтобы избежать предполагаемых опасностей. «Я бы хотел, чтобы молодежь ориентировалась на возможности, а не на страхи. Потому что возможности намного больше и мощнее, они принесут вам гораздо больше удовлетворения от жизни и счастья, если будете ориентироваться на них, а не закрываться от каких-то опасностей и постоянно жить в обороне. Давайте жить в нападении!» — заключил Александр Соколов.

Самое интересное — это взаимодействие с мозгом

Нейротехнологии — на острие научной мысли, они вызывают все больший интерес молодых исследователей. Их развитию была посвящена сессия «Нейротехнологии: исправить и дополнить мозг». Речь шла о проблемах развития новейших междисциплинарных методов, объединяющих достижения физики, биологии, медицины и других наук для лечения пациентов со сложными заболеваниями.

Директор Федерального центра мозга и нейротехнологий Всеволод Белоусов подчеркнул, что нейротехнологии приходят в повседневность через медицину. В центре планируется разрабатывать технологии, где физика и материаловедение будут сочетаться с медицинскими технологиями.

Сооснователь Российского квантового центра Руслан Юнусов обратил внимание на регулярно циркулирующую тему выхода искусственного интеллекта из-под контроля: «Нам надо стать частью технологий раньше, чем ИИ осознает себя как самостоятельный субъект, тогда граница будет стертой».

Директор Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук ВШЭ Алексей Осадчий рассказал, что интерфейсы, считывающие реакцию мозга и управляющие конечностями, уже стали реальностью. Однако, по его мнению, «самое интересное — это взаимодействие с мозгом, разговор с ним, выяснение способа доставки обработанной информации». Это, полагает эксперт ВШЭ, позволит настроить мозг на определенный режим, скорректировать патологическое состояние, распознать возможные проявления болезненных состояний, например эпилептического припадка.

Алексей Осадчий
© Сергей Кулаков / Фонд Росконгресс

Говоря о проблемах технологий и их внедрения, Алексей Осадчий отметил, что нынешние регуляторные риски снижают возможности экспериментов, ограничивая время освоения технологических новинок пациентами и, следовательно, объем наблюдения специалистов за эффектом их применения. Он предложил разделить обычных больных и пациентов, готовых участвовать в эксперименте.

Алексей Осадчий также обратил внимание на то, что нынешние механизмы грантового финансирования науки ограничивают сотрудничество между учеными из разных исследовательских центров. Оно допускается, но взаимодействие следует прописывать заранее, между тем необходимость в междисциплинарном исследовании может появиться неожиданно. «Мы объединяемся только там, где наши работы являются комплементарными», — сказал эксперт ВШЭ.

Денис Деркач
© Сергей Кулаков / Фонд Росконгресс

Денис Деркач выступал модератором дискуссионной секции «Машинное обучение для разгадки тайн Вселенной», в рамках которой совместно с представителями научного сообщества обсудил роль новых методов анализа данных в развитии фундаментальных наук. Участники дискуссии пришли к выводу, что в случае фундаментальных наук искусственный интеллект выступает как помощник в исследованиях. Он позволяет значительно сократить время сбора данных, необходимых для открытия новых законов Вселенной. На текущий момент новые подходы не могут полностью заменить людей в получении знаний об окружающем мире. ИИ является важным инструментом, на котором нужно заострить внимание при обучении исследователей будущего. Было подчеркнуто, что создание отечественной элементной базы для искусственного интеллекта значительно упростит создание новых проектов «Мега-сайенс», таких как ускоритель NICA (ОИЯИ, Дубна), Супер чарм-тау фабрика (Саров), потому такого типа исследования могут служить хорошей площадкой для развития подходов ИИ в ближайшем будущем.

На дискуссионной площадке «Роль молодых ученых в реализации программ создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития» выступила Мария Нагерняк, заместитель проректора, директор Дирекции НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Мария Нагерняк
© Высшая школа экономики

Она рассказала о роли молодых ученых в развитии фундаментальных и прикладных исследований человеческого потенциала в рамках Научного центра мирового уровня. В том числе Мария Нагерняк уделила внимание внедрению новых форматов привлечения молодых исследователей в социальные и гуманитарные науки. Кроме того, НЦМУ провел презентацию «Цифровые технологии в современной антропологии».

Также Мария Нагерняк приняла участие в награждении победителей Всероссийского молодежного конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ, организованного Минобрнауки при участии Научных центров мирового уровня. Конкурс ориентирован на выявление и поддержку перспективных результатов научной деятельности по приоритетным направлениям научно-технологического развития России, распространение информации о деятельности научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития и международных математических центров мирового уровня в рамках реализации национального проекта «Наука и университеты».

В работе Конгресса молодых ученых также приняли участие: директор Центра академического развития студентов ВШЭ Андрей Кожанов, эксперт факультета креативных индустрий ВШЭ Олег Иванов (сессия «Научное кино как способ коммуникации»), директор Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ ВШЭ Екатерина Стрельцова (сессия «Социология для науки»), директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ ВШЭ Михаил Гершман (сессия «Как оценить научный результат»), доцент Высшей школы бизнеса ВШЭ Дмитрий Кнатько (сессия «Построение стартап-команд в biomedtech»), руководитель Центра искусственного интеллекта ФКН ВШЭ Алексей Масютин (сессия «Маркетинг научных исследований»), руководитель отдела экономики инноваций в сельском хозяйстве Института аграрных исследований ВШЭ Надежда Орлова (сессия «Аграрное образование в России»), руководитель Школы философии и культурологии ВШЭ Анастасия Углева (сессия «Этика применения ИИ в системообразующих проектах») и другие ученые, исследователи и студенты Вышки.